Рекомендации родителям по развитию воображения у детей младшего школьного возраста
консультация
В работе представлен теоретический материал, а ткже методы и приемы на развитие воображения у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voobrazhenie_u_dtey.docx | 159.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска
Рекомендации родителям
по развитию воображения у детей
младшего школьного возраста
Разработала:
педагог дополнительного образования
Брюхова Н.Л.
Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.
Дени Дидро
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста.
Немного теории!!!
Воображение — это способность человеческой психики формировать новые чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности, от прошлого. Воображение — это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Философы рассматривают воображение как составную часть творческого процесса.
Как формируется воображение (простым языком):
- информация из среды поглощается органами восприятия (глаза, уши, нос, рот, кожа);
- мы воображаем полученные образы в уме или придумываем на их основе что-то новое – даже то, что не существует в реальности в данный момент и вообще в реальности.
Таким образом, с помощью воображения мы способны создавать образы на основе прошлого опыта и моделировать (как это?) будущее.
С точки зрения психологии (что это?), воображение очень тесно связано с эмоционально-волевой сферой. Л.С.Выготский (наш русский психолог) писал о законе эмоциональной реальности воображения.
Это означает, что представляя нечто в своей голове, мы можем испытывать настоящие чувства и ощущения.
Функции воображения
Что такое воображение, с точки зрения его смысла? Другими словами – для чего нам нужна эта психическая способность?
- Познавательная функция – человек может исследовать то, что невозможно пощупать и рассмотреть. Например, мы не имеем возможности изучить вселенную до конца, но можем фантазировать о ней, беря за основу уже имеющиеся знания.
- Планирование – намереваясь сделать что-либо, личность представляет себе желаемый результат, действия, которые необходимо совершить, чтобы достичь цели.
- Представление – возможность формировать в голове образы героев книг, кино, песен и фильмов.
«Внутри» каждого человека находится много реальных людей (если спросить у вас о родителях, вы сразу четко представите своих маму и папу). Также вы легко вообразите себе вилку, если упомянуть о ней в разговоре.
- Защитная функция состоит в том, что вы можете подготовиться к некому событию, проиграв его в сознании (страшный экзамен, волнующее мероприятие и т.д.).
- Терапевтический эффект – прокручивание одного и того же травмирующего события помогает выплескивать подавленные или очень интенсивные эмоции, связанные с произошедшим. С каждым разом психическая рана становится менее болезненной, со временем приходит исцеление.
- Преобразовательная – благодаря этой функции происходит развитие как отдельного индивида, так и человечества в целом. Воображение привносит в нашу жизнь новизну.
Основные направления работы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста:
Основные виды деятельности, в которых ребёнок младшего школьного возраста может активно развивать воображение:
1. Игра.
2. Конструирование.
3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).
4. Чтение художественной литературы.
Приёмы развития воображения и речевого творчества у детей младшего школьного возраста:
•«Закончи предложение»:
- Витя прибежал домой голодный, как …
- Дыня была сладкой, как …
- Света прибежала с прогулки грязная, как …
- В комнате кто-то топал, как …
- Зимой вьюга воет, как …
- Виталик от стыда покраснел, как …
- Цветы в вазе похожи на …
- Шишки на елке висят как…
- Миша от радости запрыгал, как …
- И другое.
•«У окна». Попросите ребёнка объяснить, почему девочка, посмотрев в окно, сказала:
- Ну и ливень был!
- Наступила настоящая осень.
- Ударил сильный мороз.
- Сегодня будет жарко!
- И другое.
•«Разные причины». Спросите у ребенка о возможных причинах следующих явлений:
- лужа во дворе;
- вода на полу в ванной;
- масляное пятно на футболке;
- ожог на руке;
- смех друзей.
- и другое.
•«Переменчивое настроение». Покажите картинки или фотографии детей, назовите их настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Попросите придумать и рассказать истории, которые могли бы вызвать подобное состояние.
•«Изобретатель». Попросите придумать как можно больше способов применения известных предметов: кирпич, палка, ведро, магнит, зеркало и т.д. Это упражнение часто используют в качестве теста на уровень развития дивергентного мышления.
•«Предмет выручалка». Пофантазируйте, как изменилась бы сказка, если у героев появились бы новые предметы:
- У Буратино мобильный телефон;
- У Бабы-Яги самолет
- У стойкого оловянного солдатика – огнетушитель
- И другое.
• «Сказка наоборот». Назовите ребенку любую известную ему сказку. Пусть он расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал великаном и т. д.
• «Фантастическое животное». Предложите сыну или дочке нарисовать животное, которого в природе не существует. Попросите придумать сказку о нем.
•«Волшебники». Без предварительной беседы предложите ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебников. Далее попросите придумать, что совершил «плохой» злой волшебник и как его победил добрый.
•«В лесной школе». Расскажите, что в лесной школе учатся разные зверята, у некоторых из них есть прозвища. Попросите детей подумать и объяснить, за какие поступки зверята получили такие прозвища:
- Зайка-зазнайка;
- Белка-конфетка;
- Енот-всё наоборот;
- Куница-обидеть мастерица.
•«Большой фантазёр». Расскажите выдуманную историю и предоставьте
возможность ребёнку доказать, то, что в жизни такого случиться не может.
•«Сладкая парочка». Попросите придумать сказку, в которой встретились бы:
- Колобок и Красная Шапочка;
- Баба Яга и Карлсон;
- Снежная королева и огнедышащий дракон;
- Буратино и Дровосек.
•«О чем рассказала музыка?». Предложите малышу прослушать классическую музыку, закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
•Озвучка мультфильмов. Предложите вместе озвучить по ролям сначала знакомый мультфильм, потом мультфильм, который ребёнок видит впервые.
Советы, которые помогут сделать развитие творческого воображения более эффективным:
1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
2. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
3. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
4. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает, выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.
Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...
Роль игры в развитии воображения в младшем школьном возрасте
Влияние игры на личность ребенка. Переход от игровой деятельности к учебной. Методика Е.А. Панько "Придумай игру"...
методические рекомендации по развитию воображения средствам изобразительного искусства для педагов доп.образования
1.Цель и задачи игровых занятий по изо.искусству.2.Воображение и фантазия-важная сторона жизни ребенка.3.Особая организация творческой изо.деятельности.4.Активные игровые техники по изо.творчеству.5.В...
"Игра как активная форма развития воображения у детей дошкольного возраста"
игры для развития воображения...
"Игра как активная форма развития воображения у детей дошкольного возраста"
игры для развития воображения...
Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...
Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...