Урок-панорама "Прощание с 19 веком"
методическая разработка (10 класс) по теме
Урок с использованием рекомендованных технологий: игровой, методикой Ильина, технология Шаталова, адаптированная к урокам литературы, метод проектов (элементы проекта ученика). Данный материал может быть использован как в 10 , так и в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-panorama.docx | 21.32 КБ |
hud._sredstva.pptx | 208.31 КБ |
hudozhestvennoe_slovo.pptx | 749.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-панорама «Прощание с литературой 19 века».
ЦЕЛЬ: обобщение знаний по художественной литературе 19 века и особенностям художественного слова.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Проверка уровня знаний по творчеству писателей 19 века;
Воспитательные:
- Формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств;
Развивающие:
- Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
- Обеспечить развитие дискуссионных навыков;
- Обеспечение ситуации эмоционального переживания.
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: подборка книг писателей 19 века, компьютерная презентация, раздаточные таблицы.
Планируемый результат:
Предметный :
системное обобщение полученных на уроках 9-10 классов сведений о литературе 19 века.
Личностный:
1)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать любимых авторов 19 века;
2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроках по литературе 19 века опыта.
Метапредметный:
полученные навыки по развитию речи и умению вести диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат.
ПЛАН:
- Вступительное слово учителя.
- Ролевая игра. Постановка целей и задач урока.
- Компьютерная презентация.
- Демонстрация элементов ученического проекта.
- Слово учителя.
- Командная работа на скорость.
- Рефлексия. Заключительное слово учителя.
ХОД УРОКА.
1. Вступительное слово учителя.
У нас сегодня необычный урок и поэтому я попрошу капитанов команд перевоплотиться.
1. Ролевая игра. 5-6 минут. Каждая команда (всего 3) на время забывает о своем земном происхождении. Вы- инопланетяне, причем разных подвидов с абсолютно чуждой логикой! Ваша задача- по какому-то принципу , высадившись на Землю, найти собрата по разуму. Затем вы озвучите результат (у каждой команды- свой, поэтому постарайтесь выдвинуть несколько версий), после чего у каждой команды будет возможность отстоять свою версию и аргументировать выбор. Время для выбора версии- 1 минута. Примерные варианты ответов: 1) внешнее сходство 2) способность к изменению лика Земли 3) способность мыслить и говорить | Технологии |
Игровая. Цель применения: оптимизация учебного процесса, привитие навыков к дискутированию и работе в команде. | |
2. Мне ближе всего версия о способности говорить как показателя способности мыслить. Тем более, что тема нашего урока- «Прощание с литературой 19 века». Как вы понимаете, и наша игра не была случайной- я не ставила цель развлечь Вас. Сегодня мы прощаемся с литературой 19 века и постараемся вспомнить, что она принесла не только в вашу, пока ешё очень юную жизнь, но и в жизнь нашей нации. Поэтому начнём урок с поисков ответа на вопрос: что же такое художественное слово, в чем его отличие от бытового. Один из ответов- перед вами. Это эпиграф нашего урока- слова Андрея Белого о прозе русских классиков(слайд 1). Попробуем ответить на вопрос: почему литературу 19 века мы относим к «золотому» периоду русской литературы? (слайд 2). | ИКТ-технология Цель: подготовка личности «информационного общества», дать ребёнку большое количество материала за короткое время, эстетическое сопровождение умственной работы, для оптимизации сочетания индивидуальной и групповой работы, для эффективности организации урока. |
3. В чём же отличие художественного слова от бытового? (слайд 3). Мини-лекция учителя. | Система Е.Н. Ильина |
4. Ответ на этот вопрос ищет и ваш одноклассник- он продемонстрирует результат своих поисков, показав нам элементы своего проекта. | Проектная деятельность + ИКТ- технология Цель: формирование умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей |
5.Слово учителя: С благоговеньем прикасайся
| Система Е.Н. Ильина Цель:1. Создание проблемной ситуации и выхода из неё через самостоятельную деятельность ученика. |
6. Командная игра: вам раздадут стопку книг- это авторы 19 века. Капитаны распределят их. У каждого из вас задача: о том авторе, книгу которого вы держите в руках, вы должны емко рассказать, в чем заключается его вклад в сокровищницу русской литературы. Задание на время- 1 минута . | |
7. Суммируем вашу работу: перед вами таблица, к которой мы будем время от времени обращаться, говоря о традициях в литературе и о русском литературном наследии | Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)+ ИКТ Цель: закрепление знаний гуманитарного характера в классах физико- математического профиля. |
Александр Сергеевич Пушкин | Русский национальный поэт: в нём, как в лексиконе заключается всё богатство, сила и гибкость нашего языка. |
Николай Васильевич Гоголь | Русский мистицизм, фольклорность, парадоксальность,, через национальное –общечеловеческое, нравственность- «тоска по идеалу». |
Фёдор Иванович Тютчев | Одухотворённость природы,, философичность, будит интерес к загадкам мирозданья. Противоречивому единству природы и человека |
Иван Сергеевич Тургенев | Чистота и правильность языка, сакраментальность мышления, политическая смелость, высокая жертвенность |
Иван Александрович Гончаров | Отражение русского национального характера, изумительная трезвость взгляда на мир. |
Николай Алексеевич Некрасов. | Создатель новой поэтики: поэтическая форма оттеняет прозаичность, грубость, будничность содержания, гражданственность тематики |
Фёдор Михайлович Достоевский | Изощрённейший психологизм, совершенство и сложность образов, глобальность тематики. |
Александр Николаевич Островский | «Русский Мольер»: сатиричность образов, народность языка, самобытность и национальность характеров |
Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин | Метафоричность языка, острая сатиричность содержания, саркастичность |
Николай Семёнович Лесков | Христианская мораль в художественной прозе, нравственные принципы, необычный «антикварный» язык, образ «праведника» |
Антон Павлович Чехов | Высочайшая нравственность, новаторство художественной формы и языка, лиризм, ироничность |
8. Мне хотелось бы закончить наш урок на лирической ноте: капитанам команд было дано задание- найти и прочесть то стихотворение о художественном слове, которое наиболее созвучно их душе. ( Чтение стихов). Так зачем нужна русская классика? Чему она учит? Для чего написаны стихи? – | Система Е.Н. Ильина |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ана́фора или единоначатие -повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф) Анафора звуковая Повторение одних и тех же сочетаний звуков: Гро зой снесённые мосты, Гро ба с размытого кладбища А. С. Пушкин «Медный всадник» Анафора морфемная Повторение одних и тех же морфем или частей слов: Черно глазую девицу, Черно гривого коня. М.Ю. Лермонтов «Узник» Анафора лексическая Повторение одних и тех же слов Сумрак тихий, сумрак сонный. Лейся в глубь моей души Ф.И. Тютчев»Тени сизые смесились» Анафора синтаксическая Повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин «Брожу ли я..»
