Проект: МИР НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ.
проект
Создание школьных ежемесячных сменных выставок на базе музейного комплекса МСОШ № 40 оправдывает себя по многим причинам. Отметим лишь некоторые из них:
- чрезвычайное слабое знание выпускниками школ города традиционной народной культуры и культуры своего региона;
- в силу своего географического положения, город Нижневартовск и округ имеют свои ярко выраженные особенности традиционной народной культуры, где активно проявляется влияние соседних этнокультурных территориальных образований;
- наличие уникального природно-культурного комплекса, который по большей части имеет статус территории, охраняемой государством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_nachinaetsya_s_semi.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 40
Школьный музей.
Проект:
МИР НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ.
Руководители и ответственные
исполнители проекта:
Игнатова О.Ю.
Нижневартовск 2019.
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 40
Школьный музей.
Название Проекта: МИР НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ.
Образовательное учреждение: СШ № 40.
Юридический адрес: Ул. Дзержинского 29А
Ф.И.О. руководителя школы: Святченко Инна Владимировна
Дата начало реализации проекта: Сентябрь 2019г (Музейный комплекс начал формироваться с первого года работы школы (с 1998 года).
Пояснительная записка.
Создание школьных ежемесячных сменных выставок на базе музейного комплекса МСОШ № 40 оправдывает себя по многим причинам. Отметим лишь некоторые из них:
- чрезвычайное слабое знание выпускниками школ города традиционной народной культуры и культуры своего региона;
- в силу своего географического положения, город Нижневартовск и округ имеют свои ярко выраженные особенности традиционной народной культуры, где активно проявляется влияние соседних этнокультурных территориальных образований;
- наличие уникального природно-культурного комплекса, который по большей части имеет статус территории, охраняемой государством.
Наличие программы: Перспективная программа развития школьного музейного комплекса (срок действия-5 года).
В осуществлении проекта принимают участие:
Учителя, родители и учащиеся МСОШ № 40.
Руководители и ответственные исполнители проекта: Игнатова О.Ю.
Срок осуществления программы: 5 лет (2019 – 2024).
Объект исследования:
Объект исследования – историко-культурное, духовное и традиционное наследие коренных народов Западной Сибири и других народов России. Накопленный в Музейном комплексе материал и разнообразные формы и методы работы со школьной аудиторией разного возраста дают хорошее представление об особенностях и культурных традициях России и области, как и исторические сведения, связанные с другими регионами страны.
Практическая часть работы – изготовление своими руками национальных костюмов, кукол и предметов быта, что может оказать влияние на выбор будущей профессии.
Новизна проекта: Создание сменных временных выставок (на один месяц) в разных залах школьного музея, пополнение фонда новыми экспонатами и творческими, краеведческими, практическими и учебными работами школьников.
Содержание проекта.
- Направления деятельности:
коммуникативная, экспедиционная, просветительская, культурно-эстетическая, научно-исследовательская, хранительная и ретрансляционная.
- Основные виды работы:
создание экспозиций, проведений экскурсий, сбор информации об экспонатах.
- Основные мероприятия:
организация выставок, проведение экскурсий учащимися школы, организация и проведение конкурсов на базе школьного музея, творческие встречи с музейными работниками, историками, археологами и деятелями культуры, издание альбомов, буклетов с материалами по результатам конкурсов, экспедиций.
Основной цель работы: является нравственное, гражданское и патриотическое воспитание, а также экологическое и познавательное развитие детей. Приобщение всех участников учебной ситуации (учителей, детей, родителей) к системной продуктивной работе, начиная от разработки замысла до получения продукта, создавали естественные условия успешного решения задачи создания мощного музейного комплекса, объединяющего учебно-воспитательные задачи всех служб образовательного учреждения.
