Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали
консультация

Ерёменко Марина Ивановна

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждых родителей в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon desyat_oshibok_v_vospitanii.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Десять  ошибок  в  воспитании, которые  все  когда-нибудь  совершали

для бесед с родителями

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждых родителей в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

1. Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Мнение психологов. Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка - малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

2. Безразличие «Делай что хочешь, мне все равно».

Мнение родителей. Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов. Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

3. Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная».

Мнение родителей. Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь недопустимы. Неважно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда

строгости. В случае необходимости можно сказать так. говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем».

4. Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам».

Мнение родителей. Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность - в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5. Навязанная роль «Мой ребенок — мой лучший друг».

Мнение родителей. Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов. Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои . интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

6. «Больше денег - лучше воспитание».

Мнение родителей. Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов. Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

7. Наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Мнение родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Неважно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о неполное  нежелание  ребенка заниматься  скажем ,  музыкой. Пока  малыш  еще  маленький и  слушается  взрослых, но  затем… желая  вырвать  из  клетки  родительской  любви,  начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков,  и просто  увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

8. Слишком мало ласки «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».

Мнение родителей. Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев - есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.

9. Ваше настроение «Можно или нет? Это зависит от настроения».

Мнение родителей. Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаст у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают-что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое -постарайся быть ко мне снисходительным.

10. Слишком мало времени для воспитания ребенка «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».

Мнение родителей. Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов. Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или прочитайте книжку. Крохе это необходимо.

АЗБУКА  ВОСПИТАНИЯ

(советы родителям)

Завтра, когда ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро» и ... не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

