Если ребенок рисует черным
материал
Если ребенок рисует черным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebenok_risuet_chernym.doc | 307 КБ |
deyatelnost_pedagoga-psihologa_v_detskom_sadu.docx | 216.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы педагога-психолога
«Если ребенок рисует черным цветом?»
Многих родителей тревожит, когда малыш в возрасте до 3-4 лет, предпочитает создавать свои «картины» черным или иным темными цветами. Причин, почему ребенок выбрал для рисования черный цвет, может быть несколько.
1. Самая распространенная причина «черноты» в рисунках: черный цвет – это самый контрастный цвет из всех. Малыши до 3-4 лет выбирают цвет по контрастности с поверхностью на которой рисуют. Главное, чтобы ему было видно, что он рисует. Так что не волнуйтесь. Сейчас он еще не воспринимает рисование, как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным. Для ребенка важнее идея рисунка, а не ее цветовое воплощение. Также малышу интересны эксперименты с цветом сами по себе, то есть выбор определяет лишь исследовательский интерес. Нередко в рисунках присутствует игровой момент: «Закрашу черным, чтобы никто не нашел, что я там спрятал».
2. Ребенок приближается или уже входит в период кризиса 3-х лет. Характерным признаком кризиса является негативизм и отрицание. Возможно, что мальчик, таким образом, пытается выразить свой протест: «Возьму тот цвет, который нравится маме меньше всего»,- или, – «Нарисую это таким цветом, как мне хочется, а не как оно есть на самом деле».
3. Дети очень чувствительны к своему состоянию, к атмосферным явлениям. Может быть, что непогода, грязь на улице таким образом нашли выражение в рисунках малыша. Также бывают случаи, что ребенок, обычно предпочитающий яркие и светлые тона в рисунках, вдруг переходит в темную и «грязную» палитру перед началом заболевания, уже ощущая недомогание, признаки которого совершенно невидны окружающим и не осознаются им самим.
По поводу использования черного цвета в рисунках существует огромное количество информации. Однако самое главное, что необходимо знать, пытаясь трактовать смысл изображенного, это то, что НЕТ хороших или плохих цветов. Важно учитывать не только цвет, но всю цветовую палитру, степень насыщенности цвета, что именно нарисовано, общее настроение рисунка, в каких условиях был сделан рисунок, что предшествовало его созданию, каким именно материалом выполнена работа (краски, карандаши, фломастеры и т.п.), и много чего еще. Прежде чем делать заключение о психологическом смысле рисунка, важно подробно расспросить автора, а что именно он нарисовал, почему именно так это сделал, нравится ли ему эта работа и т.п.
В отношении диагностики состояния человека по предпочитаемым цветам важно учитывать не столько единичный цвет, сколько цветовую палитру. Одна из известнейших арт-терапевтов Джоан Келлогг выделяет 4 основных палитры:
1. «Рептильная» палитра — все «грязные» оттенки, темные цвета, черный. Люди предпочитающие такие цвета (не только в рисунках, но и в окружающих предметах, вещах, одежде) часто испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния. В такое состояние, кстати, может «погрузиться» вполне здоровый человек, если будет носить одежду именно таких цветов. Часто в практике детским психологам и арт-терапевтам приходится сталкиваться с детьми, как правило, мальчиками, которые буквально не «вылезают» из болезней. Мамы таких детей надевают на них одежду преимущественно «немарких» цветов. Смена гардероба нередко оказывается ключом к тому, чтобы ребенок начал чувствовать себя лучше.
2. Натуральная палитра, «палитра детства». Все естественные, чистые, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30-45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об оптимальном психо-физиологическом состоянии. Одежда и предметы такого цвета в интерьере могут улучшить общее состояние человека, придать ему энергии.
3. Пастельная палитра. Полупрозрачные, бледные, спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди зрелого возраста. Предпочтение такой цветовой палитры у детей и у достаточно молодых людей может быть признаком утомления, психического или физического истощения. Одежда и предметы такого цвета в интерьере показаны для ребенка склонного к перевозбуждению, гиперактивности. А спокойного по характеру и темпераменту человека они способны ввести в состояние уныния.
4. Радужная палитра — блестящие или переливающиеся как на голограмме цвета. Обычно ее выбирают люди, переживающие состояние «озарения», душевного подъема, совершившие открытие и т.п.
Итак, если в семье, где растет малыш, все в порядке, при ребенке не происходят ссоры и размолвки, в жизни ребенка не было каких-то серьезных перемен, нет проблем со здоровьем, ребенка в быту и одежде окружают яркие или пастельные цвета, то выбор черного цвета в рисунках совершенно нормальное явление, которое не означает ничего тревожного.
Предварительный просмотр:
Деятельность психолога в детском саду | |||||||||||||||||||||
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы. Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста. Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.) Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе. Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях. Задачи
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса: 1. Оказание психологической помощи детям:
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
Что же делает психолог в ДОУ?
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Психологическая диагностика в работе педагога-психолога ДОУ
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующимнаправлениям:
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:
В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме). В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей. Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении Развивающая работа психолога в ДОУ Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется:
Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности. В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции). Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования. Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
Консультативная деятельность психолога ДОУ Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.
Копилка психолога
Работа с детьми
Левша или правша? (определение профиля латеральных предпочтений)
Работа с родителями Консультация с родителями - это всегда диалог "Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?" (анкета для родителей) Родительская анкета (анкета для родителей детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи) Знаю ли я своего ребенка? (упражнение для родителей) Что меня радует и что огорчает в моем ребенке? (упражнение для родителей)
Работа с педагогами 59 игр и упражнений для развития коммуникациями (книга) Синдром эмоционального выгорания. Как быть? (памятка для педагогов) 16 способов поддержать себя (шпаргалка для педагогов) Анкета "Самодиагностика проявления признаков выгорания" Тест "Оценка эмоциональных состояний"
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - интерактивная игра "Если ребенок не такой, как все..."
Часто родительские собрания надоедают как учителям, так и родителям. В средних и старших классах их рейтинг среди родителей снижается. Как оживить традиционное собрание, активизировать его участников,...
"Если ребенок плохо говорит"
Проблема речевой патологии детей дошкольного возраста волнует не только логопедов, психологов, неврологов, но и родителей. Очень важно выявить причины нарушений и как можно раньше об...
Если ребенок не учит уроки...
Советы родителям, причины нежелания ребенка учить уроки....
Памятка для родителей - Если ребенок начал заикаться
В памятке имеется краткое описание заикания, даны рекомендации по организации домашнего режима. В доступной форме описывается, как родители должны вести себя с заикающимися детьми в домашних условиях ...
"Если ребенок не начинает говорить"
Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в домах ребенка или круглосуточных яслях понять легко: персонал не может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Но как объяснить такие слу...
Надо ли учить ребенка рисовать? Советы родителям будущих первоклассников.
Детский рисунок отражает его внутренний мир, чувства и переживания. Потребность в рисовании может возникать у каждого ребенка в самом разном возрасте – важно не упустить этот момент, помочь и предоста...
Консультация для родителей: «Если ребенок не рисует»
quot;Ребенок совсем не хочет рисовать. Что же делать? Как уговорить его взять в руки карандаш?" Приходилось ли вам слышать такое? Мне - да. Я и сама так говорила. Но даже смирившись с тем, что, ...