Логопедическая работа с детьми раннего возраста
учебно-методический материал
Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log_rabota_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.
В ситуации, когда у малыша 1,5 – 2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п. Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5 - 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.
На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5 - 3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.
В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.
Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).
Особенности занятий с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.
Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения.
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.
Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.
Игры для детей раннего возраста
В процессе действий с предметами ребёнок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при котором он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребёнок может ещё не выделять форму зрительно и тем более не знать её названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым нужно научить ребёнка. В дальнейшем он вычленяет форму зрительно, Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа – примеривания. Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребёнка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять её из предмета и соотносить с формой других предметов.
Приведем примеры дидактических игр, учитывающих вышеперечисленные требования к организации развивающего взаимодействия взрослого с ребенком раннего возраста.
Спрячь мышку от кошки.
Цель: Учить различать цвета.
Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета. Плоскостное изображение кошки и мышки.
Словарь: Кошка (мяу – мяу), мышка (пи – пи –пи), домик, дверь, хорошо, спрятать.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.
(Кошка)
Живёт в норке – грызёт корки,
Кошки боится.
(Мышка)
2. Работа по теме.
Появление мышки (пищит). Мышка просит спрятать её от кошки в домик. Надо закрыть дверь домика, а то кошка найдёт мышку: «Надо найти дверь такого цвета, как домик». Ребёнок прячет мышку в домик, подбирает дверь такого цвета, как домик. Потом появляется кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит.
3. Итог.
Обратить внимание, что ребёнок хорошо спрятал мышку, правильно подобрал двери к домикам (все домики и двери одинаковые – одного цвета).
Найди цветок для бабочки.
Цель: Учить различать цвета (обозначать результат словами «такой», «не такой»).
Оборудование: Цветы, вырезанные из картона разного цвета. Бабочки, вырезанные из картона.
Словарь: Бабочка, цветок, смотри, слушай, такой же, не такой же.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Взрослый просит ребёнка закрыть глаза. На столе раскладывает бабочек и цветы. Просит ребёнка открыть глаза. И говорит, что на поляну цветов прилетело много красивых бабочек.
2. Работа по теме.
Рассматривание бабочек. Рассматривание цветов.
Объяснение взрослым задания: «Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог бы их поймать». Взрослый даёт образец (показывает): «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок».
3. Итог.
Оценка деятельности ребёнка.
Помоги Ёжику собрать грибы.
Цель: Различать цвета, знакомить с названием цветов, развитие мелкой моторики.
Оборудование: Ёж, грибы на липучке, картинки с нарисованными грибами.
Словарь: Ёж, грибы, шляпка, хорошо, название цвета: красный, жёлтый, оранжевый.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Взрослый спрашивает ребенка, был ли он в лесу (что растёт в лесу: деревья, ягоды, грибы), какие животные собирают грибы (белочка, ёж).
2. Работа по теме.
К ребенку приходит Ёж, он просит помочь ему собрать грибы.
А) вариант: говорит, что ребёнок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка на картинке нарисована.
Б) вариант: просит детей собрать грибы только те, у кого красная шляпка, жёлтая шляпка (т.е. по словесной инструкции).
3. Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Ёж благодарит ребёнка, что он помог ему собрать грибы. Взрослый поощряет малыша: «Смотрите, сколько собрал Ёж грибов, давайте скажем, какого цвета они» (ребёнок называет цвет). Можно посчитать, каких грибов больше: красных, жёлтых, оранжевых.
Сделаем картинку.
Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор, соотнесение величин, развивать внимание.
Оборудование: Большой лист бумаги с нанесённым на неё контурным изображением (бабочки, медведя, гриба). Вырезанные из цветной бумаги изображения этих предметов, точно совпадающих с контурами рисунков.
Словарь: Бабочка, медведь, гриб; маленький, большой.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Взрослый загадывает загадки:
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придёт весна –
Просыпается от сна. (медведь).
Над цветком порхает, пляшет
Крыльями машет. (бабочка).
Я стою на ножке толстой,
У меня есть красивая шляпка –
Под сосною я расту. ( Гриб).
Потом взрослый раздаёт себе и малышу контурные изображения (большой медведь – маленький медведь, большая бабочка – маленькая бабочка, большой гриб – маленький гриб).
2. Работа по теме.
Работа с трафаретами.
Взрослый спрашивает: «У кого большой медведь?» (показывает трафарет). Ребёнок говорит: «У меня» (или поднимает руку), - потом должен наложить трафарет на контурное изображение.
3.Итоги.
Оценка деятельности ребёнка.
Воздушные шарики.
Цель: Учить различать разные цвета, выбирать цвет по образцу, развитие внимания.
Оборудование: Картинка с изображением медведя, зайца. Разноцветные шарики, вырезанные из картона.
Словарь: Мишка, зайчик, воздушный шарик, ниточка; название цвета.
Ход игры.
1.Орг. момент.
Работа над развитием мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика.
Надуваем мы шар,
Надуваем большой –
Вдруг, шар лопнул –
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
(Соединяем пальчики обеих рук).
2.Работа по теме.
