Презентация "Психологическая готовность к школе"
материал

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Она включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. 

Психологическая готовность к школе состоит из следующих компонентов

  • Личностная готовность. Направленность личности ребёнка на учёбу: способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, высокая адекватная самооценка, активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности. 
  • Волевая готовность. Осознанное решение учебных задач: умение ставить цель и понимать её смысл, умение принимать решения, умение строить внутренний план и выполнять его, способность преодолевать трудности. 
  • Интеллектуальная зрелость. Преобладание словесно-логического мышления над образным: интерес к обобщённым научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом, способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия. 
  • Социальная зрелость. Уровень коммуникативных навыков, соответствующий роли ученика, новые потребности и ценности: умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности, умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых, умение сотрудничать со сверстниками. 
  • Эмоциональная зрелость. Сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость: отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. 

Для определения уровня психологической готовности ребёнка к школе могут использоваться различные комплексные методики. Такая диагностика проводится только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taratorki_prezentatsiya.pptx457.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических наук Л. А. Венгер

Слайд 2

МБДОУ «Детский сад №39» «Психологическая готовность к школе» Педагог-психолог Карпова Анна Александровна г.Муром, 2024 г.

Слайд 3

Что такое «готовность к школе?» Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности. Психологическая готовность ребенка к школе – это уровень психического развития, необходимый для освоения школьной учебной программы в новых условиях.

Слайд 4

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : В играх В труде В общении со взрослыми и сверстниками В организованной образовательной деятельности В самостоятельной деятельности

Слайд 5

Готовность к школе включает в себя: Мотивационная готовность Личностно-социальная готовность ( коммуни-кативная ) Эмоционально-волевая готовность Интеллектуальная готовность

Слайд 6

Мотивационная готовность: Желание идти в школу, вызванное учебными мотивами, понимание школьных правил и их соблюдение.

Слайд 7

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе предусматривает: Дифференцированное восприятие ( восприятие действительности визуальным, аудиальным и кинестическим способами) Аналитическое мышление (способность осознавать основные признаки и связи между явлениями); Логическое запоминание Интерес к знаниям Овладение на слух разговорной речью Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций Широкий кругозор и запас конкретных знаний

Слайд 8

Эмоционально-волевая готовность Заключается в умении контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок должен уметь: ставить перед собой цель; составить план; оценить результат своего действия.

Слайд 9

Личностно-социальная готовность (коммуникативная): З аключается в готовности ребёнка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками . Параметры для успешного овладения учебной деятельности ( Д.Эльконин ) У мение подчинять свои действия определенным правилам; Умение ориентироваться в заданной системе требований; Умение внимательно слушать и точно выполнять поставленную задачу в устной форме; Умение самостоятельно выполнить задачу по образцу;

Слайд 10

Для развития психологической готовности ребёнка к школе можно предпринять следующие шаги : Развивать навыки самообслуживания ( Учить детей одеваться, раздеваться, базовой гигиене); Развивать социальные навыки (Помогать детям учиться общаться с другими детьми и взрослыми); Поддерживать интерес к обучению (Читать детям книги, играть в развивающие игры); Устанавливать и соблюдать режим дня (Создавать структурированную среду, где дети будут знать, что ожидать и когда. Это поможет им адаптироваться к школьному расписанию. Поддерживать физическую активность (Поощрять детей к занятиям спортом и физической активности, так как это поможет им иметь хорошую физическую форму и концентрацию в школе); Поддерживать эмоциональное благополучие ( Быть поддержкой для детей, помогать им развивать навыки управления эмоциями и решения проблем); Учить ответственности (Помогать детям понять, что они несут ответственность за свои действия и последствия);

Слайд 11

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Ответьте пожалуйста на предложенные вопросы. Варианты ответов «да» или «нет». 1. Может ли Ваш ребёнок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут? 2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения? 3. Быстро ли Ваш ребёнок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть? 4. Умеет ли он считать до 20 и в обратном порядке? 5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание? 6. Имеет ли он хорошую координацию движений? 7. Умеет ли он рисовать и раскрашивать? 8. Умеет ли Ваш ребёнок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)? 9. Хочет ли он ходить в школу?

Слайд 12

Интерпретация результатов: За каждый положительный ответ, начисляйте себе по1 баллу. Подсчитайте набранные баллы. 1 – 3 балла – Ваш ребёнок пока не готов к школе. 4 – 6 баллов – ребёнок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость. 7 - 9 баллов – Ваш ребёнок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

Слайд 13

Давайте постараемся, ч тобы самые первые шаги, сделанные каждым ребёнком в школьном мире, были для него радостными и уверенными!

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста

Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...

речевая готовность к школе

           Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: 1-й – н...

Речевая готовность к школе

Материал для выступления на собрании для родителей будующих первоклассников...

Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...

Презентация по стратовой диагностике "Готовность к школе"

Стартовая диагностика по готовности детей к школе....

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу...