Рекомендации родителям по развитию воображения у детей младшего школьного возраста
консультация

В работе представлен теоретический материал, а ткже методы и приемы на развитие воображения у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_u_dtey.docx159.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска

Рекомендации родителям

по развитию воображения у детей

младшего школьного возраста

C:\Users\мама\Desktop\m1ksw2yeaubmzogyoglt3wfzyedtjy0s.jpeg

Разработала:

 педагог дополнительного образования

Брюхова Н.Л.

Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.

Дени Дидро

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста.

Немного теории!!!

Воображение — это способность человеческой психики формировать новые чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности, от прошлого. Воображение — это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Философы рассматривают воображение как составную часть творческого процесса.

Как формируется воображение (простым языком):

  1. информация из среды поглощается органами восприятия (глаза, уши, нос, рот, кожа);
  2. мы воображаем полученные образы в уме или придумываем на их основе что-то новое – даже то, что не существует в реальности в данный момент и вообще в реальности.

Таким образом, с помощью воображения мы способны создавать образы на основе прошлого опыта и моделировать (как это?) будущее.

С точки зрения психологии (что это?), воображение очень тесно связано с эмоционально-волевой сферой. Л.С.Выготский (наш русский психолог) писал о законе эмоциональной реальности воображения.

Это означает, что представляя нечто в своей голове, мы можем испытывать настоящие чувства и ощущения.

Функции воображения

Что такое воображение, с точки зрения его смысла? Другими словами – для чего нам нужна эта психическая способность?

  1. Познавательная функция – человек может исследовать то, что невозможно пощупать и рассмотреть. Например, мы не имеем возможности изучить вселенную до конца, но можем фантазировать о ней, беря за основу уже имеющиеся знания.
  2. Планирование – намереваясь сделать что-либо, личность представляет себе желаемый результат, действия, которые необходимо совершить, чтобы достичь цели.
  3. Представление – возможность формировать в голове образы героев книг, кино, песен и фильмов.

«Внутри» каждого человека находится много реальных людей (если спросить у вас о родителях, вы сразу четко представите своих маму и папу). Также вы легко вообразите себе вилку, если упомянуть о ней в разговоре.

  1. Защитная функция состоит в том, что вы можете подготовиться к некому событию, проиграв его в сознании (страшный экзамен, волнующее мероприятие и т.д.).
  2. Терапевтический эффект – прокручивание одного и того же травмирующего события помогает выплескивать подавленные или очень интенсивные эмоции, связанные с произошедшим. С каждым разом психическая рана становится менее болезненной, со временем приходит исцеление.
  3. Преобразовательная – благодаря этой функции происходит развитие как отдельного индивида, так и человечества в целом. Воображение привносит в нашу жизнь новизну.

Основные направления работы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста:

Основные виды деятельности, в которых ребёнок младшего школьного возраста может активно развивать воображение:

1. Игра.

2. Конструирование.

3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).

4. Чтение художественной литературы.

Приёмы развития воображения и речевого творчества у детей младшего школьного возраста:

•«Закончи предложение»:

  • Витя прибежал домой голодный, как …
  • Дыня была сладкой, как …
  • Света прибежала с прогулки грязная, как …
  • В комнате кто-то топал, как …
  • Зимой вьюга воет, как …
  • Виталик от стыда покраснел, как …
  • Цветы в вазе похожи на …
  • Шишки на елке висят как…
  • Миша от радости запрыгал, как …
  • И другое.

•«У окна». Попросите ребёнка объяснить, почему девочка, посмотрев в окно, сказала:

  • Ну и ливень был!
  • Наступила настоящая осень.
  • Ударил сильный мороз.
  • Сегодня будет жарко!
  • И другое.

•«Разные причины». Спросите у ребенка о возможных причинах следующих явлений:

  • лужа во дворе;
  • вода на полу в ванной;
  • масляное пятно на футболке;
  • ожог на руке;
  • смех друзей.
  • и другое.

•«Переменчивое настроение». Покажите картинки или фотографии детей, назовите их настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Попросите придумать и рассказать истории, которые могли бы вызвать подобное состояние.

•«Изобретатель». Попросите придумать как можно больше способов применения известных предметов: кирпич, палка, ведро, магнит, зеркало и т.д. Это упражнение часто используют в качестве теста на уровень развития дивергентного мышления.

 

•«Предмет выручалка». Пофантазируйте, как изменилась бы сказка, если у героев появились бы новые предметы:

  • У Буратино мобильный телефон;
  • У Бабы-Яги самолет
  • У стойкого оловянного солдатика – огнетушитель
  • И другое.

• «Сказка наоборот». Назовите ребенку любую известную ему сказку. Пусть он расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал великаном и т. д.

• «Фантастическое животное». Предложите сыну или дочке нарисовать животное, которого в природе не существует. Попросите придумать сказку о нем.

•«Волшебники». Без предварительной беседы предложите ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебников. Далее попросите придумать, что совершил «плохой» злой волшебник и как его победил добрый.

•«В лесной школе». Расскажите, что в лесной школе учатся разные зверята, у некоторых из них есть прозвища. Попросите детей подумать и объяснить, за какие поступки зверята получили такие прозвища:

  • Зайка-зазнайка;
  • Белка-конфетка;
  • Енот-всё наоборот;
  • Куница-обидеть мастерица.

•«Большой фантазёр». Расскажите выдуманную историю и предоставьте

возможность ребёнку доказать, то, что в жизни такого случиться не может.

•«Сладкая парочка». Попросите придумать сказку, в которой встретились бы:

  • Колобок и Красная Шапочка;
  • Баба Яга и Карлсон;
  • Снежная королева и огнедышащий дракон;
  • Буратино и Дровосек.

•«О чем рассказала музыка?». Предложите малышу прослушать классическую музыку, закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

•Озвучка мультфильмов. Предложите вместе озвучить по ролям сначала знакомый мультфильм, потом мультфильм, который ребёнок видит впервые.

Советы, которые помогут сделать развитие творческого воображения более эффективным:

1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.

2. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.

3. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.

4. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.

5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает, выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Удачи вам! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

Роль игры в развитии воображения в младшем школьном возрасте

Влияние игры на личность ребенка. Переход от игровой деятельности к учебной. Методика Е.А. Панько "Придумай игру"...

методические рекомендации по развитию воображения средствам изобразительного искусства для педагов доп.образования

1.Цель и задачи игровых занятий по изо.искусству.2.Воображение и фантазия-важная сторона жизни ребенка.3.Особая организация творческой изо.деятельности.4.Активные игровые техники по изо.творчеству.5.В...

Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению

Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...

Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению

Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...