Рассматривание картинки с изображением мишки и зайца. Взрослый говорит, что у них улетели воздушные шарики, надо помочь животным: «Найти шарик такого же цвета, как ниточка. Зелёная ниточка – зелёный шарик».
3.Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Взрослый спрашивает у ребёнка: какого цвета шарики у мишки, у зайчика. У кого больше шариков?
Разноцветные поезда.
Цель: Различение цвета, развитие мелкой моторики.
Оборудование: 2 поезда, 2 вагона, вырезанные из цветного картона.
Словарь: Поезд – чух – чух – чух, вагон, такой же, не такой, одинаково.
Ход игры.
1.Орг. момент.
Взрослый говорит: Чух-чух-чух – вот поезд наш едет,
Колёса стучат – чух – чух –чух.
(демонстрация поезда с вагоном).
2.Работа по теме.
Рассматривание поезда, вагона: «Это поезд. А это вагон. У поезда есть колёса, окна. Поезд красного цвета, а вагон - какого цвета? (красного). Поезд и вагон одного цвета. Одинаково». Потом взрослый отцепляет вагон от поезда, даёт другой поезд и вагон. Просит ребёнка прикрепить вагон к поезду: «Собери одинаково. Одного цвета должен быть вагон и поезд».
3.Итог игры.
Взрослый обращает внимание, что один поезд красного цвета и вагон красного цвета – «одинаково». Другой поезд синего цвета и вагон синего цвета – «одинаково».
Сделай дорожку.
Цель: Закреплять знание названий форм, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.
Оборудование: Зайчик, вырезанный из картона. Большой лист с контурным изображением геометрических фигур. Геометрические фигуры, вырезанные из картона (трафареты).
Словарь: заяц, дорожка, название геометрических фигур.
Ход игры.
1.Орг. момент.
Взрослый спрашивает у ребенка, какие он знает геометрические фигуры.
2.Работа по теме.
Взрослый объясняет: «Зайчику нужно пойти в лес, давай ему поможем – сделаем дорожку». Вместе рассматривают дорожку, на которой нарисовано контурное изображение геометрических фигур. Взрослый обращается к ребенку: «Ты должен назвать эти геометрические фигуры». Ребёнок называет форму (геометрическую фигуру) и накладывает на контурное изображение трафарет.
3.Итог.
Оценка деятельности ребёнка: «Зайчик рад, что ты ему помог – сделал дорожку». «Давайте ещё раз назовём геометрические фигуры».
Куда пойдёт Зайчик.
Цель: Та же.
Оборудование: Заяц, вырезанный из картона. Большой лист бумаги с изображением домика, леса, геометрическими фигурами. Карточки с изображением разных форм (геометрических фигур).
Словарь: Зайчик, дом, лес, дорожка, название форм (геометрических фигур).
Ход игры.
1.Орг. момент
Угадайте, кто к нам сегодня в гости пришёл:
Длинные уши, любит морковку. (Заяц).
2.Работа по теме.
Рассматривание дорожек: «Зайчик к домику пойдёт по этой дорожке – посмотрите внимательно, на ней расположены формы: сначала треугольник, потом какая форма? (круг), а потом – квадрат. А в лес по этой дорожке – на ней расположены формы, сначала – круг, потом какая? (квадрат), а потом - треугольник. Дорогу нам покажут эти карточки, на них нарисованы разные формы, мы берём их, называем, какая форма и говорим, куда пойдёт зайчик».
Если ребёнок берёт карточку и называет форму, а на дорожке этой формы нет, то он берёт следующую или пропускает ход.
3.Итоги игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Обратить внимание, знает ли ребёнок название форм (геометрических фигур).
Зоопарк.
Цель: Продолжать знакомить ребенка с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путём наложения.
Оборудование: Домики, вырезанные из картона. Животные, вырезанные из картона (жираф, слон, черепаха).
Словарь: Зоопарк, домик, животные: жираф, слон, черепаха; большой, маленький, высокий.
Ход игры.
1.Орг. момент.
Загадывание загадок:
Быстро прячется от страха
В панцирь твёрдый… (Черепаха).
Вот так шея! Выше шкафа!
У пятнистого… (Жирафа).
Поднимает хобот он…
Кто же это? Это… (Слон).
(когда ребенок отгадывает, взрослый показывает животных).
2.Работа по теме.
Взрослый говорит, что все эти животные живут в зоопарке: «Им привезли новые дома, надо помочь зверям правильно найти свой домик». Затем показывает детям домики. Вместе рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине (жираф высокий – ему высокий дом нужен, черепаха меньше всех и домик ей маленький нужен).
3.Итог игры.
Оценка деятельности ребенка. Можно попросить, чтоб он нарисовал домики для этих животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается актуальная проблема детской логопедии – преодоление недоразвития речи в раннем возрасте. Автор раскрывает основные направления логопедической работы с детьми в первые годы жиз...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИПР
Коррекция задержки речевого развития (ЗРР) является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым го...
Логопедические игры с детьми раннего возраста
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития,...
Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития
Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития...
Консультация для педагогов «Логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития»
Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. С каждым годом становиться все больше детей, которые значительно отстают по ...