ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
методическая разработка на тему

1. О дифференциации и индивидуализации обучения маткматике.

2. Основные цели индивидуализации обучения математике.

3. Основные направления дифференциации и индивидуализации обучения математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizaciya_obucheniya_matematike.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 1 им. М.Ю. Лермонтова

Учитель математики Калмыкова Татьяна Юрьевна

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ  МАТЕМАТИКЕ

1.        О дифференциации и индивидуализации обучения математике.

2.        Основные цели индивидуализации обучения математике.

3. Основные направления дифференциации и индивидуализации обучения математике.

1. Говоря  о  дифференциации обучения, до сих пор имели в виду одну из его форм, направленную на повышение уровня профессионального и одновременно политехни ческого образования.

Современные достижения педаго гики и психологии ставят весьма актуальные проблемы единства действий учителя и учащихся и возможно более полной индивидуализации обучения  в условиях коллективной учебной деятельности.

Поначалу под индивидуализацией обучения понимали лишь обеспечение различного темпа учебной работы школьников в соответствии с их способностями, так как  силь ному учащемуся нужно упражняться значительно меньше, чем слабому.

Индивидуализация обучения математике предполагает так же и обязательную его дифференциацию, которую сле дует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого из них в отдельности.

Отметим, что индивидуализация обучения математике не должна повлечь за собой отказ от коллективной деятельности учащихся в процессе обу чения, необходимо прийти к   органическому единству индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников.

2. Основными целями индивидуализации обучения любому учебному предмету, и в частности матема тике, следует считать:

  1. развитие и использование в обучении индивидуальных ка честв личности ученика;
  2. развитие и использование в обучении познавательных инте ресов каждого ребёнка;
  3. развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей  и  талантов  каждого школьника;
  4. оптимальное развитие способностей к обучаемости у каждого школьника;

5) заблаговременная  подготовка  к  сознательному выбору профессии;

6) развитие у каждого ученика навыков самостоятельной учебной деятельности.

В связи с этим учитель математики, как правило, проводит тестирование, которое позволяет  определить уровень обучаемости, умение самостоятельно работать, читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст, способность к сообразительности,         уровень развития того или иного компонента математического мышления, познавательные интересы и т. п.

Для проверки уровня развития логиче ского мышления, можно предложить пару задний:

1.        Какое из нижеприведенных утверждений справедливо для следующего равенства:   (х + 5)2 = х2 + 10х + 25.

(число х принадлежит множеству действительных чисел).

а) для всех значений х;    в) только для одного значения х;

б) только для двух значений х;  г)        ни для одного значения х?

2) ответьте на те же вопросы относительно равенства

(х + 5)2 = х2 + 5х + 25.

2.        Разносторонний треугольник ABC повернут по часовой стрелке вокруг вершины В на величину угла А, при этом точка А переместилась в точку А1 и вершина с переместилась в точку С1. Какие из следующих утверждении справедливы:

а)        угол между АС и АС1  равен углу А;

б)        угол между ВС и ВС1 равен углу В;

в) биссектриса угла АВА1 перпендикулярна АА1;

г)        ни одна из сторон нового треугольника А1В1С1 не параллельна какой-либо стороне треугольника АВС.

3. Основными направлениями для индивидуали зации обучения математике являются:

  1. создание относительно однородных по составу классов или учебных групп учащихся;
  2. прохождение курса математики в ускоренном или замедлен ном темпе;
  3. внутриклассная индивидуализация учебных заданий в обыч ном разнородном классе.

Первое направление реализуется в классах с углубленным изучением математики или учебных групп при проблемной форме организации обучения математике.

Второе направление обычно реализуется в школах дефектологического  типа.

Третье направление реализуется при обу чении математике в массовой школе через дифференциацию учебных заданий  для  самостоятельной  или индивидуальной домашней работы.

Как правило, упражнения разбиваются на три уровня трудности. Например:

Задание 1.

а) Какое первое слагаемое, если сумма двух чисел равна 10, а второе слагаемое равно 6?

б)        Какие числа следует сложить, чтобы в результате получить число 10?

в)        Какое одно арифметическое действие и над какими числами следует провести, чтобы в результате получить число 10?

Задание 2. Вычислите устно и объясните способ вычисления:     а) 15 • 8 + 26;     б) 13 • 8 + 26;    в)  28 • 18 + 54.

На отдельных этапах урока в числе заданий для домаш ней работы, в различных проверочных работах рекомен дуется постановка заданий следующего типа:

а) ученику предлагается выбрать из пяти предложенных задач решить любые три;

б)  предлагаются дополнительные задачи, решать которые ребенок  может лишь добровольно.

Естественно, предполагается, что при дифференциации обучения  математике:

а)        имеют место постоянный контроль и помощь учителя каждому из учащихся в процессе изучения им программного материала от  начальной и до последней  стадии изучения темы;

б)         учителем обязательно учитываются индивидуальные  способности ученика при изучении каждой темы школьного курса  математики;

в)        увеличивается объем самостоятельной работы учащихся в процессе обучения математике. Здесь предполагается, что учитель использует самые разнообразные и содержательные  формы этого вида учебной деятельности школьников, отдавая предпочтение тем из них, которые способствуют развитию интереса школьников к изучению математики и творческой инициативы;  

г) оптимально используются различные дидактические пособия и ИКТ.

И в заключении следует отметить, что наиболее полно  отвечают задаче индивидуализации обучения математике использование учителем проблемной формы обучения и метод обучения на моделях.