Звукопись — художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов ( повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями. Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков. Например: Люблю гр о з у в начале мая, Когда весенний, пе р вый гр ом, Как бы р е з вяся и и гр ая, Гр охочет в небе голубом . (Ф. И. Тютчев) Ассонанс — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков. Например: ...Бежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой. (А. С. Пушкин)
Инверсия- расположение слов в предложении или в фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил. (А. Пушкин) Прозаическая структура этой фразы была бы такой: «И я долго твердил нежное имя милой Мариулы ». Арагвы светлой он счастливо Достиг зеленых берегов. (М. Лермонтов) Прозаическая структура — «Он счастливо достиг зеленых берегов светлой Арагвы » — придает всей фразе слишком обыденный вид. Лишь музы девственную душу В пророческих тревожат боги снах. (Ф. Тютчев) Прозаическая структура фразы: «Боги тревожат в пророческих снах лишь девственную душу Музы».
МЕТАФОРА — вид тропа употребление слова в переносном значении; словосочетание, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д. Унынья моего ничто Не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит И любит — оттого, что не любить оно не может . А.С. Пушкин «На холмах Грузии…»
Олицетворение, прозопопея (от греч. prósōpon — лицо и poiéō — делаю), персонификация (от лат. persona — лицо, личность и facio — делаю), особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. А.С. Пушкин «Анчар» Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что, наконец, свалился. А.А. Фет «Устало все кругом…» Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. Ф.И. Тютчев «Сияют воды…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Золотой век русской литературы Рождение художественной литературы- это принципиально новый этап в развитии языка . И содержание, и язык художественного текста неизмеримо сложнее любого другого, потому что человек с его помощью жаждет разгадать самую непостижимую загадку- самого себя. Создавать художественные миры позволяет образ-способ и средство воссоздания реальности в искусстве, наиболее важный элемент художественной модели мира, адресован как разуму, так и чувствам. Материалом художественной литературы является особый язык, создающий одухотворенный вариант мира.
Художественное слово Многозначность Метафоричность Выразительность Эмоциональное воздействие Чистота национального языка В области тематики- злободневность актуальность, вневременность , ориентация на общечеловеческие ценности Мир художественный организован волей своего творца, состоит из элементов- образов, обращённых одновременно и к разуму, и к чувству. Иногда образ трансформируется в символ. Свойство: « остранение »( по В.Б. Шкловскому)- мир становится «странным», мы на него смотрим «со стороны». В области речи: ритмична, нет хаотических у дарений и пауз. Из правил риторики: «Высшее искусство- это искусство скрывать своё искусство».
Писатели «золотого века» русской литературы
Что подарили русские классики «золотого века» миру? Лев Николаевич Толстой Эпичность описания событий и характеров, драматизм, «теплоту патриотизма». Александр Сергеевич Пушкин Русский национальный поэт: в нём, как в лексиконе заключается всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Николай Васильевич Гоголь Русский мистицизм, фольклорность, парадоксальность,, через национальное –общечеловеческое, нравственность- «тоска по идеалу». Фёдор Иванович Тютчев Одухотворённость природы,, философичность, будит интерес к загадкам мирозданья. Противоречивому единству природы и человека Иван Сергеевич Тургенев Чистота и правильность языка, сакраментальность мышления, политическая смелость, высокая жертвенность Иван Александрович Гончаров Отражение русского национального характера, изумительная трезвость взгляда на мир. Николай Алексеевич Некрасов. Создатель новой поэтики: поэтическая форма оттеняет прозаичность, грубость, будничность содержания, гражданственность тематики Фёдор Михайлович Достоевский Изощрённейший психологизм, совершенство и сложность образов, глобальность тематики.
Михаил Юрьевич Лермонтов Русский романтизм, величие и трагизм человеческого бытия Алексей Константинович Толстой «Честный» взгляд на историю Александр Николаевич Островский «Русский Мольер»: сатиричность образов, народность языка, самобытность и национальность характеров Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин Метафоричность языка, острая сатиричность содержания, саркастичность Николай Семёнович Лесков Христианская мораль в художественной прозе, нравственные принципы, необычный «антикварный» язык, образ «праведника» Антон Павлович Чехов Высочайшая нравственность, новаторство художественной формы и языка, лиризм, ироничность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)
При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...
Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"
Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"
Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изучения истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...
Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"
Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике и...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...