  1.  Когда вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
  2.  Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  3.  Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
  4.  Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
  5.  Когда вам хочется сказать ребенку «Не ври, не лги, не обманывай», скажите лучше: «Не обманывай». А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».
  6.  Скоро ваш ребенок принесет отметки за первую четверть. Какими бы слабыми они вам ни показались, все-таки найдите, за что похвалить.
  7.  Сейчас старшие ребята уходят в армию. Пожелайте им хорошей службы и скажите: «Не ищи работы полегче, тогда не пропадешь». А первый месяц присылайте им письма каждый день.
  8.  Внушите ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  9.  Скажите ребенку: «Не будь чистюлей — в классе не любят чистюль, не будь грязнулей — в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
  10.  Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.
  11.  А сегодня, когда наш ребенок проснулся, вы скачали ему «Доброе утро?».
  12.  Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок работает — он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
  13.  Когда ребенок выходит из дома обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен».
  14.  Когда сын или дочь возвращаются домой, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.
  15.  Бывает, что нет возможности сделать красивым дом, тогда пусть будет красивым хотя бы стол. Пусть дети видят, что вам не все равно, как расставлены тарелки.
  16.  Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если вам кажется, что вы все должны знать о своем ребенке.
  17.  Когда вы вместе с детьми смотрите телевизор и в фильме нескромные, на ваш взгляд, сцены, не позволяйте себе никаких замечаний, смотрите, как ни в чем бывало.
  18.  Не бойтесь читать вслух даже самым старшим детям. Нет лучшего способа приохотить ребенка к книге.
  19.  Побывав вместе с ребенком в кино, не ограничивайтесь замечанием: «Ничего, картину смотреть можно». Постарайтесь рассказать что-нибудь содержательное.
  20.  Когда ваша дочь станет старше, и к ней будут приходить молодые люди, не будем в каждом из них видеть жениха. Дружба может кончиться ничем, но кто-то почувствует себя виноватым.
  21. Когда  ребенок  совершит что – нибудь  дурное, его  обычно  мучит  совесть. Но  вы  наказываете  его, и совесть  замолкает. А  это  опасно.
  22.  Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребенка, и вместо того, чтобы воспитывать ребенка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме еще опаснее.
  23. Никогда не дразните ребенка за то, что он чего-то боится. Не называйте его трусишкой. Относитесь к страхам спокойно. И тогда они скорее уйдут.
  24.  Запирая дверь на сто замков, вы от воров вряд ли спасетесь, но в сердце вашего ребенка может поселиться страх.
  25.  Когда маленький на каждом шагу требует: «Купи? Купи!», скажите ему: «Говори лучше: «А давай мы купим?» Этим вы покажете, что можно просить, а не требовать.
  26.  В пятнадцать лет — пик безвкусицы в жизни человека. Не стыдите и не позорьте свою дочь, относитесь к этой безвкусице, как к временной болезни.
  27.  Заметив, что наш сын или дочь ведут дневник, ни о чем не спрашивайте и даже не произносите слово «дневник». И уж конечно, не читайте.
  28.  Вместо совета сегодня — Новогоднее пожелание. Мир нашему дому. Пусть ваши дети приносят вам больше радости и пусть будете вы им всегда в радость.
  29.  Говорят: как пройдет первый день Нового года, так пройдет и весь год. Хвалите сегодня ребенка с утра и до вечера.
  30.  В одиннадцать лет ребенка как будто подменили, и родителям даже кажется что он попил под дурное влияние. Не ищите виноватых, просто ребенок становится подростком.
  31.  Когда ваш сын идет на свидание с девушкой, не забудьте спросить, нужны ли ему деньги. Свидание без копейки денег очень сложно.
  32.  Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.
  33.  Как бы вы ни устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, вы учите и их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалость ребенка к себе, и к другим людям, родным или незнакомым.
  34.  В спорах с сыном пли дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.
  35.  Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажите дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
  36.  Наши разговоры нередко с детьми бедны, поэтому еще раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
