Лекция для родителей «Стили семейного воспитания»
консультация
Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Семья - это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_dlya_roditeley_stili_semeynogo_vospitaniya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Лекция для родителей
«Стили семейного воспитания»
Подготовила: воспитатель
Пак Е.Е.
2023 г.
Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в образовательном учреждении. Но время показало, что комфортность условий обучения - вещь необходимая, но недостаточная.
Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Семья - это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.
А это положение бывает самым различным:
- нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;
- ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Экономическая нестабильность, социальное положение населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.
К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть подростков отделяется от родителей. В России из-за разводов ежедневно остаются без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребенка - 30, под опеку и усыновление - 132, отбираются от родителей - 32, убегают из дома - 237 детей.
Это, безусловно, проявление дезорганизации семьи как социального института, отражающее негативные процессы в государстве.
Проблемы семьи волнуют и самих детей. Очень симптоматично, что на вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?» 66,6 % подростков отвечают: «Иметь хорошую семью».
Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для училища не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.
Наверное, навсегда, ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей. Когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков.
Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания. Все это так. Но все же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Только учитель.
Родители часто жалуются на своих детей, недовольны ими. Однако они не задумываются о том, что поведение ребёнка зависит, в первую очередь, от стиля семейного воспитания, и, может быть, для того, чтобы изменить подростка, стоит сначала поменять методы взаимоотношений с ним?
Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный её тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, предусматривающие определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:
• попустительский,
• состязательный,
• рассудительный,
• предупредительный,
• контролирующий,
• сочувствующий,
• гармоничный.
При попустительском стиле семейного воспитания родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам, а иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск ребёнком наиболее выгодных для него форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного поведения с друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребёнка - вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребёнок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть всё время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из неё максимальную выгоду.
Учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. В первую очередь это касается самих родителей, когда ребенок-старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания на реакцию взрослых. В характере таких детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют.
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Иногда ребёнок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители предоставляют ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии.
В воспитательном воздействии на ребёнка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребёнка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.
Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и, промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья совместно с педагогом поможет таким детям открыть всё лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить не только свой интеллект, но и такие качества характера, как общительность, уверенность в себе, способность к самоконтролю и добросовестность.
При рассудительном стиле семейного воспитания родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полную свободу действий для приобретения личного опыта путем собственных проб и ошибок.
Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упрёки. Родители ребёнка считают, что его активность должна находить естественный выход.
Они уверены, что ребёнка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В воспитании ребёнка они не используют принудительные меры и физические наказания. Родители считают, что ребёнок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются тёплые и добрые взаимоотношения. Ребёнок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребёнка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребёнок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребёнок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребёнку обдумать совершённое, осознать свой проступок. Родители помогают ребёнку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.
Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация.
Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребёнка без внимания и опеки. Ребёнок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют поведение детей.
Такая деятельность родителей может объясняться ещё и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведённый порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребёнка.
С раннего детства родители стараются оградить своё дитя, от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Когда ребёнок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребёнок находится под таким надзором, они считают, что тем самым болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут их стороной.
Родители делают всё возможное и даже невозможное для своего ребёнка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.
Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, т. к. они считают их источником неприятностей для своих детей.
На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следуют чужому мнению.
В общении со сверстниками такие учащиеся нередко безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.
Однако если таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, верят ему во всём и могут подчиняться беспрекословно.
Имея хорошие способности, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, т. к. они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдалённые результаты этих детей не привлекают, им нужен результат немедленно.
Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, склонность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.
В семьях с контролирующим стилем воспитания свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие - протестуют против такого к себе отношения.
Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребёнка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребёнка, считая его глупым и неуместным. Такие родители часто говорят: «Яйцо курицу не учит».
Они иногда наказывают своего ребёнка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним.
Родители мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребёнок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой.
Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на всё. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.
В школе они часто конфликтуют со сверстниками и даже учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в группе изолированными детьми.
Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слёз, и наоборот. Учащиеся такого типа очень часто переводятся педагогом в разряд неуправляемых и недисциплинированных детей.
Условием формирования сочувствующего стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.
В таких семьях ребёнок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребёнок в своих играх исполняет трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребёнок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребёнок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребёнок при этом сильно замыкается на семье и её жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребёнок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать, о своей семье.
Это свидетельствует о том, что родители любят своего ребёнка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача - научить ребёнка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе. В таких семьях ребёнка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе, не пытаются обсуждать и тем более осуждать людей, с которыми возникают какие-то трудности. Однако дети хорошо всё видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них эталоном и примером. Иногда педагоги, работающие с ребёнком из такой семьи, считают его лишенным всяческого проявления эмоций, однако это не так. Просто ребёнок живет в своем мире, в который он может впустить только очень близкого ему человека.
Особенностью этих детей является то, что они привыкли занижать свои способности. Это приводит к тому, что часто дети боятся браться за какое-то понравившееся им поручение или задание только из-за опасения, что у них ничего не получится.
Их отличительной чертой является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. По их внешнему виду очень трудно понять, что они переживают и переживают ли вообще.
Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью, самокритичностью, сильной волей.
В семьях с гармоничным стилем семейного воспитания ребёнок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребёнок рождается, воспитывается и растет в тёплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры - это и многое другое формирует собственную значимость ребёнка, его умение жить среди людей.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят её скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний.
В учёбе такие ребята характеризуются высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. У таких учащихся адекватная самооценка. Дети не боятся брать слово и держат его. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.
У таких учащихся рано проявляются чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.
Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость с безобразными поступками других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели.
Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребёнка в семье строго регламентированы и ребёнок абсолютно соответствует описанной выше характеристике.
Для здоровой семьи характерны: сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между детьми и взрослыми членами семьи с чёткими «образцами» отношений и поведения; сохранённые, эмоционально-теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи - родителей и детей - свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нём без риска быть отвергнутыми. Опору семьи создают взаимосолидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили семейного воспитания
Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы исполь...
Стили семейного воспитания
В статье рассказано, какие стили семейного воспитания существуют в российских семьях....
Беседа для родителей "Стили семейного воспитания"
Материал может использоваться при проведении классных часов, бесед с родителями, родительских лекториев....
Лекция для родителей "Стили семейного воспитания"
Посейте поступок - пожните привычку,Посейте привычку – пожните характер,Посейте характер – пожните судьбу.У. Теккерей....
Презентация к родительскому собранию о стилях семейного воспитания (родители старшеклассников)
Данная презентация была нами разработана для родительского собрания в 8-х классах. Она основана на анализе результатов теста АСВ, который родители имеют возможность пройти прямо на собрании и, ...
Тренинговое занятие для родителей и детей с ОВЗ "Стили семейного воспитания"
Занятие из моей программы "Мы вместе". Оно направлено на совместную работу родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В игровой форме родители знакомятся со стилями воспитания...
Консультация для родителей: «Стили семейного воспитания».
Выявлена связь между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Психологическое развитие детей больше зависит не от того, как родители относятся к браку, а от...
- Мне нравится (1)