Формы работы: встречи (например, встречи с ветеранами Вов, Афганской войны и Чеченского конфликта, научными сотрудниками Нижневартовского Этнографического музея), вечера, конкурсы, олимпиады, подготовка временных краеведческих уголков. Поисковая работа, научно-исследовательская работа, экскурсии, сбор информации для написания сочинений, рефератов, сообщений; классные часы, учебные занятия, книжные выставки тематические, вечера встречи с интересными людьми.
Основной целью деятельности проекта школьного музейного комплекса является: удовлетворение образовательных потребностей школы в области историко-культурного наследия, формирования у учащихся любви к Родине, родному округу, расширению кругозора, воспитание познавательных интересов, более глубокого изучения истории и традиций народов, населяющих наш округ. Сохранить потребность в музейном образовании и творчески развивать культурные традиции нашего региона и России; способствовать осознанию молодежью культурно-исторических истоков коренных жителей Югры и формированию исконных духовных ценностей. Музей, как институт культуры, хранит, изучает и популяризирует культурное наследие, давая возможность его наглядного эмоционального постижения и раскрывая многообразие творческой деятельности не одного поколения.
Интеграция в сфере культуры и образования – закономерный процесс, вызванный особенностями развития современного мира, которые ставят перед человеком все новые задачи. Для их решения необходим целый спектр знаний, навыков и личностных качеств, включая такие, как нравственность и духовность, без которых не может состояться личность.
Основные задачи проекта: создание базы исторических данных о городе, округе, коренном населении ХМАО; совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе при помощи школьного музея; родителей, учителей, педагогов; содействие развитию общественно-политической активности учащихся; овладение учащимися практическими навыками поисковой, научно-исследовательской работы; обеспечение полной сохранности коллекций музейных предметов.
Являясь деловым и динамичным промышленным городом, Нижневартовск всегда отличался своими исторически сложившимися традициями взаимодействия разных культур. В последнее время в силу экономических проблем в стране наблюдается снижение уровня жизни людей, и, наоборот, резкий скачок повального увлечения высокими достижениями техники, привели к тому, что посещаемость школьниками культурных центров значительно сократилось. Репертуар кинотеатров оставляет желать лучшего, экраны заполонили кассовые зарубежные фильмы. Утрачены многие национальные традиции. Отсутствуют вертикаль управления и профессиональное содействие развитию нравственно-патриотических и гражданских чувств подрастающего поколения.
Основная задача работы – через данный проект приобщить детей к истокам национальной и мировой культуры, культуры округа, активно участвуя в становлении личности: через консолидацию культуры, музея и образования возродить лучшие традиции общества.
Воспитание уважительного отношения к делам своих праотцев, к коренным народам Севера, произведениям их и русского искусства, к историческому прошлому и настоящему Югры. Главным условием успешного осуществления работы является создание в нем специально организованной педагогической пространственной среды.
Назначение проекта: привлечение интереса учащихся к историческим проблемам, музейной работе, приобретение навыков групповой работы, мотивации к самостоятельному изучению наследия прошлого.
Разрабатываемая музейная программа проекта предполагает, как можно раньше приобщить детей к посещению музеев и работе в них, заинтересовав ребят хранящимися в них культурными сокровищами; выработать устойчивую потребность в общении с музейными памятниками, к более детальному изучению исторических фактов округа, своей малой родины. В задачу программы входит реализация творческих и индивидуальных способностей ребенка с помощью особых форм и методов работы игровых и творческих методик. Тенденцией последних лет в культурно-образовательной деятельности музеев стало развитие межкультурных связей разных округов.
Обоснование значимости программы.
- Формирование центра духовной жизни в школе.
- Осознание учащимися значимости и необходимости музейной работы, исторического и художественного образования.
- Создание в залах сменных выставок с обильным наглядным материалом предполагает приобретение учащимися определенного багажа знаний, а также способствует самостоятельному творческому поиску будущих экспонатов и анализу событий, связанных с историческим прошлым своего округа. Уникальная возможность прикоснуться к прошлому через предметный мир быта и культуры в школьном возрасте с их особенностями познания мира с точки зрения психологии, как нельзя полно, помогает решить поставленные воспитательно-образовательные задачи.