  37.  Люди на телеэкране — это гости вашего дома. Вы же не высмеиваете гостей, как бы глупо они не выглядели? Осторожнее и с домашней критикой телепередач.
  38.  Когда вам кажется, что все с ребенком плохо, главное не опускать руки. Постарайтесь оценить и, если можно, переменить свое педагогическое отношение (поведение).
  39.  Бывает так: папа утром уходит — мальчик еще спит, приходит — мальчик уже спит, а в воскресенье — на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите сына: «Как дела?»
  40.  Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в игре.
  41.  Никогда не попрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А еще мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим».
  42.  Для воспитания детей нужны шахматы, кошка, лыжи и собака. Есть ли у вашего ребенка шахматы, кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк. Есть ли у вашего ребенка хоть что-нибудь из этого списка?
  43.  Сейчас по телевидению показывают фильмы, в которых много насилия. Многие дети смотрят их. Это плохо. Может быть, если нет другого выхода, пожертвовать собственным интересом и выключить телевизор.
  44.  Врач прописал первокласснику очки. Не забывайте, что они все время бьются, и с этим ничего не поделаешь, не браните детей. Три пары очков в год — это еще не предел.
  45.  Когда  в  доме  маленькие  дети, сделайте  две  необходимые  вещи:  все  крючки и  задвижки переставьте  повыше, а нижние  электрические  розетки заклейте  пластырем;
  46.  Договаривайтесь с ребенком заранее о тех домашних делал, сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.
  47.  Некоторые ребята, когда делают уроки, включают радио и говорят, что так им легче заниматься. Родители ругают их за это, но напрасно. Полная тишина еще больше отвлекает.
  48. Наш первый совет: «Завтра, когда ваш ребенок проснется, скажите ему «Доброе утро!»
  49.  Спросите у сына или дочери, какой школьный предмет они любят меньше других. И посоветуйте начинать делать уроки именно с этого предмета.
  50.  Когда папа приходит раньше мамы, он может предложить детям: «Давайте наведем дома чистоту». Мама придет и удивится: «Кто все это убрал?» А мы скажем: «Мы не знаем. Это, наверное, гномики».
  51.  Некоторые родители уже с шестого - восьмого класса посылают детей в магазин, чтобы они сами покупали платки, носки, рубашки, платья. Хотя это и рискованно, но очень помогает в развитии самостоятельности.
  52.  Хорошо или плохо идет воспитание — об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребенок сказать: «Я счастлив».
  53.  Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.
  54.  Далекая от дома школа имеет спои преимущества. Торопясь на уроки, ребенок приучается рассчитывать время. А дорога домой — вроде одиночного плавания, в котором много тревог и счастья.
  55.  Увидев на столе у сына раскрытую книгу вверх корешком, обратите его внимание на то, что надо листать аккуратно книгу.
  56.  Хорошо, когда ребенок вовремя ложится спать. Но важно, чтобы он уснул в хорошем настроении, от этого будет зависеть его сон. Пусть ваш ребенок засыпает без скандалов и просыпается счастливым.
  57.  Постарайтесь уже до шести-семи лет научить ребенка аккуратно есть. Более старшим детям говорить: «Не чавкай» — оскорбительно.
  58.  Ни в чем не подозревайте ребенка даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то очень дурное, — подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.
  59.  Не упускайте случай подарить ребенку какую-нибудь интересную ручку, красивый ластик, блокнот, тетрадь на пружинке. Дети очень любят эти веши.
  60.  Радость воскресной прогулки с родителями может быть испорчена замечаниями на каждом шагу: «Ты как себя ведешь?», «Больше никогда не возьму тебя с собой!» Постарайтесь сделать воскресный день выходным от замечаний.
  61.  Вашим детям в доме будет теплее, если на обеденном столе всегда будет вазочка с цветком или веточкой.
  62.  Мальчики приносят домой железки, а девочки — лоскутки. Пожалуйста, не выбрасывайте эти драгоценности.
  63.  Начните готовить маленького к школе: приучайте его обращаться с ключом от дверей и с плитой, ведь с осени ему может быть придется подогревать самому себе обед.
  64.  Пошла последняя учебная четверть, но это не значит, что надо выжимать из ребенка последние силы. Сбавьте, пожалуйста, напор и подумайте о витаминах.
  65.  Все знают, что читать лежа плохо, от этого портится зрение. В крайнем случае разрешите детям читать сидя в постели.
