Картотека заданий для развития мелкой моторики рук
картотека
Задание, направленные на развитие мелкой моторики руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.kartoteka_zadaniy_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека заданий
на развитие мелкой моторики руки
Материал для занятий
- мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
- пробки от пластиковых бутылок:
красные, синие, зеленые – для звукового анализа,
всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов,
парами – как «башмачки» для пальцев,
просверленные посередине – для нанизывания бус;
- веревки капроновые плетеные (диаметром 3 – 6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
- клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон, пианола, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений1 пальцев рук;
- кастаньеты – для отстукивания ритмов;
- шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
- игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
- «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом или фасолью, - для самомассажа кистей;
- моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому – то центру, - для выработки координации вращательных движений;
- грецкие орехи – для самомассажа кистей; игры типа «китайских шаров».
Движения, сочетаемые с речью
(для включения в занятия логопеда или воспитателя)
- Массаж ладоней щеткой для волос, аппликатором Кузнецова или ковриком «травка» на ударные слоги стиха:
Гладила мама – ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
- Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку – разминание одного пальца.
Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящериц, и змей,
Пеликанов, журавлей,
Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,
И клестов, и снегирей.
Любят горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза и ежа,
Черепаху и ужа.
- Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец). Порядок движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Вырос у нас чеснок
Указательный.
Перец, томат, кабачок,
Средний.
Тыква, капуста, картошка,
Безымянный.
Лук и немножко горошка.
Мизинец.
Овощи мы собирали,
Мизинец.
Ими друзей угощали,
Безымянный.
Квасили, ели, солили,
Средний.
С дачи домой увозили.
Указательный.
Прощай же на год,
Большой левый.
Наш друг – огород!
Большой правый.
- Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо – влево. На каждую строчку разминаем один палец.
Шел медведь к своей берлоге,
Мизинец.
Да споткнулся на пороге.
Безымянный.
«Видно, очень мало сил
Средний.
Я на зиму накопил», -
Указательный.
Так подумал и пошел
Большой.
Он на поиск диких пчел.
Большой.
Все медведи – сладкоежки,
Указательный.
Любят есть медок без спешки,
Средний.
И наевшись, без тревоги
Безымянный.
До весны сопят в берлоге.
Мизинец.
- «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку - один палец.
Поднял уши бурундук.
Мизинец.
Он в лесу услышал стук:
Безымянный.
- Это что за громкий стук,
Средний.
Тук да тук, тук да тук?
Указательный.
- А пойдем, - сказал барсук, -Большой.
Сам увидишь этот трюк:
Большой.
Это дятел сел на сук
Указательный.
И без крыльев и без рук
Средний.
Ищет он. Где спрятан жук, -
Безымянный.
Вот и слышен перестук!
Мизинец.
- «Китайские шары». Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков (или грецких орешков). Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого. После двустишия – смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
- Эспандеры. Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка - умнее!
- Соединение одноименных пальцев. На каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев:
На базар ходили мы,
Мизинцы.
Много груш там и хурмы,
Безымянные.
Есть лимоны, апельсины,
Средние.
Дыни, сливы, мандарины.
Указательные.
Но купили мы арбуз –
Большие.
Это самый лучший груз!
Все пальцы сжаты в кулак,
а большие подняты вверх.
- «Пальчики кивают». Руки детей на уровне груди, пальцы вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строчку «кивание» одного пальца 2 – 4 раза, начиная с большого.
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили,
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер пять,
Безымянный может ниже,
Средний – силой не обижен,
Этот – знает все на свете,
А вот этот любят дети!
- «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем смена рук. На каждую строчку – надевание на один палец.
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали,
Холода пережидали,
Что пернатые клевали,
Гнезда, где свои свивали.
Где вы яйца отложили,
Как вы бури пережили,
Сколько вы в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?
- Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха.
После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие.)
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться –
скажу тебе: «Кыш!»
- «Клювы». Собирание четных палочек одноименными пальцами обеих рук от указательных к мизинцам. На каждую строчку – берут по одной палочке:
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы и цапли
И журавля!
- «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
- Пальцеходы. Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательный и средний пальцы ребенка ходят – летают по сотам на ударные слоги.
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны?
Чтобы не снились голодные сны?
- «Узловка». Веревки с узлами подвешиваем в вертикальном положении. Это – лианы. Дети пальцами рук подтягиваются на узлы, а ладонями сживают веревку (как при лазанье по канату).
Там, где с деревьев свисают лианы,
Разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы,
Есть и гориллы, и орангутанги.
Игры с мячами
- «Фокусник». Упражнение с мячом совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.
За рукой и под рукой,
Из–под кисти – на покой.
Над рукою он кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Из руки его достану,
Справа, слева ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Из-за спинку выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке скачу – смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет.
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой –
Вот я фокусник, какой!
- С мячом – ежиком. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю,
Между ладоней.
Взад – вперед его гоняю.
Смена рук.
Им поглажу я ладошку,
Соответственно.
Будто я сметаю крошку.
