«Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей"
презентация к уроку
Дошкольный период занимает важное место в психическом развитии ребенка. Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра : ее место и роль в жизни и развитии детей». Посещаемость воспитанников. Разное Повестка дня:
Дошкольный период занимает важное место в психическом развитии ребенка. Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования. Изменения такого рода предполагают изменения подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важному виду детской деятельности.
Послушайте высказывания известных педагогов: «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Сухомлинский Василий Александрович «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет.» Макаренко Антон Семенович
Игра - это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт очень важный пласт человеческой культуры-взаимодействия между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого-помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает начальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Не секрет, что многие современные родители зачастую предпочитают играм с ребёнком просмотр телевизора, компьютерные игры. А между тем это не заменит полноценную игру. Ребенок в игре устремлен в будущее эмоционально живет в нем, предвосхищает свое положение в обществе. Когда ребёнок играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. Пусть ребёнок самостоятельно выберет, во что он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным - пусть ребёнок проявит фантазию.
Во всякой роли, которую берет на себя ребенок, имеются правила, которым он должен подчинить свое поведение. «Ребенок в игре плачет, как пациент, и радуется, как играющий», - писал Л.С. Выготский . При этом правила, которым подчиняется ребенок в игре, являются не внешними, навязанными ребенку, а добровольно взятыми им на себя дискуссия):
Значение игры в формировании личности ребенка: - по своей сути игра является первым видом деятельности, которой обучается ребенок; - именно игровой деятельности принадлежит особо значимая роль в развитии личности ребенка, в формировании важнейших черт характера, обогащении внутреннего мира; - все естественные потребности у ребенка: познавательная (желание узнать новое), художественная(рисовать), музыкальная(слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы), могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности; - правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка; - в игре у ребенка формируется воображение, развивается способность к преобразованию действительности в образе.
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка, в озможности игры огромны, они: - развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; - тренируют наблюдательность и ум; - развивают творческие способности у детей; - формируют эмоционально - чувственную сферу личности дошкольника; - способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию; - учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач. А теперь давайте поиграем. На вопросы постарайтесь отвечать максимально честно и откровенно.
Игровая деятельность включает в себя: Сюжетно- ролевая игра. Подвижная игра. Театрализованная игра. Дидактическая игра. Экологическая игра. Игра с природным материалом.
Сюжетно- ролевая игра. Большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Ребята возят грузовики, лечат «больных пациентов», играют в «семью», парикмахерскую и т.д. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
2. Подвижная игра В этих играх дети сосредоточивают свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогают преодолеть рассеянность и быструю отвлекаемость. Дети накапливают двигательный опыт и постепенной у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений. Коллективная подвижная игра ставит ребенка в такое положение, когда ум начинает работать живо и энергично, действия становятся точными, движения четкими.
3 . Театрализованная игра. Способствует развитию речи - обогащает образными сравнениями, литературными оборотами, делает более эмоциональной и выразительной.
4. Дидактическая игра. Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. Они очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.
5. Экологическая игра. В дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
6. Игры с природным материалом. Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Они обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А. Сухомлинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание его роль в жизни школы, семьи, детей.
Реализация системы воспитания в основной школе....
Дидактическая игра. Её место и роль в обучении младших школьников.
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельнос...
Роль дополнительного образования в развитии детей
В статье характеризуются основные направления кружковой деятельности и описаны проблемы, решаемые с помощью дополнительного образования....
Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется...
Консультация для родителей "Роль хореографии в жизни и развитии детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Значение хореографической деятельности для детей дошкольного возраста....
МЕСТО И РОЛЬ УРОКОВ ОРКСЭ В РАЗВИТИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
татья посвящена вопросам создания единой образовательной системы, которая будет в себя включать и обучение, и досуг, с целью эффективности целостного учебно-воспитательного процесса....
Место и роль ученического самоуправления в развитии образовательной организации
В настоящее время молодежь испытывает большую потребность в личностной самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в созидающей деятельности. Одной ...