  66.  Иногда дети воспринимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.
  67.  Все знают, что  читать  лежа  плохо, от  этого  портится  зрение. В  крайнем  случае  разрешите  детям  читать  сидя  в  постели.
  68.  Знаете ли вы о режиме Сухомлинского? Днем и вечером уроков не делать, а вставать в пять часов и заниматься с утра. Некоторым детям это очень нравится.
  69.  Внимательно следите: не оказываете ли вы внимания и ласки одному ребенку больше, чем другому. Дети крайне щепетильны в вопросах справедливости.
  70.  Художники говорят, что дети охотнее всего рисуют гуашью, широкой кистью и на большом куске обоев. Устройте ребенка рисовать на полу и примите меры, чтобы комната не была вся в краске.
  71.  У некоторых ребят, начинающих писать, ничего не выходит потому, что у них слабая рука. Иногда помогает, если ребенок много «калякает» на бумаге. Иногда надо сменить шариковую ручку. А еще советуем играть теннисным мячом: подбрасывать и ловить.
  72.  Запишите второклассника в какой-нибудь кружок, но не огорчайтесь, если он скоро бросит его. Некоторые дети занимаются в одном кружке до десятого класса, иные меняют их то и дело. И то и другое — нормально.
  73.  Когда вы моете посуду, не стоит громко вздыхать и говорить: «Как мне надоела грязная посуда!» Дети слышат, а им мыть ее всю жизнь.
  74.  Помните, у маленьких детей еще не развито чувство юмора. Вы пошутили, а ребенок обиделся. Вот случай, когда не стоит экспериментировать. Чувство юмора придет со временем.
  75.  Ребенка очень трудно заставить чистить зубы. Не надо скандалить, просто два-три раза за утро спросите как ни в чем не бывало: «А ты уже почистил зубы?» Рано или поздно зубы привыкают чистить все.
  76.  Дети пробуют курить, в 10-11 лет. Это лучшее время беседы о вреде табака. Покажите сыну, как вы огорчены. Не угрожайте наказанием — этим вы сделаете курение привлекательным героическим поступком. Расскажите, как умирают люди от рака легких.
  77.  Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме? Чем чаше смеются дети, тем лучше идет воспитание.
  78.  Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, потому что считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Теплые, ласковые слова и прикосновения смягчают душу ребенка, снимают напряжение.
  79.  Иногда дети спрашивают о чем-то родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», — скажите ему: «Когда со мной говорят из другой комнаты — не слышу».
  80.  В человеческой жизни есть два пика ведения дневников: 15 и 32 года. Уважайте подростка, ведущего дневник. Если вы вошли в комнату и видите, что дочь или сын что-то пишет, оставьте ребенка, ни о чем не спрашивайте.
  81.  Если дети слишком увлечены телевизором, не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен сломаться. Хотя бы на два-три месяца, пока дети придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.
  82.  Чтобы подросток не курил, позаботьтесь о его спортивных занятиях. Есть ли у него футбольный мяч, велосипед, теннисная ракетка? Подростки-спортсмены обычно не курят.
  83.  У кого дома ребенок трех-четырех лет, при малейшей возможности, хоть на балконе, посадите что-нибудь: луковицу, семечко — пусть сын или дочь видят, как прорастает зеленое.
  84.  В какую школу записать ребенка? Первое время дли сына или дочери будет важна не школа, а учитель. Попробуйте познакомиться с будущей учительницей.
  85.  Сейчас решается летняя судьба городских детей. Куда: к бабушке, в пионерский лагерь или еще куда-нибудь? К сожалению, не всегда удается учесть желание детей. Но все-таки, если они наотрез отказываются от чего-то, прислушайтесь.
  86.  Присматривать  за  детьми  мало. Безнадзорных  джетей может  подстеречь беда, и бойтесь, как  бы  дети  не  почувствовали  в  вас  надзирателя.
  87. Умейте, подумав, отказаться от любого совета, в том   числе  и  советов  «Родительской  газеты».
  88.  Если у вас сильный духом и очень любознательный и деятельный ребенок, не держите его на голодном пайке заурядности. Дайте ему свободно добывать необходимое для его духа.
  89.  Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку, будьте последовательны и не уступайте ему. Но это не всегда так. Бесконечно уступая, мы можем избаловать ребенка, но, никогда не уступая, мы выглядим жестокосердными в его глазах. Не бойтесь иногда уступить.
  90.  Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймем, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки. Воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».
