Логопедическая работа с детьми раннего возраста
учебно-методический материал

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log_rabota_s_detmi_rannego_vozrasta.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.

В ситуации, когда у малыша 1,5 – 2,5 лет отсутствует  активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо  ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит  подождать?

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития  речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт,  что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне  существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить  позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п.  Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это  можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый  специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием  заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с  ребенком 4,5 - 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени  произвольно.

На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша  1,5 - 3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных  специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога  (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму  мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные  медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и  степень его сложности, предположить возможные причины возникновения  нарушения. В результате такого обследования становится возможным  организовать адекватную помощь ребенку.

В раннем возрасте различные  нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы,  часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или  иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за  ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи  от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения,  нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.

Обычно на  консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми  раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка  на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить  точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с  нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого  развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем  развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития  речи в ходе обучающего логопедического воздействия.

При проведении систематических логопедических занятий  часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем  дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект,  догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно  обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе  систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть  свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают  проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом  случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором  случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода.  Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не  только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами  проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед  также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику  раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти,  речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих  предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на  вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное  назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой  копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит  убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и  т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова,  ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя,  становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении
        

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны.  Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и  общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое  хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др.  Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты  положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно  достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже –  в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он  просто отвернется или уйдет.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.

Малыши любят повторять одно и то же действие (или  движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы  навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем  сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить  разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего  возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации,  действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо  подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому  опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой –  дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и  гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно  необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с  цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального  представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки –  курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних  птицах, а потом начинайте играть.
Основные темы занятий – быт  человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и  т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на  разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с  маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Игры для детей раннего возраста

В процессе действий с предметами ребёнок учится различать  их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог  бы понять, что от умения определять форму зависит результат его  деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на  практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребёнок  может ещё не выделять форму зрительно и тем более не знать её названия.  Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым нужно  научить ребёнка. В дальнейшем он вычленяет форму зрительно, Сначала  делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа –  примеривания. Лишь на основе длительного использования способов проб и  примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у  ребёнка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение  вычленять её из предмета и соотносить с формой других предметов.

Приведем  примеры дидактических игр, учитывающих вышеперечисленные требования к  организации развивающего взаимодействия взрослого с ребенком раннего  возраста.

Спрячь мышку от кошки.

Цель: Учить различать цвета.
Оборудование:
 Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета. Плоскостное изображение кошки и мышки.
Словарь:
 Кошка (мяу – мяу), мышка (пи – пи –пи), домик, дверь, хорошо, спрятать.
Ход игры.
1. Орг. момент.

Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.
(Кошка)
Живёт в норке – грызёт корки,
Кошки боится.
(Мышка)

2. Работа по теме.

Появление мышки (пищит). Мышка  просит спрятать её от кошки в домик. Надо закрыть дверь домика, а то  кошка найдёт мышку: «Надо найти дверь такого цвета, как домик». Ребёнок  прячет мышку в домик, подбирает дверь такого цвета, как домик. Потом  появляется кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит.

3. Итог.

Обратить внимание, что ребёнок  хорошо спрятал мышку, правильно подобрал двери к домикам (все домики и  двери одинаковые – одного цвета).

Найди цветок для бабочки.

Цель: Учить различать цвета (обозначать результат словами «такой», «не такой»).
Оборудование: 
Цветы, вырезанные из картона разного цвета. Бабочки, вырезанные из картона.
Словарь: 
Бабочка, цветок, смотри, слушай, такой же, не такой же.
Ход игры.

1. 
Орг. момент.

Взрослый просит ребёнка  закрыть глаза. На столе раскладывает бабочек и цветы. Просит ребёнка  открыть глаза. И говорит, что на поляну цветов прилетело много красивых  бабочек.

2. Работа по теме.

Рассматривание бабочек. Рассматривание цветов.
Объяснение  взрослым задания: «Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой  цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог бы их поймать». Взрослый  даёт образец (показывает): «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок».

