Методические материалы для родителей и учителей
учебно-методический материал

Князева Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Гимнастика для пальцев рук

Данные упражнения дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять напряжение. Но это еще не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии. Улучшает работу мозга. Регулярные занятия по предложенной системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса. Вот некоторые рекомендации для выполнения гимнастики:

  1. После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
  2. Пальцы лучше загружать равномерно;
  3. Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие она может быть использована для всех предметах школьной программы.

Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя, 

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Овощи.

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и отсебя.)

Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью изщепоти.)

Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)

Фрукты.

Будем мы варить компот (Левую ладошку держат «ковшиком», указательнымпальцем правой руки

Фруктов нужно много. Вот. «размешивают»)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Дерево.

У дерева ствол, (Прижимают руки тыльной стороной друг к другу.)

На стволе много веток,

А листья на ветках (Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелят пальцами.)

Жёлтого цвета.

Ягоды.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются».)

В лес идём мы погулять (Обе руки «идут» указательным и средним пальцами постолу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

Лебедь.

Пальчики – голова, (Ладошки повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены отсебя и

переплетены, большие пальцы – голова, остальные пальцы – крылья. Помахать

ими.)

Крылышки – ладошки.

Ёжик.

Повстречал ежонка ёж: (Одновременно кончиками больших пальцев правой и левойрук

поочередно касаться кончиков указательных, средних, «Здравствуй, братец! Какживёшь?» безымянных пальцев и мизинцев.)

Зверьки.

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)

Продает она орешки

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому, 

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладошками и удары кулачками.)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Лошадки.

По дороге белой, гладкой (Гладят поверхность стола.)

Скачут пальцы, как лошадки. (Пальчиками «скачут» по столу в ритместихотворения.)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Снеговик.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладонилевой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Ёлочка.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушкаёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчикивыставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.

Слон.

В зоопарке стоит слон. (Пальцы опустить вниз, потом средний поднять вперёд.)

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гостит приглашает.

Посуда.

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился. 

Ложку мы чуть-чуть сломали – (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Так мы маме помогали

Птицы.

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальцу.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Водоём.

У нас просторный водоём. (Соединяют пальцы обоих рук, изображая водоём.)

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа, (Потряхивают кистями рук.)

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене (Изображают руками плавание.)

То на боку, то на спине. (Кладут руки на стол то ребром, то ладошкой вверх.)

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой. (Изображают руками плавание.)

Капелька.

Кап, кап, кап – звенит капель. (Ритмично, на каждый слог, стучат подушечкамипальцев, начиная с

Приближается апрель. большого, по столу.)

Верба.

Уж верба, вся пушистая, (Сжимают кулачки.)

Раскинулась кругом, (Резко разжимают кулачки.)

Опять весна душистая (Крутят руками.)

Повеяло крылом. (Машут кистями рук.)

Медведь.

Без нужды и без тревоги (Сжимают и разжимают кулачки.)

Спал медведь в своей берлоге, (Складывают ладошки вместе, подкладывают подщёку.)

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Слышит – каплет. (Пальчиками стучат по столу.)

Вот беда! (Качают головой.)

В темноте пошарил лапой (Вытягивают руки вперёд, раздвигают пальцы.)

И вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу. (Указательным и средним пальцами «бегают» по столу.)

Заливает! Не до сна!

Вылез он и видит: лужи, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Тает снег…

Пришла весна!

Ласточка.

Ласточка, ласточка, (На каждую строчку большой палец «Здоровается» дважды с

Милая касаточка, одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, 

Ты где была, потом на левой руке.)

Ты с чем пришла?

- За морем бывала, весну добывала.

Несу, несу весну-красну.

Цветочек.

Наши алые цветы (Плавно разжимают кулачки.)

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, (Машут перед собой руками.)

Лепестки колышет.

Но алые цветки

Закрывают лепестки, (Плавно сжимают пальцы.)

Тихо засыпают, (Плавно опускают руки на стол.)

Головой качают.

Бабочка.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела, (На каждое название насекомого загибают один палец.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетели, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняет ладони на стол.)

Рыбы.

Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитируютдвижения плавников)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты: плавные движения двумя ладонями.)

Прилетели к нам три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладошками.)

По четыре раза в сутки

И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.)



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

С помощью представленных упражнений ваш ребенок оздоровиться, будет пребывать в хорошем настроении полной грудью, но и вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить стороной! Дыхательные упражнения довольно часть необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами.