  91.  Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина. Но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей... Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.
  92.  Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
  93.  В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие гораздо хуже. Не увеличивайте дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.
  94.  Ребенок всегда понимает, отчего мы сердимся. В каждом его поступке есть действия и есть намерения. Не сердитесь за дурные действия, не давая себе труда увидеть невинное или даже благое намерение.
  95.  Самое трудное в воспитании — научить детей человеколюбию. Любить людей бывает трудно. Хвалите ребенка, но еще чаще хвалите людей в его присутствии.
  96.  Совет сотого номера такой же, как и первого, и пятидесятого: и летом не забывайте сказать своему ребенку: «Доброе утро!»
  97.  Дети пошли в школу. Не говорите им с первого дня, что пора приниматься за ум. Школа сама постепенно введет их в рабочее состояние.
  98.  Джон Стейнбек говорил: мальчик становится мужчиной, когда возникает необходимость в мужчине. Хотите вырастить мужчину — создавайте такую необходимость в доме.
  99. Защищать или не защищать своего ребенка от обидчиков — один из самых трудных вопросов воспитания. Но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.
  100. В детском доме Януша Корчака было правило: виноватого или оправдывают, или прощают. Не установить ли и нам такой закон?
  101. Терпимо относясь к детским рассказам о снах, все-таки приучайте их не придавать значения снам, и сами не рассказывайте детям сны.
  102. Бывает, что у сына травма и самая тяжелая, а он мужественно молчит, чтобы не огорчать родителей. Укладывая ребенка спать, погладьте его, убедитесь, что руки-ноги целы.
  103. Один подросток сказал нам в редакции, что не прикасается к спиртному из идейных соображений. Водка приносит большое несчастье народу, и он не хочет поддерживать это зло. Расскажите об этом своим детям.
  104.  Когда два человека разговаривают, между ними должно быть определенное расстояние. Обычно люди хорошо его чувствуют. Общаясь с ребенком, старайтесь выдерживать это всеми принятое расстояние.
  105.  Бывает, что хорошего учителя выживают из школы, при этом родителям говорят, что это не их дело. Нет, не оставляйте такого учителя в беде, боритесь за него.
  106. Дети  часто  жалуются, что  мы  родители, не  понимаем  их, но  чаще  бывает,  что  дети  не  понимают  нас. Когда  вы  что-нибудь  объясняете  ребенку,  помните,  что  надо  опираться  не на свои жизненный опыт, а на его.
  107.  Мы приучаем ребенка говорить: «Спасибо». Но научите его и старомодному слову: «Благодарю». Время от времени говорите ребенку: «Благодарю тебя».
  108.  Постарайтесь, чтобы у взрослой дочери была хотя бы одна красивая вещь, особенно ею любимая.
  109.  Подростки сами находят картинки и развешивают их в своем углу. Не мешайте им. Не корите их за дурной вкус. И над кроватью маленького ребенка повесьте красивую репродукцию и меняйте ее раз в месяц.
  110.  Не бойтесь читать детям книги для старших. Например, второкласснику можно читать вслух «Два капитана» В. Каверина.
  111.  Когда вы о чем-то просите сына или дочь, стоит добавить: «Если это тебя не затруднит». Вежливость воспитывается только вежливостью и ничем другим.
  112.  Когда ребенок неправильно произносит слова, не говорите, что он ошибся, не стыдите, а тут же без нравоучительной интонации произнесите это слово правильно. И так каждый раз.
  113.  Большой расход на подростка — спортивное снаряжение, но сделайте все возможное, чтобы у вашего сына или дочери оно было получше
  114.  Дети в шесть-семь лет не любят мыть посуду, потому что в этом возрасте они очень брезгливы. Купите специальную щетку... или подождите несколько лет.
  115.  Когда начинать воспитывать женственность? Не позже года. Папа должен относиться к девочке, как к маленькой леди.
  116.  Некоторые старые люди, угощая, дают ребенку не одну конфету, а две, чтобы ему было легче поделиться.
  117.  Каждый раз, когда вы замечаете в ребенке дурную черту характера, поспешите, хотя бы в уме, отметить и хорошую. А лучше — дать ему знать о том, что вы ее видите.
  118.  Иногда говорит: пусть поплачет, ничего не случится. Нет, случится. Слезы вовсе небезопасны для детской души.
  119.  Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши.
