Консультация "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
консультация
Материал для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_semi_v_vospitanii_detey.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка - великое искусство, так как сам процесс воспитания - это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый современный родитель должен понимать, что всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая не только детским садом, но и прежде всего семьей. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в стране, в мире, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Именно с мамой, папой, бабушкой и другими членами семьи ребенок встречается на первых этапах своей жизни. Именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, В бешеном ритме нашей жизни, мы часто забываем о самом главном - о детях, об их воспитании, их развитии.
Для того чтобы прокормить семью, родители работают с утра до ночи, а воспитание возлагают на бабушек, дедушек учителей и воспитателей. Ребенок сыт, одет, обут, получает знания, но почему-то вдруг возникают проблемы в поведении ребенка дома, в садике и учебе. Всем становится непонятно, почему так, ведь они прикладывают массу усилий, для того чтобы их чаду было хорошо. А ответ прост, ребенку в семье не хватает родительского внимания, материнского тепла, отцовского воспитания. Когда ребенок чувствует внимание к себе, заботу, он как бы защищен, у него возникает такое чувство, и тогда он направляет свои силы на развитие и познание окружающего мира.
Маленький малыш воспринимает мир, так как его видит, и воспринимают его родители. От родителей зависит, то, как ребенок в дальнейшем отнесется к себе, к окружающим, жизнь ему может показаться бесконечным праздником или скучным существованием, а учеба скучным, непосильным и тяжелым трудом. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость. Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат малыша правильно излагать мысли, общаться со взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи. Читая ребятам сказку, родители должны добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации; четко, кратко и ясно объяснять правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести. Чаще играть с детьми в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи. Помнить, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек. Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются: - формирование первых моральных суждений и оценок; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; - возрастание действенности нравственных представлений; - возникновение сознательной нравственности, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
.
Советы родителям:
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
- По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
- Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
- Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.
- Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!
- Почаще говорите что вы его любите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования (в виде проекта) «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
план самообразования воспитателя детского сада на 2011-2012учебный год...
годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к отечественной культуре
Тема самообразования...
Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"
Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...
Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....
Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи
о возможности использования в коррекционной работе элементы ритмопластики...