Правильное дыхание. Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной̆ гимнастики в физкультурное занятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной̆ дозировкой̆ в исполнении). На занятиях по физической̆ культуре, после сна, на утренней̆ гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной̆ дыхательной̆ гимнастики, например:

 Исходное положение сидя на полу «по-турецки», руки ладонями друг к другу на уровне груди; делается глубокий̆ вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.

  •  €Исходное положение то же. Глубокий̆ вдох - руки медленно вытягиваются вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
  •  €Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками - медленный̆ выдох.

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1. Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей̆ прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный̆ момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной̆ тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

 €куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

 €какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

 €какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое; грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

 €какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

 €какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической̆ паузой̆);

 €тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической̆ нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей̆ расслаблять и восстанавливать организм после физической̆ нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс

дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической̆ нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный̆ вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный̆ выдох через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Комплекс 2. Подыши одной̆ ноздрёй̆

Цель: учить детей̆ укреплять мышцы дыхательной̆ системы, носоглотки и верхних дыхательных путей̆.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой̆ руки. Левой̆ ноздрей̆ делать тихий̆ продолжительный̆ вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой̆ руки - через правую ноздрю делать тихий̆ продолжительный̆ выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась

3–4. То же другими ноздрями.

Повторить 3–6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной̆ ноздрей̆ сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей̆, которой̆ легче дышать, затем другой̆). Повторить по 6–10 дыхательных движений каждой̆ ноздрёй̆ отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный̆ шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей̆ укреплять мышцы органов брюшной̆ полости, осуществлять вентиляцию нижней̆ части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  •  €Медленный̆, плавный̆ вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый̆ шар.
  •  €Медленный̆, плавный̆ выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4–10  раз.
Воздушный̆ шар в грудной̆ клетке (среднее, реберное дыхание)
Цель:
учить детей̆ укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое

внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть

ребер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный̆, ровный̆ выдох, сжимая руками ребра грудной̆ клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной̆ клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней̆ части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной̆ фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной̆ клетки.

Повторить 6–10 раз.

Воздушный̆ шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей̆ укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4–8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей̆ укреплять дыхательные мышцы всей̆ дыхательной̆ системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный̆ выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный̆ вдох, выпячивая живот и ребра грудной̆ клетки. Сквозь сжатые губы с силой̆ выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3–4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической̆ нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня
Цель:
учить детей̆ укреплять дыхательные мышцы всей̆ дыхательной̆ системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный̆ выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Исходное положение - стоя или в движении.
  2. Сделать полный̆ вдох носом с разведением рук в стороны.
  3. Задержать дыхание на 3–4  секунд.
  4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3–4  раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс 2.
Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие. Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

Подыши одной̆ ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной̆ ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей̆ дозировкой̆.

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ѐжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

  1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные

мышцы.

  1. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие

до отказа.

  1. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
  2. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправовлево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри

  1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

носоглотки.

  1. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
  2. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
  3. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

  •  €Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.
  •  €Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

Насос

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-б раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки. Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса No1, но с меньшей дозировкой.

Комплекс 3.
Проводится в игровой форме.
Ветер на планете
Повторить упражнение «Насос» из комплекса No 1.
Планета «Сат-Нам» - отзовись! (йоговское дыхание)
Цель.
Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы

соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу - это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота-это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз

произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

На планете дышится тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса No 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

Инопланетяне

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» - отзовись!»

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.

1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.

  •  €Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».

 €Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)

Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.

Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

2. Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику, можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного

возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются поразному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

4. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» из первого комплекса полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.

Комплексы дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения направлены на развитие, улучшение функции дыхательной системы, профилактику тонзиллита, бронхита, бронхиальной астмы, туберкулеза.

После разминки выполняются дыхательные упражнения.
1. «К нам залетел теплый ветерок».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».
2. «На нас подул холодный зимний ветер».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со

звуком «у-у-у».
3. «К нам в окно влетела пчела».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно

сжатые зубы со звуком «з-з-з».
4. «Щенок хочет с нами поиграть».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох со звуком

«рр-рр».
Разминка с различными элементами двигательной активности.

Дыхательные упражнения те же, только с добавлением диафрагмального дыхания.

Диафрагмальное дыхание, или брюшное дыхание.

