Методические рекомендации и особенности по обучению Правилам дорожного движения.
методическая разработка

Горбачева Ольга Михайловна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_i_osobennosti_po_obucheniyu.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации и особенности по обучению
Правилам дорожного движения.

Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим и Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача педагогов и родителей – доступно объяснить ПДД ребенку. Однако при выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина….) главное – донести до детей смысл, не исказив содержание.

Для педагога важно обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике и некоторые учителя, и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, десятки лет назад изъятые из ПДД. Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. Не существует понятия «островок безопасности». Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употребление несуществующих понятий  ведет к искажению в понимании требований ППД.

В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые учителя и авторы пособий обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами, и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают нормальными, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителя с учениками, родителей с детьми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого со взрослым.

По той же причине, что и «детский» язык, «детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных комиксов, вряд ли приемлемы в качестве иллюстраций учебных пособий. Забавные картинки привлекают и развлекают детей, но вместе с тем отвлекают от основной задачи – увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать её.

В месте с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх. Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:

  1. Учат: Обходить трамвай спереди, а автобус – сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а против, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода с сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и не связан с обиходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году!

Необходимо учить!

Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходить там. Если перехода нет, жди пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

  1. Учат: При переходе улицы посмотри на лево, а дойдя до середины – посмотри на право.

Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

  1. Учат: Красный – стоп, желтый – приготовиться, зеленый – иди.

Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п.6.2) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более того! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.

Необходимо учить!

Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – не только приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающий, так как не желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый – разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжу часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедись в собственной безопасности.

  1. Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.

В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Если только островок, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортным потокам. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.

Необходимо учить!

Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но уж если попали в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

  1. Учат: Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда  соблюдают. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.

Необходимо учить!

Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

  1. Используют для показа старые знаки на желтом фоне, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которая несет в себе тот или иной дорожный знак.

Например, путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое значение – «пешеходный переход». Но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди – знак 5.16.1 и пешеходный переход. А знак 5.16.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относиться к группе информационно – указательных и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить именно здесь.

  1. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.

На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД – да ещё в отрыве от реальной дорожной обстановке. Следует понимать, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «пешеходный переход» (подземный и наземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипеде запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».

  1. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».

Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в место установке, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по обучению Правилам Дорожного Движения

Советы для родителей по обучению детей ПДД...

Методические рекомендации по организации работы со школьниками по правилам дорожного движения.

Методические рекомендации составлены в целях активизации внеклассной работы по профилактике детского дорожно-транспортною травма­тизма среди обучающихся....

Методические рекомендации «Игровые технологии в обучении дошкольников и младших школьников Правилам дорожного движения»

Данные методические рекомендации предназначены для работы по профилактике правил дорожного движения педагогов дополнительного образования. Методические рекомендации  показывают, как с помощью игр...

Обучение правилам дорожного движения в России средствами английского языка

Цель урока: научить обучающихся составлять инструкцию (памятку)  по безопасности движения, высказываться по теме «Правила дорожного движения». Задачи:  ...

Методическая разработка тематических занятий с командой ЮИД по теме: «Обучение детей Правилам дорожного движения»

Трагическая статистика свидетельствует, что в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнет более 30 тыс. человек, получают ранения свыше 180тыс. чел. Ежегодно под колесами автотранспо...

«Организация предметно-развивающей среды в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения»

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Главная задача воспитателей и родителей – дос...

Памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения

Памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения...