Советы родителям: "Если у ребёнка ОНР"
консультация
Если 4-5-летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопедов, воспитателей и, естественно, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_u_rebenka_onr_.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Если у ребенка общее недоразвитие речи
Если 4-5-летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопедов, воспитателей и, естественно, родителей.
Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.
Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей - 1-й. Самый высокий -3-й. Охарактеризуем речь детей с 3-м, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5-3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
-частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т.п.);
-глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует - все выражается словом «ест»);
-приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);
-антонимов * (гладкий - шершавый, храбрый - трусливый, глубокий - мелкий, густой - жидкий и т.п.);
-относительных прилагательных (шерстяной5 глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т.п.).
В грамматическом строе распространены ошибки:
-в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит на кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мальчик подошел к шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);
-согласовании различных частей речи («Подошел к два коня», «Заботился о ежика», «Наблюдали за обезьяны»);
-построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать», «Почему что ежик кололся, почему что девочка и плачет»). В фонетическом плане дети:
-неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкйе-твердые, звонкие-глухие, а также звуки С-Ш, 3-Ж, ТЬ-Ч5 СЬ-Щ, Л-Р и т.п.;
-искажают, слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик-датавотик, фотография - атагафия, магнитофон - матафон, воспитательница - питатифа);
-не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звукови и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта, та-тя).
В связной речи отражаются, естественно, все вышеперечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
При 2-м уровне речевого развития нарушения во всех компонентах языковой системы более грубы и стойки.
Для более полного представления об особенностях речи детей со 2-м уровнем речевого развития приведем образцы произношения ими некоторых слов:
самолеты - алёти виноград - биледат
троллейбус - алебись голова - гада
трамвай - талань гвозди-дёти
обезьянки - мизяки стрекоза - ликаза
огурец - дулесь сковородка - левоська
При 1-м уровне речевого развития у ребенка связная речь отсутствует, в ней имеются отдельные многозначные искаженные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:
собака, коза, корова, баран - ава
машина, корабль, ракета, велосипед - ту-ту
упасть, спуститься, сесть, лечь - па
есть, пить, откусывать, жевать - ам и т.п.
Все указанные речевые особенности наблюдались у детей 4,5 - 5 лет, имеющих нормальный слух и сохранный интеллект. Только при отмеченных параметрах дефект может характеризоваться как общее недоразвитие речи.
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
-нарушены внимание и память;
-нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
-недостаточно сформировано словесно-логическое мышление
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (красные фигурки, круги и т.п.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты, животное и т.п.); собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и т.п.).
Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.
Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизировать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции - языка, мягкого
неба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами - небом и зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.
И последнее. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда - он больше».
Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как кони стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.
Характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи
Отклонение от нормы у таких малышей проявляется на занятиях, в игровой5 бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот - вялость, апатию (они не проявляют интереса и играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости обидчивости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям "Если ребенок ушел из дома"
Рекомендации социального педагога родителям....
Советы родителям "Если ваш ребенок перешел в 5 класс"
Советы родителям...
Практические советы для родителей: "Если вас тревожит развитие Вашего ребёнка..."
Только родители могут дать своему ребёнку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребёнка. Но их...
Советы родителям "Если ребенок пишет левой рукой"
Данные рекомендации будут интересны родителям, имеющим ребенка с ведущей левой рукой. ...
Советы родителям "Если ребенка избивают в школе"
Рекомендации...
Статья "Советы родителям, если ребёнок был пойман с поличным".
Часто родители попадают в неловкое положение, когда их приглашают в школу или в магазин по вопросу вовровства их детьми. Страх, стыд и гнев наполняет сердце взрослого человека. Именно в этот момент и ...
Советы родителям: "Если ребёнок не говорит?"
Довольно часто наблюдается задержка речевого развития у малышей, хотя они здоровы, нет нарушений слуха и повреждения центральной нервной системы.Если ваш ребенок не начал вовремя говорить, достаточно ...