Исходное положение - лежа на спине, ладони положить на живот вдоль средней ладони. Сделать глубокий вдох, а затем спокойный выдох, снова повторить то же. Внимание сконцентрировать на процессе дыхания. С помощью рук следить, как при вдохе живот «раздувается, наполняясь воздухом» (6-8раз).

Диафрагмальное дыхание полезно при любых заболеваниях, так как при работе диафрагмы органы грудной и брюшной полости мягко массируются, что улучшает их кровоснабжение.

Диафрагмальное дыхание регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, положительно влияет на работу сердца, хорошо вентилирует нижние доли легких, успокаивает нервную систему.

Средство для восстановления сил и дыхания после физической нагрузки. Помогает сохранить душевное равновесие.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Как подготовить ребёнка к урокам физкультуры

Уроки физической культуры не менее важны, чем все остальные предметы школьного расписания.

1.Пройти медосмотр и определить  медицинскую группу ( основная, подготовительная, спецмедгруппа)

2.Пройти дополнительно ортопеда, офтальмолога, лора.

3. При наличии спецмедгруппы узнать требования у учителя физкультуры

4. Подготовить спортивную форму.

5.Быть личным примером для своего ребёнка.

6. Искренне интересоваться успехами ребёнка.

7. Не оставайтесь равнодушными к пропускам уроков физкультуры, контролируйте наличие спортивной формы на уроках физкультуры.

8. Поощряйте занятия спортом вашего ребёнка, постарайтесь иметь дома спортивный инвентарь для занятий спортом (мячи, скакалку, ролики, велосипед, гантели, эспандер)

9. Поощряйте своего ребёнка морально за спортивные достижения и учебные результаты по физкультуре.

10. Контактируйте с учителем физической культуры, если у вас возникли вопросы и проблемы, связанные с его уроками или со здоровьем ребёнка.

11. Посещайте со своим ребёнком спортивные мероприятия в школе и вне школы, в которых он участвует.

12. Рассказывайте ребёнку о своих спортивных достижениях, показывайте свои награды.

13. Не высказывайтесь пренебрежительно о занятиях физкультурой и спортом.

14. Будьте сами примером своему ребёнку, пусть занятия физкультурой и спортом станут хорошей традицией вашего дома!

Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребенком?

  1. Ни в коем случае не подбрасывайте ребенка вверх.
  2. Сложные упражнения и прыжки выполняйте на мягком покрытии.
  3. Поднимая ребенка, не держите его только за кисти рук, а только целиком за предплечья.
  4. Не допускайте длительного удерживания ребенком трудных поз (более 1-2 сек.), лучше несколько раз повторите упражнения. Знайте, висеть только на руках детям-дошкольникам опасно, т.к. высока нагрузка на суставы и плечевой пояс. Никогда не используйте для соревнований трудные в техническом исполнении и опасные физические упражнения. Избегайте физических упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясном отделе, т.к. большинство детей нуждается в выпрямлении этой части позвоночника.

Что надо знать.

  1. Ребенка надо учить правильно дышать. Следите за дыханием ребенка во время игр и гимнастики.
  2. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой со взрослым.
  3. На 5-м году жизни дети стремятся придумывать собственные упражнения и устраивать спортивные состязания.
  4. Привлекайте к соревнованиям сверстников.
  5. Обязательно контролируйте безопасность ребенка, но старайтесь не подавлять его активность.
  6. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными прошлыми результатами.
  7. Вселяйте в малыша уверенность похвалой.

Чего делать не следует.

  1. Раздражаться, если ребенок неправильно выполняет упражнения.
  2. Заниматься не систематически.
  3. Подсмеиваться над неумелостью ребенка.
  4. Надевать на ребенка теплую одежду.
  5. Проводить зарядку и игры в плохом настроении.
  6. Надевать на ребенка гольфы, трусики или штанишки с тугими резинками.

Надевать на ребенка неудобную обувь: туфли на высоком каблуке, тесные сандалии, чешки или обувь на несколько размеров больше размера обуви ребенка.



Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения осанки обучающихся

Чаще всего с детства наблюдается нарушение осанки.