3. Итог.

Оценка деятельности ребёнка.

Помоги Ёжику собрать грибы.

Цель: Различать цвета, знакомить с названием цветов, развитие мелкой моторики.
Оборудование: 
Ёж, грибы на липучке, картинки с нарисованными грибами.
Словарь: 
Ёж, грибы, шляпка, хорошо, название цвета: красный, жёлтый, оранжевый.
Ход игры.

1. Орг. момент.

Взрослый спрашивает ребенка,  был ли он в лесу (что растёт в лесу: деревья, ягоды, грибы), какие  животные собирают грибы (белочка, ёж).

2. Работа по теме.

К ребенку приходит Ёж, он просит помочь ему собрать грибы.
А) вариант: говорит, что ребёнок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка на картинке нарисована.
Б) вариант: просит детей собрать грибы только те, у кого красная шляпка, жёлтая шляпка (т.е. по словесной инструкции).

3. Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.
Ёж  благодарит ребёнка, что он помог ему собрать грибы. Взрослый поощряет  малыша: «Смотрите, сколько собрал Ёж грибов, давайте скажем, какого  цвета они» (ребёнок называет цвет). Можно посчитать, каких грибов  больше: красных, жёлтых, оранжевых.

Сделаем картинку.

Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор, соотнесение величин, развивать внимание.
Оборудование: 
Большой  лист бумаги с нанесённым на неё контурным изображением (бабочки,  медведя, гриба). Вырезанные из цветной бумаги изображения этих  предметов, точно совпадающих с контурами рисунков.
Словарь: 
Бабочка, медведь, гриб; маленький, большой.
Ход игры.

1. Орг. момент.

Взрослый загадывает загадки:
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придёт весна –
Просыпается от сна. (медведь).
Над цветком порхает, пляшет
Крыльями машет. (бабочка).
Я стою на ножке толстой,
У меня есть красивая шляпка –
Под сосною я расту. ( Гриб).
Потом  взрослый раздаёт себе и малышу контурные изображения (большой медведь –  маленький медведь, большая бабочка – маленькая бабочка, большой гриб –  маленький гриб).

2. Работа по теме.

Работа с трафаретами.
Взрослый  спрашивает: «У кого большой медведь?» (показывает трафарет). Ребёнок  говорит: «У меня» (или поднимает руку), - потом должен наложить трафарет  на контурное изображение.

3.Итоги.

Оценка деятельности ребёнка.

Воздушные шарики.

Цель: Учить различать разные цвета, выбирать цвет по образцу, развитие внимания.
Оборудование:
 Картинка с изображением медведя, зайца. Разноцветные шарики, вырезанные из картона.
Словарь: 
Мишка, зайчик, воздушный шарик, ниточка; название цвета.
Ход игры.

1.Орг. момент.

Работа над развитием мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика.
Надуваем мы шар,
Надуваем большой –
Вдруг, шар лопнул –
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
(Соединяем пальчики обеих рук).

2.Работа по теме.

Рассматривание картинки с  изображением мишки и зайца. Взрослый говорит, что у них улетели  воздушные шарики, надо помочь животным: «Найти шарик такого же цвета,  как ниточка. Зелёная ниточка – зелёный шарик».

3.Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.
Взрослый спрашивает у ребёнка: какого цвета шарики у мишки, у зайчика. У кого больше шариков?

Разноцветные поезда.

Цель: Различение цвета, развитие мелкой моторики.
Оборудование: 
2 поезда, 2 вагона, вырезанные из цветного картона.
Словарь: 
Поезд – чух – чух – чух, вагон, такой же, не такой, одинаково.
Ход игры.

1.Орг. момент.

Взрослый говорит: Чух-чух-чух – вот поезд наш едет,
Колёса стучат – чух – чух –чух.
(демонстрация поезда с вагоном).

2.Работа по теме.

