Порфолио учителя
методическая разработка по теме

 

 

 Материал предоставлен Туз Наталией Анатольевной

http://u4itel.clan.su/index/uchis_uchitsja/0-58

Учитель русского языка и литературы. МОУ Упоровская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_uchitelya..doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

накопительная

модельная

  1. достижения учителя

(грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);

  1. набор рабочих материалов

(конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)

  1. отражает динамику развития учителя;
  2. показывает результаты самообразования;
  3. демонстрирует стиль преподавания;
  4. позволяет проводить рефлексию;
  5. помогает спланировать деятельность

Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Для учителя

Для администрации

  1. повышение профессионального мастерства (качество);
  2. реальное представление о результатах деятельности и резервах;
  3. основание для аттестации;
  4. основа для участия в конкурсных и грантовых программах;
  5. предъявление результатов социуму через систематизацию наработок
  1. лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  2. расширение методического диапазона ОУ;
  3. основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения;
  4. мониторинг эффективности работы учителя;
  5. объективность системы оценивания успешности учителя;
  6. интеграция количественной и качественной оценок

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

  1. Неприрывность самомониторинга
  2. Последовательность
  3. Достоверность
  4. Объективность
  5. Актуальность
  6. Логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним
  7. Аккуратность и эстетичность оформления
  8. Наглядность результатов работы
  9. Технологичность
  10. Творчество (оригинальность)

ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

  1. современность;
  2. оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);
  3. функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих), т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять
  4. эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние как на администрацию школы, так и на учащихся);

Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.

СТРУКТУРА (содержание) ПОРТФОЛИО

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Обычно рекомендуют следующие разделы Портфолио:

Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Помещённые в этом разделе материалы, характеризуют результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года (в виде схем, графиков, таблиц) на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие среди учеников медалистов; данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога;

использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе:

  1. материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы;
  2. выбор образовательных технологий;
  3. обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  4. использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
  5. работа в методических объединениях;
  6. участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  7. участие в методических и предметных неделях;
  8. организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов;
  9. проведение научных исследований, разработка авторских программ;
  10. подготовка творческого отчёта, реферата, доклада;
  11. публикации

Раздел 4. “Внеурочная деятельность по предмету”.

  1. список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  2. список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  3. сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
  4. программы кружков, факультативов, элективных курсов

Раздел 5. “Учебно-материальная база”.

В этом разделе отражается вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета:

  1. список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  2. список наглядных пособий;
  3. наличие технических средств;
  4. наличие компьютера и компьютерных средств;
  5. аудио - и видеопособия;
  6. наличие дидактического материала;
  7. измерители качества обученности учащихся.

Раздел 6. “Работа в качестве классного руководителя”.

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга учащихся в целом и по предметам. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио ученика.

Работа с родителями:

  1. анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
  2. сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
  3. информация о правонарушениях;
  4. сведения о работе с родителями;
  5. разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. “Отзывы”

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.

Вспомним мудрые слова А.П.Чехова "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания, а также современными инновационными технологиями, правильное оформление и представление своего наработанного педагогического опыта - всё это пора активно осваивать.

Практические советы по созданию электронного портфолио

(на основе личного опыта)

 Выступление сопровождается показом существующего электронного портфолио учителя и персонального сайта-портфолио (при наличии выхода в Интеренет)

Что касается электронного портфолио, это пока еще огромный шаг вперед. Электронный вариант - удобно, компактно, практично, актуально. Моя личная задача - научиться правильно, грамотно и корректно составлять электронное портфолио для дальнейшего самосовершенствования и творческого подхода к своей педагогической деятельности, что является насущной, жизненной необходимостью для профессионального роста и развития моих интеллектуальных способностей как педагога, так и личности в целом. Первые шаги уже сегодня можно оценить.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио, неопубликованное в интернете в виде сайта учителя, можно считать несостоявшимся. Сотни людей смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности для общественности. Поэтому публикация в сети портфолио в виде сайта учителя имеет большие перспективы для самообразования и обобщения опыта.