Все направления, формы и методы работы с аудиторией носят практический характер:
- Выставки работ детей – результат их интеллектуального, творческого и ручного труда;
- Подготовка и инсценировка представлений, включающих изготовление масок, костюмов и атрибутов праздника;
- Конкурсы, в которых дети принимают участие, способствуют развитию творческих возможностей детей;
- Большая часть организуемых мероприятий в зале Этнографии музейного комплекса школы проводятся по разработанным сценариям из его методического фонда, причем со сменой состава учащихся.
Аспекты проекта, представляющие интерес для межпредметного сотрудничества: участие юных дарований и выставок в конкурсов-смотров школьных музеев города Нижневартовска.
Виды деятельности: научно-исследовательская (исследование какого-либо предмета, поступившего в фонды музея), научно-экспозиционная (составление экспозиций по разным тематикам), научно-просветительская (лекции, экскурсии, встречи с ветеранами, деятелями культуры, науки семинары, подготовка школьных экскурсоводов, научное комплектование фондов (учет и хранение).
Направления работы этнографического зала:
1. История военно-росийской Славы.
2. История оружия.
3. История человеческих цивилизаций.
4. История мировых войн.
5. История денежных знаков России.
6. История русских переселенцев.
7. История Российской Армии.
8. История детства в ВОВ.
9 .История русского военного плаката.
10. История и современность русского военного мундира.
11. Ордена и медали России.
12. история русской геральдики.
13. Виды вооруженных сил России.
14. Начало освоения края (начало XX века).
15. Геологи – первопроходцы. Быт, нравы.
16. Открытие самотлорской нефти.
17. Рабочий посёлок Нижневартовский (1964 г.).
18. Стройка века (строители города).
19. Улицы могут рассказать многое.
20. Культура и быт современного города Нижневартовска (1970 г.).
21. История моего города.
22. История предприятий.
23. Праздники и важные исторические даты.
Массовые мероприятия: Проведение экскурсий, форумов, акций, торжественных мероприятий встречи с ветеранами ВОВ, интересными людьми нашего города, сотрудниками городских музеев.
Связь с организациями, учреждениями, другими музеями: Сотрудничество с городским этнографическим музеем им. Т.Д.Шуваева, с Музейным комплексом русского быта, с гуманитарными факультетами НГГУ, ГТРК «Самотлор», Суворовское училище г.Москва, городской газетой «Варта», Библиотека семейного чтения 10 микрорайон.
Этапы реализации программы:
Первый учебный год: 2019-2020 гг.
- Создание актива музея.
- Работа над концепцией деятельности проекта в школе.
- Разработка положений о проекте.
- Изучение источников информации (карт, книг, журналов, методических пособий).
- Работа с календарем важных дат.
Второй год: 2020-2021 гг.
- Создание материально-технической базы проекта;
- стилизация выставок и тематик;
- сбор экспонатов для экспозиций;
- изготовление экспозиций;
- проведение выставок и экспедиций;
2. Сотрудничество со средствами массовой информации и городским этнографическим музеем города Нижневартовска, библиотеками, учителями-предметниками и родителями.
3. Проведение экскурсий и участие в экспедициях и городских научных конференциях.
Третий год: 2021-2022 гг.
- Презентация проекта.
- Участие в научных конференциях, конкурсах, смотров музеев городских школ.
- Проведение экспедиций и экскурсий.
- Участие в театрализованных представлениях.
- Учет фонда проектов и составление его каталогов.
Четвертый и пятый годы: 2022-2023, 2023-2024гг.
Реализация основных направлений работы по проекту:
а) информационно-рецептивный метод: экскурсии, интеллектуальные игры, чтение сказок, мифов и легенд;
б) театрализация: календарные и обрядовые праздники, инсценировки сказок;
в) практико-эстетического направления; народные промыслы.