Рассматривание поезда, вагона:  «Это поезд. А это вагон. У поезда есть колёса, окна. Поезд красного  цвета, а вагон - какого цвета? (красного). Поезд и вагон одного цвета.  Одинаково». Потом взрослый отцепляет вагон от поезда, даёт другой поезд и  вагон. Просит ребёнка прикрепить вагон к поезду: «Собери одинаково.  Одного цвета должен быть вагон и поезд».

3.Итог игры.

Взрослый обращает внимание,  что один поезд красного цвета и вагон красного цвета – «одинаково».  Другой поезд синего цвета и вагон синего цвета – «одинаково».

Сделай дорожку.

Цель: Закреплять знание названий форм, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.
Оборудование: 
Зайчик,  вырезанный из картона. Большой лист с контурным изображением  геометрических фигур. Геометрические фигуры, вырезанные из картона  (трафареты).
Словарь: 
заяц, дорожка, название геометрических фигур.
Ход игры.

1.Орг. момент.

Взрослый спрашивает у ребенка, какие он знает геометрические фигуры.

2.Работа по теме.

Взрослый объясняет: «Зайчику  нужно пойти в лес, давай ему поможем – сделаем дорожку». Вместе  рассматривают дорожку, на которой нарисовано контурное изображение  геометрических фигур. Взрослый обращается к ребенку: «Ты должен назвать  эти геометрические фигуры». Ребёнок называет форму (геометрическую  фигуру) и накладывает на контурное изображение трафарет.

3.Итог.

Оценка деятельности ребёнка: «Зайчик рад, что ты ему помог – сделал дорожку». «Давайте ещё раз назовём геометрические фигуры».

Куда пойдёт Зайчик.

Цель: Та же.
Оборудование: 
Заяц,  вырезанный из картона. Большой лист бумаги с изображением домика, леса,  геометрическими фигурами. Карточки с изображением разных форм  (геометрических фигур).
Словарь: 
Зайчик, дом, лес, дорожка, название форм (геометрических фигур).
Ход игры.

1.Орг. момент

Угадайте, кто к нам сегодня в гости пришёл:
Длинные уши, любит морковку. (Заяц).

2.Работа по теме.

Рассматривание дорожек:  «Зайчик к домику пойдёт по этой дорожке – посмотрите внимательно, на ней  расположены формы: сначала треугольник, потом какая форма? (круг), а  потом – квадрат. А в лес по этой дорожке – на ней расположены формы,  сначала – круг, потом какая? (квадрат), а потом - треугольник. Дорогу  нам покажут эти карточки, на них нарисованы разные формы, мы берём их,  называем, какая форма и говорим, куда пойдёт зайчик».
Если ребёнок берёт карточку и называет форму, а на дорожке этой формы нет, то он берёт следующую или пропускает ход.

3.Итоги игры.

Оценка деятельности ребёнка.
Обратить внимание, знает ли ребёнок название форм (геометрических фигур).

Зоопарк.

Цель: Продолжать знакомить ребенка с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путём наложения.
Оборудование: 
Домики, вырезанные из картона. Животные, вырезанные из картона (жираф, слон, черепаха).
Словарь: 
Зоопарк, домик, животные: жираф, слон, черепаха; большой, маленький, высокий.
Ход игры.

1.Орг. момент.

Загадывание загадок:
Быстро прячется от страха
В панцирь твёрдый… (Черепаха).
Вот так шея! Выше шкафа!
У пятнистого… (Жирафа).
Поднимает хобот он…
Кто же это? Это… (Слон).
(когда ребенок отгадывает, взрослый показывает животных).

2.Работа по теме.

Взрослый говорит, что все эти  животные живут в зоопарке: «Им привезли новые дома, надо помочь зверям  правильно найти свой домик». Затем показывает детям домики. Вместе  рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине (жираф  высокий – ему высокий дом нужен, черепаха меньше всех и домик ей  маленький нужен).

3.Итог игры.

Оценка деятельности ребенка. Можно попросить, чтоб он нарисовал домики для этих животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИПР

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым го...

Логопедические игры с детьми раннего возраста

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития,...

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития...

Консультация для педагогов «Логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития»

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. С каждым годом становиться все больше детей, которые значительно отстают по ...