Картотека заданий для развития мелкой моторики рук
картотека

Сазонова Анастасия Андреевна

Задание, направленные на развитие мелкой моторики руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.kartoteka_zadaniy_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека заданий

на развитие мелкой моторики руки

Материал для занятий

  • мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  • пробки от пластиковых бутылок:

красные, синие, зеленые – для звукового анализа,

всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов,

парами – как «башмачки» для пальцев,

просверленные посередине – для нанизывания бус;

  • веревки капроновые плетеные (диаметром 3 – 6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  •  прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон, пианола, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений1 пальцев рук;
  • кастаньеты – для отстукивания ритмов;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом или фасолью, - для самомассажа кистей;
  • моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому – то центру, - для выработки координации вращательных движений;
  • грецкие орехи – для самомассажа кистей; игры типа «китайских шаров».

Движения, сочетаемые с речью

(для включения в занятия логопеда или воспитателя)

  1. Массаж ладоней щеткой для волос, аппликатором Кузнецова или ковриком «травка» на ударные слоги стиха:

Гладила мама – ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

  1. Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку – разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

  1. Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец). Порядок движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чеснок

Указательный.

Перец, томат, кабачок,

Средний.

Тыква, капуста, картошка,

Безымянный.

Лук и немножко горошка.

Мизинец.

Овощи мы собирали,

Мизинец.

Ими друзей угощали,

Безымянный.

Квасили, ели, солили,

Средний.

С дачи домой увозили.

Указательный.

Прощай же на год,

Большой левый.

Наш друг – огород!

Большой правый.

  1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо – влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге,

Мизинец.

Да споткнулся на пороге.

Безымянный.

«Видно, очень мало сил

Средний.

Я на зиму накопил», -

Указательный.

Так подумал и пошел

Большой.

Он на поиск диких пчел.

Большой.

Все медведи – сладкоежки,

Указательный.

Любят есть медок без спешки,

Средний.

И наевшись, без тревоги

Безымянный.

До весны сопят в берлоге.

Мизинец.

  1. «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку - один палец.

Поднял уши бурундук.

Мизинец.

Он в лесу услышал стук:

Безымянный.

- Это что за громкий стук,

Средний.

Тук да тук, тук да тук?

Указательный.

 - А пойдем, -  сказал барсук, -Большой.

Сам увидишь этот трюк:

Большой.

Это дятел сел на сук

Указательный.

И без крыльев и без рук

Средний.

Ищет он. Где спрятан жук, -

Безымянный.

Вот и слышен перестук!

Мизинец.

  1. «Китайские шары». Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков (или грецких орешков). Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого. После двустишия – смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

  1. Эспандеры. Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка -  умнее!

  1. Соединение одноименных пальцев. На каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев:

На базар ходили мы,

Мизинцы.

Много груш там и хурмы,

Безымянные.

Есть лимоны, апельсины,

Средние.

Дыни, сливы, мандарины.

Указательные.

Но купили мы арбуз –

Большие.

Это самый лучший груз!

Все пальцы сжаты в кулак,

а большие подняты вверх.

  1. «Пальчики кивают». Руки детей на уровне груди, пальцы вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строчку «кивание» одного пальца 2 – 4 раза, начиная с большого.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять,

Безымянный может ниже,

Средний – силой не обижен,

Этот – знает все на свете,

А вот этот любят дети!

  1.  «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем смена рук. На каждую строчку – надевание на один палец.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

Холода пережидали,

Что пернатые клевали,

Гнезда, где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы в конце концов,

В гнездах вывели птенцов?

  1.  Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха.

После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие.)

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться –

скажу тебе: «Кыш!»

  1. «Клювы». Собирание четных палочек одноименными пальцами обеих рук от указательных к мизинцам. На каждую строчку – берут по одной палочке:

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы и цапли

И журавля!

  1.  «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

  1. Пальцеходы. Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательный и  средний пальцы ребенка ходят – летают по сотам на ударные слоги.

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит  ли меда всем нам до весны?

Чтобы не снились голодные сны?

  1. «Узловка». Веревки с узлами подвешиваем в вертикальном положении. Это – лианы. Дети пальцами рук подтягиваются на узлы, а ладонями сживают веревку (как при лазанье по канату).

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, и орангутанги.

Игры с мячами

  1. «Фокусник». Упражнение с мячом совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.

За рукой и под рукой,

Из–под кисти – на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.  

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинку выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке скачу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет.

И к  другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник,  какой!

  1. С мячом – ежиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Между ладоней.

Взад – вперед его гоняю.

Смена рук.

Им поглажу я ладошку,

Соответственно.

Будто я сметаю крошку.

Смена рук.

И сожму его немножко,

Сжимание.

Как сжимает лапу кошка.

Смена рук.

Каждым пальцем мяч прижму

Соответственно.