  120.  Некоторые родители беспощадны к детям и не прощают им ни одного промаха. Им кажется, что это справедливо. Помните, что беспощадность — та же несправедливость.
  121.  Учите детей во всех бедах уповать на поворот к лучшему, ожидать его. Боитесь вырастить детей, не умеющих надеяться.
  122.  Бывает, что в семье ссорятся и бранятся при детях, но, даже ссорясь и бранясь, подавляйте разрушителя в себе, охраняйте твердыни семьи.
  123.  Снова и снова: какую радость вы доставили детям в последним раз? Знаете ли вы хотя бы, что им в радость? Не бойтесь, радостью ребенка не испортить.
  124.  Маленькие дети невольные предатели. Если у вас есть семенные тайны, охраняйте их от детей. Предупреждать ребенка: только ты никому не рассказывай — совершенно бесполезно.
  125.  Если случилась беда и ваш сын-подросток крепко завяз в тенетах дурной компании и вконец запутался в неприятностях, то, спасая его, быть может, нужно уехать в другой город.
  126.  Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторить просьбу без раздражения, и вы увидите, как покойно станет у вас доме.
  127.  Если вашего ребенка унижают и презирают и школе, настойчиво ищите занятия и компании, где бы он мог самоутверждаться и повышать свою самооценку. А жаловаться в школе, как правило, бесполезно.
  128.  Без симпатии воспитывать совершенно невозможно. Раздражительный отец еще что-то может дать ребенку. Раздражающий своим видом и голосом — ничего не даст. Старайтесь вызвать симпатию.
  129.  Терпеливо  объясняйте маленькому, как  устроен  мир, почему  люди  ведут  себя так,  а  не  иначе,  что  из  чего  получается. Лучшее  время – дети  лет  до  семи,  пока  они  еще  имеют  право  на совершенно глупые вопросы.
  130.  Есть дети, которых не возьмешь ни наказанными, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасет их.
  131.  Если у вас есть выдержка, то прежде чем сделать замечание ребенку, внутренне настройте свой голос так, чтобы он не звучал фальшиво и злобно. Если же у вас выдержки нет, постарайтесь не делать замечаний.
  132.  Как? Вы еще ставите ребенка в угол? Этого уже не делает никто в Европе. Вы безнадежно отстали от педагогической моды.
  133.  Чаще говорите ребенку главные слова: «Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!».
  134.  Учитесь управлять своей интонацией. Безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.
  135.  Подумаем: в чем последняя цель воспитания? Наверное, дать ребенку цель жизни. Еще лучше, если удастся дать ему высокую цель.
  136.  Не слишком надейтесь на собственный пример. Увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен только в том случае, если, вы уважаете ребенка.
  137.  Когда дети становятся подростками, они к тому же становятся ужасными скептиками. Не затевайте с ними бесконечных споров. Относитесь к скептицизму терпимо. Со временем пройдет.
  138.  Даже при самых трудных обстоятельствах сделайте все возможное, чтобы установить душевный контакт с учителем. Помните, что учитель так же нуждается в этом контакте, как и вы.
  139.  Ваши дети узнали о несчастье, произошедшем где-то в России или за рубежом. Подумайте вместе с ними, чем ваша семья поможет пострадавшим. Не останавливайте детей, если они захотят отдать даже самое нужное.
  140.  Если учитель поругал вашего ребенка на собрании, это, конечно, неприятно, но не слишком обижайтесь на учителя и на ребенка. Собрание забудется, а ребенок и его учитель останутся, и надо жить дальше.
  141.  Бывает, что на собрании учитель резко осуждает кого-нибудь из учеников, и все родители сплачиваются вокруг этого ученика и его родителей. Подумайте, каково одному, когда против него все?
  142.  Почерк вашего ребенка... Сейчас у многих детей плохой почерк, поэтому не браните своего ребенка, не говорите: «Ну что ты пишешь, как курица лапой». Но не забывайте похвалить за самую маленькую попытку писать аккуратно. Аккуратный почерк — аккуратный человек.
  143.  Ваш ребенок добивается свободы от родителей? Значит, что-то в семье не в порядке. В хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.
  144.  Северный полюс открыт. Южный полюс открыт. Что же осталось на долю вашего сына? Не бойтесь помечтать с ребенком о его великом будущем, не бойтесь внушать ему надежду стать великим человеком, не бойтесь возможных разочарований.
  145.  В стопятидесятый раз повторяем наш первый и последний совет: когда ваш ребенок просыпается, не забудьте сказать ему: «Доброе утро». И еще: вы приготовили новогодние подарки для всех детей, которые вас окружают?