Смена рук.
И сожму его немножко,
Сжимание.
Как сжимает лапу кошка.
Смена рук.
Каждым пальцем мяч прижму
Соответственно.
И другой рукой начну.
Смена рук.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук!
Перебрасывание мяча из руки в руку.
Кинезиологические упражнения
- Кулак – ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следиь за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно.
Вот ладошка, вот кулак.
Все быстрей делай так.
- «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.
Мы играли в ладушки –
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
- Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1- 3, 1- 2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветке, и в листве,
Смена рук.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
- «Лягушка» (кулак – ребро – ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонь вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!
- «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой – в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом одновременная смена положений рук.
Вертишейки, вертихвостки
Не хотят носить обноски –
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически!
Подготовка к письму и профилактика дисграфии
Раскраски
Раскраски как этап работы по подготовке к письму появляются в старшей группе. До этого мы учим детей раскрашивать картинки цветными карандашами ровно, с одинаковым нажимом, не выходя за контуры и не делая пропусков. В старшей группе появляются «логопедические раскраски», то есть раскраски с различными заданиями.
- Раскраски по лексическим темам. Дети раскрашивают, например, лошадь, корову, овцу, козу, свинью, по теме «Домашние животные», но с каждым ребенком не менее одной раскраски в день. Больше – по желанию. Таким образом дети прочнее усваивают лек4сический материал.
- Раскраски с кодирование цвета. Ребенку дается рисунок, разделенный на части линиями. В каждой части стоит значок, обозначающий, каким цветом ее раскрашивать. Внизу листа – условные обозначения. Так можно раскрашивать, например, зимующих птиц, овощи, фрукты, грибы.
- Раскраски «наоборот» - это такие, где рисунок нужно оставить белым, а раскрасить фон. Например, белый лебедь на фоне голубого неба и синей воды; снеговик или снегурочка на фоне вечернего неба; белые облака на голубом небе.
- Раскраска с заданиями. К примеру, тема «Грибы». Рисуем гриб и просим справа подрисовать грибочек, слева- цветок, на шляпке – листик, под ней – гусеницу.
Для детей подготовительной группы можно предложить более сложные задания.
- Раскраски с дорисовыванием. Часть контура нарисована, а часть сделана пунктиром или точкам. Ребенку предлагается дорисовать линию и раскрасить.
- Дорисовывание деталей. Дорисовать можно части машин, одежды, листья на ветке, лепестки цветов, ягод…
- Дорисовывание части на рисунке с зеркальным образцом: два бегущих навстречу цыпленка. Одному нужно дорисовать гребешок, крылышко, ножку.
- Дорисовывание половины рисунка гриба, яблока (фигуры должны иметь ось симметрии).
- Наложенные контуры с заданием раскрасить, например, плоды, а не листья; животных, а не птиц…Можно давать и более сложные задания: раскрасить только те овощи, в названии которых три слога (и наложить друг на друга контуры капусты, перца, лука, кабачка, огурца). Следите за тем, чтобы контуры, которые ребенок будет раскрашивать, не пересекались между собой!
- Флаги. Раскраски по описанию. Например, даем прямоугольник, разделенный на три части по горизонтали, и просим раскрасить среднюю часть голубым, а нижнюю – красным. Получается флаг России. Если эту же заготовку раскрасить сверху черным, снизу желтым, а в середине - красным, то получится флаг Германии…Такой же контур, но другое цветовое решение имеют флаги Австрии, Нидерландов, Болгарии, Венгрии и др. Можно разделить на три части и по вертикали. Тогда получатся флаги Франции, Италии, Бельгии, Ирландии и др. Кроме совершенствования моторики и ориентировки в пространстве такое задание имеет и познавательную ценность.
Другие виды работы по профилактике дисграфии
Обведение контура
Редко кто из четырехлетних детей справляется с этим заданием. Пятилетним мы предлагаем доступное многим из них обведение внутреннего контура, а шестилетним – внешнего.
Штриховки
Детям подготовительной группы контуры по лексическим темам мы предлагаем заштриховать. Это могут быть штриховки горизонтальные, вертикальные, наклонные. А могут быть штриховки с дорисовыванием: иголки на еловой ветке, ресницы над и под глазом, щетина у щетки, полосы у тигра, зебры, жука.
Источник
О.И. Крупенчук «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией» (Дошкольная педагогика / Ноябрь Декабрь/ 2005)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для развития мелкой моторики "Дорожки"
Задания для развития мелкой моторики "Дорожки"...
Картотека игрушек для развития мелкой моторики.
магазинные игрушки для развития мелкой моторики....
Игры и задания для развития мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой...
Игры и задания для развития мелкой моторики у детей.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной....
Картотека игр по развитию мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики рук дошкольников играет важную роль в их общем развитии, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речь, готовит ребёнка к обучению в школе, развивает тво...
Картотека игр к проекту "Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"
Данный материал представляет собой картотеку дидактических игр по развитию мелкой моторики к проекту "Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"....
Картотека игр для развития мелкой моторики
Картотека игр для развитиямелкой моторики...