Правила построения эффективного общения с ребенком.(Психологические рекомендации)
консультация (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В рекомендациях предлагаются простые и эффективные спсобы общения с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила построения эффективного общения
с ребенком.
1.Слушайте ребенка «активно».
Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, подкрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»
2.Разговаривайте с ребенком спокойно.
Говорите медленно, взвешивая каждое слово. Критика может обидеть ребенка, вызвать у него злость и чувство протеста, заставить обороняться. Разговаривая с ребенком спокойным тоном, вы расположите его к себе, завоюете его доверие, готовность слушать вас и идти вам навстречу.
Постарайтесь также начинать все предложения не с "ты", а с "я". Например, вместо "Ты устроил в комнате настоящий свинарник!" или "Ты очень плохо себя ведешь, нельзя бить своего брата", попробуйте сказать так: "Я сегодня утром очень расстроилась, когда зашла к тебе в комнату. Я думаю, нам всем надо стараться поддерживать порядок", или "Мне кажется, ты делаешь своему брату больно. Пожалуйста, не бей его ". Попробуйте дать ребенку понять, что вас его поведение расстраивает.
3.Учитесь слушать.
Научиться слушать не так-то просто. Вот краткий список того, на что родителям следует обратить особое внимание:
Сосредоточьте все свое внимание на ребенке.
Смотрите ребенку в глаза и по возможности сядьте так, чтобы находиться с ним на одном уровне.
Показывайте ребенку, что вы слушаете его. Реагируйте на его слова: "а", "понятно", "ничего себе", "вот это да", "ага", "продолжай".
Покажите, что вы разделяете чувства ребенка и понимаете его: "Ты, наверно, очень рассердился!"
Повторяйте сказанное ребенком, как бы размышляя над его словами, перефразируя их.
4.Находите плюсы.
Никто не любит, когда его критикуют. Критика - это неприятно! Дети, когда их критикуют, чувствуют раздражение и обиду. В результате они гораздо менее охотно идут на контакт. Тем не менее критиковать неправильное поведение ребенка все-таки иногда нужно. Как же при этом избежать конфликта? Мягко! Смягчите свою критику, и ребенок легче воспримет ее.
Например:
Родитель: "У тебя чудесный голос, но за обедом петь нельзя ".
Родитель: "Ты отлично играешь в футбол, но делать это нужно на поле, а не в квартире".
Родитель: "Ты сделал чудесный рисунок, а теперь помоги мне прибрать со стола".
Помните, большое количество критики в свой адрес, ребенок не воспринимает, а попросту начинает игнорировать.
5. Учите на личном примере.
Дети часто ведут себя, с нашей точки зрения, неправильно; значит, нужно, чтобы взрослый показал им, как вести себя правильно. За вами, за родителем, ребенок повторяет больше, чем за кем бы то ни было. Поэтому личный пример- это самый лучший и простой способ научить ребенка как себя вести.
Если вы сейчас внимательно отнесетесь к тому, какой пример показываете своему ребенку, это поможет избежать многих конфликтов в будущем. И впоследствии вы сможете гордиться тем, что ребенок научился от вас чему-то хорошему.
6. Все по порядку.
В педагогике есть такое мнение, что в одной какой-то основной деятельности человек (ребенок) может воспринимать только три замечания, остальные пройдут не замеченными, он не сможет больше просто удержать в своем внимании. Т.е. за столом: «не вертись, жуй закрытым ртом, хватит болтать, какой рукой ты держишь ложку, перестань бегать из-за стола, ешь быстрее и т.д.». Даже если вы, расставив приоритеты, решили, что сейчас важно все внимание уделить его поведению за столом, постарайтесь уже в решении этой проблеме расставить приоритеты еще раз. Какие-то мелочи можно объединить в одно, что-то пока опустить.
Если вы хотите многое изменить в поведении ребенка, как следует обдумайте все свои замечания. Спросите себя, какие из них наиболее значимы, и с чем необходимо бороться в первую очередь. Все, что кажется незначительным, выкиньте из списка. Сначала расставьте приоритеты, а затем начинайте действовать. Постепенно двигайтесь по своему «списку».
7.Давайте ясные и конкретные указания.
Родители часто наставляют детей: "Будь хорошим", "Веди себя хорошо", "Не вляпайся во что-нибудь" или "Не своди меня с ума". Однако такие указания слишком нечеткие и абстрактные, они просто сбивают детей с толку. Ваши наставления должны быть очень ясными и конкретными.
Старайтесь использовать короткие предложения и формулируйте свои мысли предельно просто и ясно - обязательно объясняйте ребенку те слова, которые ему не понятны. Вы также можете попросить его, чтобы он повторил вашу просьбу или объяснил вам, чего вы от него хотите и почему. Это поможет ему лучше понять и запомнить.
8.Предложите выбор.
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок порой так активно сопротивляется указаниям родителей? Ответ прост: это естественный способ отстаивания своей независимости. Избежать конфликта можно, если предложить ребенку выбор. Вот несколько примеров: "Какую футболку сегодня оденешь: голубую или желтую?"; "Ты сама оденешься, или тебе помочь?";"Ты будешь убираться до или после ужина?" и пр.
Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно- это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию здорового ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка.
9.Игнорируйте неправильное поведение.
Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимания может стать решением проблемы плохого поведения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдержать. "Техника игнорирования" может быть очень эффективной, но выполнять ее следует правильно. Вот несколько условий, о которых необходимо помнить:
Не обращать внимания - значит, абсолютно не обращать внимания. Никак не реагируйте на ребенка - не кричите, не смотрите на него, не разговаривайте с ним. (Внимательно следите за ребенком, но занимайтесь при этом каким-то делом.)
Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпения.
Все члены семьи должны действовать сообща.
Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, можно сказать: "Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки. Теперь, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила эффективного общения.Изменение условий семейного воспитания
В статье рассматривается взаимодействие школы с родителями, пути и средства оздоровления обстановки в семьях-залог изменений отнлоения к детям и методам воспитания....
Заметки для родителей. Правила эффективного общения.Как повысить самооценку ребенка.
Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. В статье приведены практические советы и идеи, которые помогут родителям наладить свои взаимоотношения с ребенком....

Рекомендации для педагогов «Обучение навыкам эффективного общения»
Как погасить возбуждённого подростка? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимодействиях с ним?Предлагаю эффективный приём: известно, что кроме потребности...

Методические рекомендации по эффективному общению
Данный материал будет полезен всем, кто заинтересован в развитие коммуникативных компетенций...

Рекомендации родителям по эффективному общению с подростками
В данных рекомендациях родителям предоставлены советы по эффективному общению с подростками...