И другой рукой начну.

Смена рук.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук!

Перебрасывание мяча из руки в руку.

Кинезиологические упражнения

  1. Кулак – ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следиь за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно.

Вот ладошка, вот кулак.

Все быстрей делай так.

  1. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения -  движения ускорять.

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

  1. Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1- 3, 1- 2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветке, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

  1. «Лягушка» (кулак – ребро – ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонь вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

  1. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой – в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски –

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически!

Подготовка к письму и профилактика дисграфии

Раскраски

Раскраски как этап работы по подготовке к письму появляются в старшей группе. До этого мы учим детей раскрашивать картинки цветными карандашами ровно, с одинаковым нажимом, не выходя за контуры и не делая пропусков. В старшей группе появляются «логопедические раскраски», то есть раскраски с различными заданиями.

  1. Раскраски по лексическим темам. Дети раскрашивают, например, лошадь, корову, овцу, козу, свинью, по теме «Домашние животные», но с каждым ребенком не менее одной раскраски в день. Больше – по желанию. Таким образом дети прочнее усваивают лек4сический материал.

  1. Раскраски с кодирование цвета. Ребенку дается рисунок, разделенный на части линиями. В каждой части стоит значок, обозначающий, каким цветом ее раскрашивать. Внизу листа – условные обозначения. Так можно раскрашивать, например, зимующих птиц, овощи, фрукты, грибы.

  1. Раскраски «наоборот» - это такие, где рисунок нужно оставить белым, а раскрасить фон. Например, белый лебедь на фоне голубого неба и синей воды; снеговик или снегурочка на фоне вечернего неба; белые облака на голубом небе.

  1. Раскраска с заданиями. К примеру, тема «Грибы». Рисуем гриб и просим справа подрисовать грибочек, слева-  цветок, на шляпке – листик, под ней – гусеницу.

Для детей подготовительной группы можно предложить более сложные задания.

  1. Раскраски с дорисовыванием. Часть  контура нарисована, а часть сделана пунктиром или точкам. Ребенку предлагается дорисовать линию и раскрасить.

  1. Дорисовывание деталей. Дорисовать можно части машин, одежды, листья на ветке, лепестки цветов, ягод…

  1. Дорисовывание части на рисунке с зеркальным образцом: два бегущих навстречу цыпленка. Одному нужно дорисовать гребешок, крылышко, ножку.

  1. Дорисовывание половины рисунка гриба, яблока (фигуры должны иметь ось симметрии).

  1. Наложенные контуры с заданием раскрасить, например, плоды, а не листья; животных, а не птиц…Можно давать и более сложные задания: раскрасить только те овощи, в названии которых три слога (и наложить друг на друга контуры  капусты, перца, лука, кабачка, огурца). Следите за тем, чтобы контуры, которые ребенок будет раскрашивать, не пересекались между собой!

  1.  Флаги. Раскраски по описанию. Например, даем прямоугольник, разделенный на три части по  горизонтали, и просим раскрасить среднюю часть голубым, а нижнюю – красным. Получается флаг России. Если эту же заготовку раскрасить сверху черным, снизу желтым, а в середине - красным, то получится флаг Германии…Такой же контур, но другое цветовое решение имеют флаги Австрии, Нидерландов, Болгарии, Венгрии и др. Можно разделить  на три части и по вертикали. Тогда получатся флаги Франции, Италии, Бельгии, Ирландии и др. Кроме совершенствования моторики и ориентировки в пространстве такое задание имеет и познавательную ценность.

Другие виды работы по профилактике дисграфии

Обведение контура

Редко кто из четырехлетних детей справляется с этим заданием. Пятилетним мы предлагаем доступное многим из них обведение внутреннего контура, а шестилетним – внешнего.

Штриховки

Детям подготовительной группы контуры по лексическим темам мы предлагаем заштриховать. Это могут быть штриховки горизонтальные, вертикальные, наклонные. А могут быть штриховки с дорисовыванием: иголки на еловой ветке, ресницы над и под глазом, щетина у щетки, полосы у тигра, зебры, жука.

Источник

О.И. Крупенчук «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией»                                                               (Дошкольная педагогика / Ноябрь Декабрь/ 2005)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для развития мелкой моторики "Дорожки"

Задания для развития мелкой моторики "Дорожки"...

Картотека игрушек для развития мелкой моторики.

магазинные игрушки для развития мелкой моторики....

Игры и задания для развития мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой...

Игры и задания для развития мелкой моторики у детей.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной....

Картотека игр по развитию мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников играет важную роль в их общем развитии, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речь, готовит ребёнка к обучению в школе, развивает тво...

Картотека игр к проекту "Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"

Данный материал представляет собой картотеку дидактических игр по развитию мелкой моторики к проекту "Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"....

Картотека игр для развития мелкой моторики

Картотека игр для развитиямелкой моторики...