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов:

Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.

Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Структура портфолио учителя. Вариант №1.

1. Общие сведения об учителе

ФИО.

Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!

Год рождения.

Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста - указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио.

Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно всегда располагает. А это, согласитесь, немаловажно!

Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой.

Образование.

В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

Трудовой и педагогический стаж работы.

Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

Повышение квалификации.

В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

Награды, грамоты, благодарственные письма.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

Копии документов.

Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов. 

2 . Результаты педагогической деятельности

Этот раздел должен содержать:

материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;

результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

сведения о наличии медалистов;

сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

3. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;

обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;

обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;

работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах участие в методических и предметных неделях;

организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;

проведение научных исследований;

разработка авторских программ;

написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;

подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

4. Внеурочная деятельность по предмету

Раздел должен содержать документы:

список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);

программы работы кружков и факультативов

другие документы.

5. Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

список словарей и другой справочной литературы по предмету;

список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);

наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);

наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);

аудио- и видеопособия;

наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;

измерители качества обученности учащихся;

другие документы по желанию учителя.

Приложение

материалы для портфолио с целью подготовки к аттестации

Понятие «портфолио»

Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.

Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса  в заданной области, в случае учительского портфолио –  в профессиональной педагогической деятельности.

Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т. е. оценивания реальных достижений, правдивого, объективного.

Основное преимущество метода портфолио заключается в том, что, он  является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Существенным аспектом использования портфолио может стать уход от формального представления определённого набора документов и сбалансированная презентация как формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров, продуктов его деятельности. Это усиливает практическую ориентацию экспертизы, делает её прозрачной и содержательной.

Портфолио также позволяет педагогу более широко и разнообразно презентировать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов преподавания.

Существенным становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и проектированием своей профессиональной траектории. Проект собственного профессионального развития,  имеет долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение экспертов.

Портфолио в принципе созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного» (longlife еducation) обучения. Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.

Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХVXVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы. а в сфере фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв. эта идея становится популярной во всём мире, в том числе и у нас, в России.

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов)

Согласно современным словарям, портфолио  это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

 Как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики,  и как метод оценки профессионализма педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализ ма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1) это п а п к а  д о с т и ж е н и й, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

2) р е ф л е к с и в н о е  п о р т ф о л и о, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);

3) п р о б л е м н о - и с с л е д о в а т е л ь с к и й, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

4) т е м а т и ч е ск и й, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;

5) м е т о д и ч е с к и й, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.

Цели портфолио

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

 повышения или подтверждения квалификационной категории учителя;

– объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по  итогам учебного года;

– участие в конкурсе для получения премии Президента Российской Федерации (вклад  педагога в развитие системы образования России за последние 3 года).

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. Следовательно, должны быть внесены изменения в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования, которые должны отражать современные цели и задачи системы образования.

Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потребности, своё видение окружающей действительности, а значит и своё представление о том, что должен содержать портфолио.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО. ВАРИАНТ 1

Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).

Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализма педагога. Поэтому педагогу, который рассматривает презентацию портфолио как предпочтительную форму прохождения аттестационного испытания, можно рекомендовать в первую очередь познакомиться с тем, какие профессиональные компетентности необходимо отразить в портфолио с помощью различных свидетельств.

