Родительское собрание «Подростковый возраст, его особенности и проблемы»
методическая разработка
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_dlya_roditeley.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Родительское собрание
«Подростковый возраст,
его особенности и проблемы»
Подготовила: Пак Е.Е.
Воспитатель группы 11
Горнозаводск
2023
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.
- Найти пути преодоления подросткового кризиса.
- Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Ход собрания:
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.
Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:
НЕ хотят учиться так, как могут;
НЕ хотят слушать никаких советов;
НЕ убирают за собой;
НЕ делают домашние дела;
НЕ приходят вовремя.
В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.
Подростковый период считают трудным и критическим.
Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв что-либо «для быстрого улучшения настроения». Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание это стремление выйти из-под вашей опеки.
2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. При решении этих задач, подростки испытывают затруднения, преодолеть которые им можете помочь только вы.
Еще одно новообразование подросткового возраста – это стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Пока ребёнок не достиг подросткового возраста, родители решают, что для него лучше, как он должен поступать в той или иной ситуации. Со вступлением в подростковый возраст у подростка возникают закономерные вопросы: «Почему я должен их слушать?», «почему они должны быть всегда правы?». Таким образом, родители должны понимать, что это не протест, это период поиска себя, целей, привычек, мнений, убеждений.
Ребёнка нельзя просто так заставить что-то делать, поэтому нужны разумные и убедительные аргументы. Если таких аргументов нет, растёт непонимание между родителями и детьми и сопротивление всем доводам родителей. Причиной этому может быть:
- Отсутствие авторитета родителей в глазах ребёнка.
- Изначальная избалованность детей. Ребёнок сразу начинает выходить и повиновения, когда ему начинают предъявлять требования, о которых он не предполагал раньше.
- Конфликты между родителями. Конфликтность в характере самих родителей, которая существенно может повлиять на становление характера ребёнка и на его самоутверждение.
Для того чтобы ребёнок мог самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни, родители должны:
- Трезво оценивать его успехи и достижения;
- Поддерживать инициативу и желание ребёнка в достижении цели;
- Критиковать конструктивно, предлагая пути решения проблемы;
- Видеть и положительно оценивать любые успехи ребёнка на пути к цели;
- Поддерживать его морально и материально (необходимые книги, спортивная форма, музыкальные инструменты, словари и т.д.);
- Искренне радоваться победам и достижениям;
- Не ругать если что-то не получилось;
- Верить в успех и вселять эту веру в ребёнка.
- Подавайте пример своим детям – своими делами, поступками, культурой поведения.
- Контролируйте учебные дела подростков, но и не забывайте пословицу: Доверяй, но проверяй!
- Не забывайте давать положительную оценку ребенку и его учебной деятельности.
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
Избежать подростковых проблем нельзя, но можно постараться преодолеть их с наименьшими потерями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Подростковый возраст. Психологические особенности"
Презентация к родительскому собранию по теме....
Выступление на родительском собрании «Подростковый возраст»
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти ...
Родительское собрание "Подростковый возраст"
1. Что такое подростковый возраст?2. Черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте.3. Чувства взрослости.4. Кто такой подросток?5. Эмоциональная поддержка.6. Личность подростка и семья.7....
Родительское собрание "Подростковый возраст и его психологические особенности"
Методическая разработка родительского собрания...
Методическая разработка «Родительское собрание «Подростковый возраст и его психологические особенности»
Родительское собрание:«Подростковый возраст и его психологические особенности» Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками,...
- Мне нравится (1)