Для профилактики заболевания следует соблюдать следующие правила:

Не перегружайте позвоночник,не создавайте условия, способствующие повышению давления в межпозвонковых дисках:

- ограничьте вертикальные нагрузки;

- не делайте резких движений, особенно поворотов туловища при наклоне;

- избегайте падений и прыжков с большой высоты, травм и ушибов позвоночника;

- не поднимайте и не держите тяжелые предметы на вытянутых руках, для поднятия предмета присядьте на корточки, а затем вставайте вместе с ним, при этом предметы должны находиться как можно ближе к туловищу;

- при переноске тяжестей старайтесь равномерно распределять нагрузку, то есть не носите сумки в одной руке;

- при выполнении тяжелой работы, связанной с подъемом, передвижением или переноской тяжестей используйте широкий пояс или специальный корсет;

- при выполнении какой-либо работы старайтесь как можно меньше наклоняться и находиться в согнутом состоянии.

Соблюдайте правильное положение тела:

- в положении сидя- спину держите ровно, прижимая ее к спинке стула или кресла (сиденье должно быть достаточно жестким, а спинка иметь изгиб в районе поясницы), голову держите прямо;

- в положении стоячаще меняйте ногу, на которую опираетесь;

- постель должна быть полужесткой, чтобы тело, когда человек лежит на спине, сохраняло физиологические изгибы (шейный лордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз).

Правильно питайтесь.

Необходимо  получать сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических веществ, макро- и микроэлементов.

Носите удобную обувь. 

Если Вы испытываете в течение дня дефицит двигательной активности, то Вам необходимо компенсировать это физкультурой и плаванием.  

Одним из эффективных методов лечения нарушения осанки является лечебная физкультура.

ЛФКпри дефектах осанки направлено на укрепление мышц ягодиц, живота и спины. Программа составляется индивидуально и предусматривает как статические, так и динамические упражнения, дополняемые упражнениями на растягивание мышц. Упражнения ЛФК выполняются минимум 3 раза в неделю, а для достижения лучшего результата, упражнения должны выполняться каждый день.

С 1 сентября 2016 года на базе ГУЗ «Областной врачебно-физкультурный диспансер»  создан Липецкий областной центр реабилитации «Здоровая осанка» для жителей Липецкой области с дорсопатиями, нарушением осанки. Центр предназначен для оказания консультативной и специализированной медицинской помощи  гражданам, состоящим на учете в медицинских организациях с направлением от врача первичного звена, врача-травматолога-ортопеда, врача-невролога. В диспансере  работают 9 групп здоровья для взрослого населения, и 7 групп для детей с нарушением осанки и сколиозом. Также квалифицированными инструкторами ЛФК ГУЗ «ОВФД» проводятся бесплатные занятия оздоровительной гимнастикой для населения в городском парке «Быханов сад» на свежем воздухе  в теплое время года.

  Ниже приводится примерный комплекс ЛФК при нарушении осанки. Перед выполнением комплекса упражнений необходима консультация специалиста по лечебной физкультуре.

 

Комплекс ЛФК при нарушении осанки

1 И.П. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, затем поднять руки, выпрямляя пальцы,  потянуться и опустить руки через стороны вниз. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

2. И.П. -  основная стойка, гимнастическая палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться, вернуться в И.П.  Повторить  6-8 раз в медленном темпе.

3. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, сделать наклон в сторону, при этом смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же самое повторить в другую сторону. Сделать по 6-8 раз в каждую сторону, темп медленный.

4 . И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти (упражнение "мостик"). Повторить 8-10 раз в медленном темпе.

5 И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз (сделать "полумостик"), на выдохе опуститься в исходное положение. Повторить 8-10 раз.

6. И.П. - лежа на спине. Выполнять движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. Повторить 10-15 раз.

7.   И.П. - лежа на спине. Выполнять поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Сделать по 10-15 раз каждой ногой.

8. И.П. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить, при этом не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. Повторить 8-10 раз.

9. И.П. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины,  затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.

10. И.П. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 5-10 секунд. Повторить  8-10 раз.

11. И.П. - лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, при этом прогибаясь и сближая лопатки, затем лечь, расслабляя мышцы. Повторить 8-10 раз. 

12. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 секунд. То же самое повторить другой рукой и ногой. Повторить 8-10 раз в медленном темпе.

Выполняя упражнения, необходимо следить за дыханием. После выполнения упражнений следует походить по комнате обычным шагом, при этом сохраняя правильную осанку. Дыхание полное, глубокое. Продолжительность ходьбы 2-3минуты.

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.