Требования к профессиональным компетентностям учителя

Вторая

квалификационная категория

Первая

Квалификационная

категория

Высшая

Квалификационная

категория

Учитель должен обосновать выбор  образовательной  программы

При  выборе  образовательной программы учитель использует методические рекомендации

При выборе  образовательной программы учитель основывается на результатах анализа альтернативы

При выборе образовательной программы учитель ориентируется на цели и задачи / концепцию развития образовательного учреждения

Учитель должен обосновать выбор педагогических (образовательных) технологий для достижения планируемых образовательных  результатов

При  выборе педагогических (образовательных)  технологий  учитель использует методические рекомендации

При выборе педагогических (образовательных) технологий учитель учитывает психолого-педагогические особенности учащихся

При использовании педагогических (образовательных) технологий учитель ориентируется на результаты апробации / адаптации технологий в условиях своего образовательного учреждения

Учитель должен использовать средства педагогической диагностики,  адекватные образовательным результатам

Учитель использует средства диагностики или методики оценки таких образовательных результатов, как знания, умений и навыки учащихся

Учитель использует средства диагностики или методики оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся

Учитель использует средства диагностики или методики оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся

Учитель должен реализовывать основные направления региональной образовательной политики

Отдельные элементы деятельности учителя направлены на реализацию одного из направлений региональной образовательной политики

Реализация одного из направлений региональной образовательной политики проводится учителем в системе

Учитель   демонстрирует  результаты  реализации одного из направлений региональной образовательной  политики

О ц е н к а  п о р т ф о л и о проводится в строгом соответствии с требованиями к квалификационной категории.  

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, п о я с н и т е л ь н у ю  з а п и с к у  к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации (если аттестуемый претендует на вторую квалификационную категорию) или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ (если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию). Об использовании учителем различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы, только необходимо, чтобы для комиссии было очевидно, как измеряются/оцениваются результаты. Например, если учитель претендует на первую квалификационную категорию, в портфолио можно включить результаты выполнения учащимся компетентностно-ориентированных тестов, листы оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся, заполненные листы портфолио проектной деятельности учащихся с комментариями учителя.

При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. Однако поскольку портфолио – это новая форма прохождения аттестационного испытания, маловероятно, чтобы материалы для него готовились заранее. Поэтому считается, что в портфолио должны войти материалы, отражающие работу учителя как минимум на протяжении одного учебного года.

Примерные разделы портфолио

Раздел I. «Общие сведения об учителе»

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:

фамилия, имя, отчество, год рождения;

копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому);

трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;

копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;

• копии дипломов различных конкурсов;

• другие документы по усмотрению аттестуемого.

Раздел II. «Научно-методическая деятельность»

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

• материалы,  в  которых обосновывается  выбор  аттестуемым образовательной программы и комплекта  учебно-методической литературы;

• материалы, в которых  обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;

• материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

• использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;

• работа в методическом объединении, сотрудничество с окружным методическим центром, МИОО, ВУЗами и другими учреждениями;

• участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях;

• организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.;

• проведение научных исследований;  разработка авторских программ;

• написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);

• программы кружков и факультативов;  

• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

• другие документы.

Раздел III. «Результаты  педагогической деятельности»

 В раздел помещаются:

• материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ  и  сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

• сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:

         контрольных срезов знаний;

         участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;

• результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие
медалистов;

• поступление в вузы по специальности;

• победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

• материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

Раздел  IV. «Учебно-материальная база»

 В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии). Раздел содержит документы:

• список словарей и другой справочной литературы по предмету;

• список наглядных пособий (макеты,  таблицы,   схемы,  иллюстрации, портреты и др.);

• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);

• наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы
виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т. п.);

• аудио и видеопособия;

• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;

• измерители качества обученности учащихся;

• другие документы по желанию учителя.

Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). В ней необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории (см. выше). Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестуемого.

Объем введения (пояснительной записки) – 3-6 страниц, (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).

При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие титульного листа, четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц).

Общие сведения об учителе

личные данные                                                                      

копия диплома об образовании

копия удостоверения о повышении квалификаци                                  

копия удостоверения к медали

копия диплома кандидата педагогических наук        

копии Почетных грамот

и т. д.

Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4. Художественное оформление портфолио не оценивается.

Портфолио представляется аттестуемым в соответствующую аттестационную комиссию не позднее чем за 2 недели до квалификационного испытания.

