Рекомендации родителям
статья
Установление связи между стилем общения матери с развитием речи малыша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam.doc | 64.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние стиля общения с матерью на
формирование речи ребёнка.
Первым особое влияние матери на формирование психического здоровья ребёнка отметил З. Фрейд. Позже эту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребёнка.
Исследования в этом направлении выявили 4 стиля общения матери и ребёнка.
1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребёнком, внимательно выслушивает всё, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребёнку. В таких парах часто идёт разговор «глазами»: ребёнок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает её невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».
2-й стиль. Мать не любит, когда ребёнок что-то увлечённо рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребёнок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать своё неприятие ребёнка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребёнок говорит».
3-й стиль. Ребёнок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребёнок—в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль общения назван « Оба молчат».
4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребёнку: кричит, ругает, дёргает, иногда бьёт. Этот стиль назван «Мать агрессивна».
Результаты эксперимента таковы: в благоприятных условиях находится менее половины детей (47,7%). Большинство (52,3%) испытывают ту или иную степень материнской депривации (в данном случае под депривацией понимаем недостаток или отсутствие общения). Можно также с уверенностью утверждать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребёнка затрудняется. Если мать молчит, а ребёнок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжёлых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.
Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.
Ведь речь—это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребёнка не слушают—речь становится ненужной, и её развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребёнка является мать. Между ней и ребёнком ещё не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить ещё трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может заменить её полностью.
Вот конкретные данные по результатам исследований.
Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью.
Стиль | Нарушение речи, % | ||
Нет | Слабые | Сильные | |
« Оптимальный» | 48 | 39 | 13 |
«Мать молчит, ребёнок говорит» | 30 | 53 | 17 |
« Оба молчат» | 27 | 43 | 30 |
« Мать агрессивна» | 33 | 40 | 27 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Психологические рекомендации родителям Как выстроить совместную деятельность родителей и детей при подготовке к экзаменам
Рекомендации психолога для продуктивного взаимодействия родителей и обучающихся в экзаменнационный период....
Рекомендации родителям в случаях обнаружения признаков суицидального и девиантного поведения несовершеннолетних, рекомендованные психологом колледжа для внимания родителей студентов 1-2 курсов
Что такое вейп и чем он вреден, исследования ученых. Дорогие родители, прошу ознакомиться с материалами, посвященными вопросам курения подростов и использования мим вейпов. Материал по данно...
Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...