 

Не пропускайте плановые визиты к ортопеду. Следите за осанкой. Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

Первое – «Домик из ладошек». Оно поможет улучшить кровообращение в глазах и станет хорошей разминкой перед следующими упражнениями:

  • Предложите ребенку сложить ладони, перекрестив пальцы, чтобы у него получился «домик».
  • Этот «домик» нужно установить над переносицей так, чтобы скрещенные пальцы касались лба, а глаза оказались прикрыты ладонями. К глазам при этом должно проникать как можно меньше света.
  • Теперь нужно моргать, двигать глазами влево-вправо и «рисовать» ими цифры, буквы, несложные геометрические фигуры.

Делать это упражнение нужно в течение одной-двух минут. «Домик из ладошек» можно использовать в качестве перерыва во время чтения, просмотра телевизора или работы за компьютером.

Следующее упражнение, «Воображаемая картина», подходит и детям школьного возраста, и взрослым. Оно помогает улучшить аккомодацию, то есть способность четко воспринимать предметы, которые находятся на разном расстоянии от глаз, а также способствует развитию фантазии.

К выполнению упражнения нужно подготовиться заранее. Нарисуйте с ребенком картину, на которой изображено много деталей, например, морской берег со скалами и маяком на них, птицами над волнами, плывущим вдали корабликом.

  • Закрепите картину на стене, дверце шкафа или доске для занятий.
  • Пусть ребенок всматривается в картинку, рассматривает детали.
  • Спросите, что бы он хотел добавить на рисунок, попросите, не прикасаясь к картине руками, рассказать, где могло бы появиться то, что он предложил. Если у него нет собственных идей, предложите что-нибудь свое и попросите развить эту мысль.

Через некоторое время можно попробовать делать то же самое, но уже без рисунка. Пусть морской берег на стене будет полностью воображаемым.

Оптимальное время выполнения этого упражнения – 5-7 минут. Но если вы чувствуете, что ребенок заскучал, можно остановиться и раньше.

Упражнение «Рисование носом» предполагает, что школьник будет рисовать воображаемые рисунки, используя не взгляд, как это было в предыдущем комплексе, а кончик своего носа. Делать это можно и стоя, и сидя, и даже лежа, но лучше занять сидячее положение. Можно при этом закрыть глаза.

В данном случае важно снять напряжение не только с глаз, но и с мышц шеи. Если долго сидеть за партой или перед телевизором, кровоток в области шеи ухудшается, а это ведет к ухудшению кровоснабжения глаз. Упражнение «Рисование носом» позволяет предотвратить эти неприятные последствия.

Упражнения для снятия усталости глаз

1.      Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.      Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Комплекс специальных упражнений для глаз

1.      Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4—5 раз.

2.      В среднем темпе проделать 3—4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3.      Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

4.      Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

5.      Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6.      Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх ~ налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для родителей и учителей

https://onlinetestpad.com/ru/tests/physical-culture - На данном сайте, Ваши дети могут пройти тесты на различные спортивные темы, чтобы узнать, на сколько хорошо они знают различные виды спорта, разде...

Методические материалы для родителей и учителей

https://onlinetestpad.com/ru/tests/physical-culture -  На данном сайте, Ваши дети могут пройти тесты на различные спортивные темы, чтобы узнать, на сколько хорошо они знают различные виды сп...

Методические материалы для родителей и учителей

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ1.Гибкость позвоночникаЭтот тест позволяет определить состояние связок и сухожилий позвоночника.Стоя, наклонитесь вперед, можно согнуть колени. Куда вы дотянулись ладонями?П...

Методические материалы для родителей и учителей

https://onlinetestpad.com/ru/tests/physical-culture - На данном сайте, Ваши дети могут пройти тесты на различные спортивные темы, чтобы узнать, на сколько хорошо они знают различные виды спорта, ...

Методические материалы для родителей и учителей

https://onlinetestpad.com/ru/tests/physical-culture  - На данном сайте, Ваши дети могут пройти тесты на различные спортивные темы, чтобы узнать, на сколько хорошо они знают различные виды сп...

Методические материалы для родителей и учителей

https://onlinetestpad.com/ru/test/87764-test-po-fizicheskoj-kulture- Тестирование по физической культуре. Его можно использовать для промежуточного контроля знаний школьников по основным ра...

Методические материалы для родителей и учителей

https://onlinetestpad.com/ru/tests/physical-culture - На данном сайте, Ваши дети могут пройти тесты на различные спортивные темы, чтобы узнать, на сколько хорошо они знают различные виды спорта, ...