С содержанием портфолио должны ознакомиться заранее не менее двух членов экспертной группы. Они рассматривают представленные материалы и пишут рецензию. В рецензии указывается:

• соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию;

• полнота  раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого;

• положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;

• общая оценка работы;

другие позиции по усмотрению рецензента.

Для презентации методического портфолио, основная цель которой – в короткое время представить результаты проделанной работы за определенный период – аттестуемому отводится 10–25 минут. В ходе презентации аттестуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Члены экспертной группы могут задать вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 5–7). Аттестуемый отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы на вопросы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Председателем экспертной группы зачитываются рецензии на представленный аттестуемым учителем портфолио. Автор дает пояснения по замечаниям рецензентов.

Обсуждение результатов защиты портфолио проводится на закрытом заседании экспертной группы без присутствия аттестуемого. В ходе заседания обсуждаются представленные аттестуемым материалы и определяется степень их соответствия заявленной квалификационной категории.

Оценка представленного аттестуемым портфолио производится экспертами в соответствии с требованиями, предъявляемыми к заявленной квалификационной категории, бинарным способом («+» или «–»).

Считается, что педагог успешно выдержал квалификационные испытания, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

1) учитель:

 ведет активную работу в методическом объединении, сотрудничает с вузами и другими учреждениями;

  использует на уроках различные методы и формы работы;

  учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;

  знает современные технологии обучения и методы диагностики уровня интеллектуального и личностного развития учащихся;

2) познавательная активность учащихся высокая, ученики показывают устойчивые положительные результаты по итогам проверки уровня обученности, принимают участие в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах и т. п.;

3)        внеклассная работа по предмету проводится постоянно;

4) учебно-методическое и техническое оснащение кабинета соответствует современным требованиям и постоянно совершенствуется.

При экспертизе портфолио обращается внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценивается степень участия в них аттестуемого (активно: автор, выступающий, консультант; пассивно: слушатель, наблюдатель).

При проведении экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности аттестуемого указывается, использованы ли результаты его работы в деятельности ОУ, на уровне  города, области. Если есть отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, степень научной новизны, практическая направленность и использование в практике ОУ, города и республики.

Выводы и рекомендации членов экспертной группы, определяющие степень реализации педагогом своих профессиональных интересов, возможности и способности к дальнейшему развитию, доводятся до аттестуемого.


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО. ВАРИАНТ 2

Обязательные документы  

Дополнительные документы

1

2

1. Общие сведения

4. Методическая деятельность

Титульный лист.

В правом верхнем углу помещается фотография 5*4(рекомендовано).

Фамилия имя отчество.

Образование. Специальность (когда и какой ВУЗ заканчивали). Квалификационная категория.

Стаж педагогической работы, в данном ОУ.

Занимаемая должность, преподаваемые предметы, нагрузка.

Приложение: ксерокопия диплома; ксерокопия аттестационного листа; ксерокопия свидетельства о браке, если менялась фамилия.

Владение нормативными документами: учебные программы по предмету (указать издательство, год утверждения Министерством образования и науки РФ), инструктивно-методические письма о преподавании предмета, концепция профильного обучения.

Шкала оценки педагогической деятельности по предмету.

Критерии оценки эффективности урока. Карта самооценки урока.

Методические разработки, планы уроков, контрольно-измерительные материалы, презентации к урокам (выборочно). Динамика учебных достижений обучающихся (срезы по предмету, результаты олимпиад, результаты промежуточной и итоговой аттестаций, ЕГЭ)

2. Повышение квалификации

5. Обобщение и распространение опыта

Копии документов, подтверждающих прохождение курсов.

Копии документов, подтверждающих наличие учёных и почётных званий и степеней.

Участие в предметных неделях. Организация и проведение семинаров, круглых столов и т. п. Творческие отчёты, рефераты, статьи, доклады, научно – исследовательские работы. Публикации.

3.  Мои достижения

п/п

Название

документа

Содержание

Кем выдан

Когда

выдан

6. Внеурочная  работа с обучающимися

Сценарии внеклассных мероприятий (выборочно).

