ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
методическая разработка на тему
1. О дифференциации и индивидуализации обучения маткматике.
2. Основные цели индивидуализации обучения математике.
3. Основные направления дифференциации и индивидуализации обучения математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizaciya_obucheniya_matematike.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 1 им. М.Ю. Лермонтова
Учитель математики Калмыкова Татьяна Юрьевна
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1. О дифференциации и индивидуализации обучения математике.
2. Основные цели индивидуализации обучения математике.
3. Основные направления дифференциации и индивидуализации обучения математике.
1. Говоря о дифференциации обучения, до сих пор имели в виду одну из его форм, направленную на повышение уровня профессионального и одновременно политехни ческого образования.
Современные достижения педаго гики и психологии ставят весьма актуальные проблемы единства действий учителя и учащихся и возможно более полной индивидуализации обучения в условиях коллективной учебной деятельности.
Поначалу под индивидуализацией обучения понимали лишь обеспечение различного темпа учебной работы школьников в соответствии с их способностями, так как силь ному учащемуся нужно упражняться значительно меньше, чем слабому.
Индивидуализация обучения математике предполагает так же и обязательную его дифференциацию, которую сле дует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого из них в отдельности.
Отметим, что индивидуализация обучения математике не должна повлечь за собой отказ от коллективной деятельности учащихся в процессе обу чения, необходимо прийти к органическому единству индивидуальной и коллективной учебной деятельности школьников.
2. Основными целями индивидуализации обучения любому учебному предмету, и в частности матема тике, следует считать:
- развитие и использование в обучении индивидуальных ка честв личности ученика;
- развитие и использование в обучении познавательных инте ресов каждого ребёнка;
- развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого школьника;
- оптимальное развитие способностей к обучаемости у каждого школьника;
5) заблаговременная подготовка к сознательному выбору профессии;
6) развитие у каждого ученика навыков самостоятельной учебной деятельности.
В связи с этим учитель математики, как правило, проводит тестирование, которое позволяет определить уровень обучаемости, умение самостоятельно работать, читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст, способность к сообразительности, уровень развития того или иного компонента математического мышления, познавательные интересы и т. п.
Для проверки уровня развития логиче ского мышления, можно предложить пару задний:
1. Какое из нижеприведенных утверждений справедливо для следующего равенства: (х + 5)2 = х2 + 10х + 25.
(число х принадлежит множеству действительных чисел).
а) для всех значений х; в) только для одного значения х;
б) только для двух значений х; г) ни для одного значения х?
2) ответьте на те же вопросы относительно равенства
(х + 5)2 = х2 + 5х + 25.
2. Разносторонний треугольник ABC повернут по часовой стрелке вокруг вершины В на величину угла А, при этом точка А переместилась в точку А1 и вершина с переместилась в точку С1. Какие из следующих утверждении справедливы:
а) угол между АС и АС1 равен углу А;
б) угол между ВС и ВС1 равен углу В;
в) биссектриса угла АВА1 перпендикулярна АА1;
г) ни одна из сторон нового треугольника А1В1С1 не параллельна какой-либо стороне треугольника АВС.
3. Основными направлениями для индивидуали зации обучения математике являются:
- создание относительно однородных по составу классов или учебных групп учащихся;
- прохождение курса математики в ускоренном или замедлен ном темпе;
- внутриклассная индивидуализация учебных заданий в обыч ном разнородном классе.
Первое направление реализуется в классах с углубленным изучением математики или учебных групп при проблемной форме организации обучения математике.
Второе направление обычно реализуется в школах дефектологического типа.
Третье направление реализуется при обу чении математике в массовой школе через дифференциацию учебных заданий для самостоятельной или индивидуальной домашней работы.
Как правило, упражнения разбиваются на три уровня трудности. Например:
Задание 1.
а) Какое первое слагаемое, если сумма двух чисел равна 10, а второе слагаемое равно 6?
б) Какие числа следует сложить, чтобы в результате получить число 10?
в) Какое одно арифметическое действие и над какими числами следует провести, чтобы в результате получить число 10?
Задание 2. Вычислите устно и объясните способ вычисления: а) 15 • 8 + 26; б) 13 • 8 + 26; в) 28 • 18 + 54.
На отдельных этапах урока в числе заданий для домаш ней работы, в различных проверочных работах рекомен дуется постановка заданий следующего типа:
а) ученику предлагается выбрать из пяти предложенных задач решить любые три;
б) предлагаются дополнительные задачи, решать которые ребенок может лишь добровольно.
Естественно, предполагается, что при дифференциации обучения математике:
а) имеют место постоянный контроль и помощь учителя каждому из учащихся в процессе изучения им программного материала от начальной и до последней стадии изучения темы;
б) учителем обязательно учитываются индивидуальные способности ученика при изучении каждой темы школьного курса математики;
в) увеличивается объем самостоятельной работы учащихся в процессе обучения математике. Здесь предполагается, что учитель использует самые разнообразные и содержательные формы этого вида учебной деятельности школьников, отдавая предпочтение тем из них, которые способствуют развитию интереса школьников к изучению математики и творческой инициативы;
г) оптимально используются различные дидактические пособия и ИКТ.
И в заключении следует отметить, что наиболее полно отвечают задаче индивидуализации обучения математике использование учителем проблемной формы обучения и метод обучения на моделях.