Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
консультация
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_krupnaya_polza_melkoy_motoriki.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 201»
Консультация для родителей
«Крупная польза мелкой моторики»
Подготовила: Севрюгина Ю.Г.
воспитатель 1кв.категории
г. Оренбург
В последние годы наблюдается увеличение роста детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью некоторых детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. В чем же причина такого положения?
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.
Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям и логопедам известны слова М. М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга.
Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за образное и пространственное мышление, за концентрацию внимания, зрительную и двигательную память.
Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.
Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, так же не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.). Ну и конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Однако, даже если у ребенка речь в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается огромной нагрузкой на ребенка, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Маленький ребёнок больше всего на свете хочет двигаться, для него движение – это способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.). Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры». Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых) ; игры, где требуется что - то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия т. д. ; рисование; застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей.
В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка: пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. д. Для этого необязательно покупать дорогие игры - достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать несколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами. Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. п.
Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы, пуговицами, прищепками и другими мелкими предметами, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с ребёнком выложить солнышко, котика или домик.
Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.
Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Но это является одним из ведущих и значимых средств для всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики"
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики"....
Консультация для родителей Развитие мелкой моторики
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...
Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики"
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики при подготовке руки к письму"
Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему в...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей"
Информация для родителей,с примером конкретных пальчиковых игр....
Консультация для родителей " Крупная польза мелкой моторики"
Консультация дляродителейКрупная польза мелкой моторики Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, былотмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в ...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики в домашних условиях"
В консультации представлены разнообразные игры по развитию мелкой моторики в домашних условиях....