Участие обучающихся в школьных, районных, городских мероприятиях; социальных творческих проектах.

Фото и видеоматериалы по внеклассной работе с обучающимися воспитанниками.

Сведения о работе с родителями.


1

2

Перечень документов заверяется подписью директора и печатью ОУ (рекомендовано).

Приложение: ксерокопии документов, занесённых в таблицу.

Дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, награды, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение)

Другие документы по усмотрению учителя.

Разработки родительских собраний (если имеются).

Другие документы  по усмотрению учителя.

3. Творческая деятельность

7. Учебно-материальная база

Самообразование (тема, план работы, материалы по теории вопроса, выступления, где проходили, их тематика)

Разработки уроков, внеклассных мероприятий, дидактических материалов, связанных с темой самообразования или творчества.

                                  Участие в конкурсах

Дата

Тема конкурса

Место
проведения

Участник

(учитель или
ученик)

Результат

Запись начинается с даты последнего мероприятия.

Список наглядных пособий, имеющихся в кабинете учителя – предметника (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты, диски и т.д.).

Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.

Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.

Использование дидактических материалов, сборников задач, дополнительной литературы, материалов по подготовке к ЕГЭ.

Другие документы, характеризующие использование материально-технической базы кабинета, школы по усмотрению учителя.


Методический Портфолио. Вариант 3

Это портфолио имеет комбинированный тип. При его составлении использовались: 1) карта карьеры учителя, 2) критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации, 3) материалы из Интернета, в частности фестиваля “Открытый урок”, 4) критерии для проведения аттестации учителей общеобразовательных школ; 5) собственные наработки по обобщению опыта работы учителей; 6) различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы учащихся, фотографии. Это портфолио будет содержательным для учителей имеющих педагогический стаж не менее 10 лет.

На первой странице данного портфолио указываются фамилия, имя и отчество учителя, его должность, категория, образование (ВУЗ, специальность по диплому), квалификация, общий стаж работы и стаж работы по специальности, последняя курсовая переподготовка, время последней аттестации и время заполнения портфолио.

Разделе I.  Статус учителя

Здесь могут использоваться такие слова, как “учитель”, “эксперт”, “автор”, “участник”, “член”, “соискатель”, “руководитель”, “выпускник”, “победитель”, “лауреат премии”, “Почётный работник”. Желательно в скобках указывать год освоения каждой ступени в профессиональном росте учителя. Здесь же помещается уменьшенная копия  диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации.

Раздел II. Личная карта учителя

 Указываются  данные  о месте работы учителя,  электронный  адрес образовательного учреждения, педагога.

Раздел III. Профессиональная автобиография

 Указываются должности и назначения, “Самообразовательная карта учителя” : тема, план самообразования  (не более 5 лет), цели и задачи профессионального развития. В самообразовательной карте указываются источники информации, которыми пользуется педагог.  В него также вносятся виды деятельности, характеризующие этот процесс, включая изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и распространение опыта работы учителя.

Раздел IV. Награждения и поощрения

 Составляются на основе записей в трудовой книжке.

Раздел V. Общественная деятельность

Например, членство в профсоюзе и районном комитете профессионального союза работников просвещения, школьном экспертном и методических советах, в общественной организации учителей предметников, в экспертной группе при районном/городском Комитете образования, руководство школьным методическим объединением, наставничество, участие в районных, краевых и всероссийских ярмарках, а также в профессиональных конкурсах.

Раздел VI. Результаты обучающей деятельности

 Указывается  уровень обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов, собирать данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование (количество поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников в ВУЗах,  их достижения (участие в конкурсах и олимпиадах по вашему предмету).

С помощью анкетирования, опроса и других методов педагогической диагностики определяем рост мотивации к вашему предмету  и предпочитаемые виды деятельности учащихся на уроке. На основе выполненных творческих работ учащихся по данному предмету необходимо описать их количество и качество, использование различных источников информации, включая Интернет-технологии, а также соответствие этих работ определённым стандартам.