г) популяризация работы проекта через экскурсионную деятельность для детских учреждений города и средства массовой информации;
д) определение роли и места проекта в социокультурной инфраструктуре образовательных учреждений города;
е) поисково-исследовательская работа и создание альманахов «Из прошлого и настоящего».
ТЕМАТИКА выставок – экскурсий на 2019-2020 учебный год.
№ пп | Тема | Примечание | Для какой возрастной категории уч. |
Случайная находка. | Находки родителей, учащихся за время летних каникул (сентябрь) | 1-11 классы | |
Бабушкин сундучок | Ко дню пожилого человека (октябрь) | 1-6 классы | |
Островок семейных сокровищ. | Семейные реликвии и их истории (ноябрь) | 1-9 классы | |
День Конституции | 12 декабря (документы по проблеме из школьного музея) (декабрь) | 7-11 классы | |
Моя любимая игрушка | Январь | 1-11 классы | |
Мой папа в армии служил... | 23 февраля – день защитника Отечества | 1-11 классы | |
Мама – рукодельница. | Всемирный женский день (март) | 1-11 классы | |
Все о музеях. Музеи разные важны. | (апрель) | 5-10 классы | |
Память о Великой Отечественной войне. | (9 май) | 1-11 классы | |
Подведение итогов работы по проекту. | Май | Совет дела Совет старшеклассников | |
Награждение учащихся и их родителей. | Июнь | Совет дела Совет старшеклассников |
На перспективу:
ТЕМАТИКА выставок – экскурсий на 2020-2021 учебный год.
№ пп | Тема | Примечание | Для какой возрастной категории уч. |
Случайная находка. | Находки родителей, учащихся за время летних каникул (сентябрь) | 1-11 классы | |
В согласии с природой | К акции «Спасти и сохранить» (октябрь). Лучшие поделки их природного материала. | 1-7 классы | |
С любовью о маме | К Дню матери (ноябрь) | 1-11 классы | |
В семье – праздник! | Новый год (декабрь) | 1-11 классы | |
Ваша свобода выбора | Январь | 5-11 классы | |
Бессмертный подвиг маленьких героев | 8 февраля (о героях-антифашистах) | 7-11 классы | |
История моей семьи в истории города | К дню города Нижневартовска (март) | 1-11 классы | |
Я здоровье берегу, сам себе я помогу! | Все о спорте(7апрель – День здоровья) | 1-11 классы | |
Ее величество СЕМЬЯ | (15 май – День семьи) | 1-11 классы | |
Подведение итогов работы по проекту. | Май | Совет дела Совет старшеклассников | |
Награждение учащихся и их родителей. | Июнь | Совет дела Совет старшеклассников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология начинается в семье.
Презентация на тему "Экология начинается в семье" может быть использована на родительском собрании и на классном часе в 6-7 классах....
Правильное отношение к природе начинается в семье
Беседуйте с детьми о природе...
Сценарий семейного праздника "Всё начинается с семьи"
Вашему вниманию предоставляется сценарий праздника, посвящённого чествованию лучших семей школы. Надеюсь, этот материал окажется полезным для педагогов-организаторов, классных руководителей....
"Все начинается с семьи"
Данный материал раскрывает насколько важна роль родителей в воспитании детей....
Все начинается с семьи (сценарий родительского собрания)
Все начинается с семьи (сценарий родительского собрания)Актовый зал лицея оформлен плакатами и стенгазетами на тему: «Традиции моей семьи», «Моя дружная семья», «Я горжусь своей семьёй».Ве...
Любовь к Родине начинается с семьи
Классный час по теме "Любовь к Родине начинается с семьи"...
Сценарий праздника, посвященного Году семьи « Всё начинается с семьи»
laquo; Всё начинается с семьи». Сценарий праздника, посвященного Году семьи. Участниками являются обучающиеся 7 класса и их родители....