 Раздел VII. Результаты  внеурочной деятельности

К результатам  внеурочной деятельности учителя по предмету могут быть отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном. Желательно указать результаты внешней диагностики, если таковые имеются, например, результаты компьютерного и бланкового тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в ВУЗах, где учатся ваши выпускники.

Раздел VIII. Методическая работа

Современные образовательные технологии, используемые в работе. Называя технологии, следует дать их краткую характеристику, как они помогают вам организовать учебный процесс. Принципы и методы организации учебного процесса, которые позволяют оптимизировать его. Описать результативность  применения авторских разработок.

В этом же разделе указывать эффективные приёмы и формы организации деятельности учащихся на уроке и  учебные средства для организации деятельности учащихся на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный материал, занимательный материал).

 Раздел IX. Инновационная деятельность

 Указать новинки, которые не применялись ранее в вашей работе,  позволившие вам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь наилучшего результата. Учителю легче будет освещать этот раздел, если педагогический коллектив школы участвует в эксперименте или занимается инновационной деятельностью. Могут быть представлены разработаные и апробированые программы учителя.

 Раздел X. Обобщение и распространение опыта

Перечислить проведённые открытые уроки за указанный в портфолио период времени, темы и даты выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы курсовой подготовки, публикации в профессиональных изданиях и материалы для методических бюллетеней, созданные методические разработки и проекты. Результаты анкетирования, проведённого в школе, и отзывы социума.

  Раздел XI. Факты, достойные упоминания

 Поместить то, что не подходит ни в один из указанных разделов (известные имена ваших выпускников, работа в качестве эксперта по аттестации, публикации об учителе в печати).

В Приложения могут быть помещены следующие материалы:

1) а в т о б и о г р а ф и я, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было), способности к изучению данного предмета и желание изучать его дальше;

2) п е д а г о г и ч е с к а я  ф и л о с о ф и я – основные подходы к обучению и воспитанию школьников;

3) м а т е р и а л ы  в ы с т у п л е н и й  на педсоветах, семинарах, конференциях;

4) п у б л и к а ц и и, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;

5) р а з р а б о т к и  уроков и внеклассных мероприятий, п л а н ы  предметных неделей и декад, т е м а т и ч е с к и е  п о д б о р к и материалов, каталоги, памятки, программы факультативов или элективных курсов;

6) с п и с о к  л и т е р а т у р ы из домашней библиотеки, указывающий на профессиональные интересы учителя;

7) к а т а л о г и  и  к а р т о т е к и дидактических материалов (наглядных, раздаточных);

8) отдельные с п и с к и  м а т е р и а л о в из кабинета (выписки из паспорта);

9) к о п и и  р е ц е н з и й  на пособия, разработки, проекты;

10) к о п и и  д о к у м е н т о в, удостоверяющих прохождение курсов, участие в cеминарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

11) к о п и и  д и п л о м о в, г р а м о т, с е р т и ф и к а т о в, полученных учителем и его учениками;

12) о б р а з ц ы  т в о р ч е с к и х  р а б о т  и проектов учащихся;

13) п о я с н е н и я  у ч и т е л я  к составленному портфолио.

Библиографический тематический список статей  из периодических изданий по теме «Портфолио участников образовательного процесса»

1. Деловая игра «Портфолио, или дневник личных достижений»// Практика административной работы. – 2005. – №5. – с.25–57.

2.  Инструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио// Практика административной работы. – 2005.– №5. – с.16–20 .

3. Багаутдинова, А.   Портфолио ученика// Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2005. – №6. – с.58–60 .

4. Ильина, И. В.   Лекция №8. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников// Завуч для администрации школ. – 2006.– №8. – с.136–142.

5. Боброва, Л. Н.   «Портфолио» в системе оценки результатов обучения физике// Наука и школа. – 2006. – №1. – с.13.

6. Булгакова, Н. А.   Портфолио учащегося// Классный руководитель.– 2005. – №5. – с.124–128 .

7. Голуб, Г. Б.   Портфолио в системе педагогической диагностики// Школ.технол. – 2005. – №1. – с.181–196 .

8. Ермошкина, Г. Ф.   Об использовании метода портфолио в ВУЗе// География и экология в школе 21века. – 2005. – №7. – с.68–71 .

9. Загвоздкин, В. К.   Портфолио в учебном процессе// Вопросы образования. – 2004. – №2. – с.251–260

10. Захарченко, Е. Ю.   Структура портфолио учителя// Практ.админ.раб. – 2006.– №8. – с.29–31.

11. Ильина, И. В. Лекция № 8. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников// Завуч для администрации школ.– 2006. – №8. – с.136–142.

12. Камзеева, Е. Е.   Портфолио ученика// Физика в школе.– 2005.– №8. – с.64–66 .

13. Кириллова, А. И.   Упражнения для школьников для подготовки материалов портфолио// Практика административной работы. – 2005.– №5. – с.22–24.

14. Копылова, С. А.   Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога// Практика административной работы. – 2006. – №8. – с.31–33.

15. Крутова, М.   Портфолио и будущее ученика// Управление школой (Первое сентября). – 2005. – №10. – с.24–26 .

16. Лизинский, В. М.   Портфолио как учет и портфолио как средство воспитания// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2005. – №3. – с.87–89 .

17. Лобода, Ю. О.   Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения// Педагогическая диагностика.– 2005.– №4. – с.71–80 .

18. Михайловский, О. С.   Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений// Образование в современной школе.– 2006.– №9. – с.19–23.

19. Михеева, В. Н.   Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы// Педагогическая диагностика. – 2005. – №5. – с.56–58 .

20. Новикова, Т.   Зарубежный опыт использования портфолио// Народное образование. – 2005.– №9. – с.151–154 .

21. Новикова, Т.   Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей. О типичных ошибках при использовании технологии портфолио// Первое сентября. – 2005. – №72. – с.3 .

 22. Новикова, Т.   Использование портфолио в практике российской школы// Педагогическая техника. – 2006. – №3. – с.109–128.

23. Новикова, Т. Г.   Региональный опыт использования технологии портфолио в практике российской школы// Методист. – 2005. – №4. – с.31–36.

24. Новикова, Т. Г.   Портфолио в профильном обучении// Профильная школа. – 2005. – №3.– с.45–56 .

25. Новикова, Т. Г.   Портфолио в профильном обучении// Методист(библ.ж.) – 2006. – №10. – с.3–40.

26. Новикова, Т. Г.   Портфолио учащегося в профильном обучении// Профильная школа. – 2006. – №5. – с.3–14.

27. Новикова, Т. Г.   Предупреждение ошибок при использовании портфолио// Профильная школа. – 2006.– №3. – с.27–33.

28. Новикова, Т. Г.   Портфолио в зарубежной образовательной практике// Вопросы образования. – 2004.– №3. – с.201–240 .

29. Новикова, Т. Г.   О технологии портфолио в российской школе// Педагогическая диагностика. – 2006. – №3. – с.93–111.

30. Новикова, Т. Г.   Портфолио выпускника школы: цели и структура// Школ.технол. – 2006. – №2. – с.181–183.

31. Новикова, Т. Г.   Портфолио: Федеральные рекомендации и местный опыт// Педагогическая диагностика. – 2005. – №3. – с.97–110 .

32. Новикова, Т. Г.   Портфолио выпускника школы: обоснование, цели, структура// Исследовательская работа школьников. – 2005.– №3. – с.9–13.

33. Новикова, Т. Г.   Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио// Педагогическая диагностика. – 2006. – №2. – с.59–73.

34. Новикова, Т. Г.   Руководство по использованию портфолио в классе (на основе зарубежного опыта)// Методист. – 2005. – №6. – с.32–37 .

35. Новикова, Т. Г.   Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио// Школьные технологии. – 2006. – №1. – с.139–147.

36. Федотова, Е. Е.   Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005.– №5. – с.27–33 .

37. Новикова, Т. Г.   Портфолио выпускника школы: обоснование, цели, структура// Исследовательская работа школьников. – 2005. – №3. – с.9–13.

38. Новикова,Т. Г.   Портфолио в профильном обучении// Методист(библ.ж.) – 2006. – №10. – с.3–40.

39. Полковникова, Т. А.   Дискуссия в образовательной практике. Из опыта использования интеллектуальной игры "Дебаты"// Школьные технологии. – 2006. – №4. – с.141–146.

40. Прутченков, А.   Портфолио: типичные ошибки и затруднения// Народное образование. – 2005. – №2. – с.71–80 .

41. Прутченков, А. С.   Ролевая игра "Портфолио, или папка личных достижений ученика"// Методист. – 2005. – №2. – с.11–19 .

42. Сулейманова, З. Г. Портфолио ученика// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2005. – №3. – с.84–87 .

43. Умникова, Е. Портфолио – оценка достижений учащегося и его образовательный рейтинг // Школьное планирование. – 2006. – №5. – с.15–26.

44. Федотова, Е. Е. Зарубежный опыт применения портфолио в профильном обучении // Внешкольник. – 2005.– №6. – с.10–14 .

45. Федотова, Е. Е. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист.– 2005.– №5. – с.27–33 .

46. Федотова, Е. Е.   Зарубежный опыт использования портфолио// Педагогическая техника. – 2005.– №5. – с.113–119.

47. Федотова, Е. Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы // Школьные технологии.– 2005.– №3. – с.171–180 .

48. Шитикова, О. И. Положение о портфолио достижений учащихся // Практика административной работы. – 2006. – №2. – с.14–18.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Закон Российской Федерации “Об образовании” от 10.07.1992, № 3266-1;
  2. “Концепция модернизации общего образования на период до 2010 года”;
  3. Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06. 2000 №1908 “Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений”;
  4. Правила проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей. Приказ Минобрнауки России от 10.05.2006 года;
  5. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 24.08.2007 № 03-1845 “О направлении краткой концепции учительского Портфолио”;
  6. Положение о Портфолио педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//Образование в современной школе. 2002, № 5 — с. 23-27.
  2. Копылова,С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. – М.: 2006, № 8 – с. 31-33.
  3. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как одна из форм проведения экспертизы педагогических работников (разделы, содержание портфолио, процедура презентации)//Завуч. 2005, № 4 – с. 101 - 111

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

порфолио учеников

предложены примеры электронный портфолио, которые создавали дети под моим руководством...

Мое порфолие

Грамоты и дипломы, полученные мной за добросовестный труд и другие достижения....

Использование ИКТ при создании электронного порфолио в обучении иностранному языку

Использование ИКТ при создании электронного порфолио в обучении иностранному языку...

Порфолио как один из методов оценивания сформированности ключевых компетенций обучающихся

Роль портфолио в процессе формирования и проверки ключевых компетенций студентов. Структура портфолио студентов. Виды портфолио. Оценка портфолио....

Порфолио учителя татаррского языка и литературы Гарифуллиной Альфины Миначевны.

Пояснительная запискаОбщие сведения ПриложениеРаздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей.1.     Позитивная динамика учебных достижений.2.     Дос...

порфолио Сороковых Татьяна Валеревьна

Я, Сороковых Татьяна Валерьевна, работаю воспитателем подготовительной группы в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детском саду «Подснежник». Наш детский сад являетс...

Порфолио учителя технологии Анчугов Д С

Наличие отмеченных профессиональных достижений (государственные награды, почетные звания, отраслевые знаки отличия, достижения на профессиональных конкурсах)...


 

Комментарии

 Сапунова Ольга Геннадьевна

Спасибо, Анна Вячеславовна, за прекрасный, очень нужный материал.