Упражнения артикуляционной гимнастика для подготовительной группы
учебно-методический материал
гимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_artikulyatsionnoy_gimnastika_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения артикуляционной гимнастика для подготовительной группы
Содержание
Не все малыши способны правильно сформировать сложные звуки. В большинстве случаев правильная речь – результат упорной работы родителей и педагога-логопеда. Регулярно проводимая артикуляционная гимнастика для детей способна подготовить речевой аппарат к постановке звуков и усилить органы дыхания.
Что такое артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемый для развития речевого аппарата, органов дыхания, мимических мышц. Она способствует:
- постановке звука;
- коррекции нарушений артикуляторного аппарата;
- развитию силы и двигательной активности у органов, отвечающих за артикуляцию (небо, язык, губы).
Артикуляционная гимнастика в группе с зеркалом
Чтобы произносимые ребенком слова были четкими и понятными, органы речи должны отличаться силой, подвижностью и упругостью. Поэтому в ДОУ так много внимания уделяется различным упражнениям на мимическую, жевательную и глотательную мускулатуру.
Обратите внимание! Помимо этого к подготовительной группе дошкольнику нужно уметь выполнять задания на развитию органов дыхания, участвующих в образовании звука.
Кому показаны и противопоказаны занятия
Занятия полезны для всех детей, ведь отклонения в речи присутствуют в разной степени у каждого ребенка. Даже если нарушения не сильно заметны, занятия на артикуляцию будут отличной профилактической мерой.
Однозначно требуется проведение занятий для детей:
- с явно выраженными нарушениями звукопроизношения (дислалия, дизартрия, картавость);
- с нарушенным темпом и скоростью речи;
- с неразборчивой связной речью (даже если по отдельности звуки произносятся правильно).
Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики – временные. Так существуют ограничения при одновременном проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Запрещено совмещать занятия при патологии сосудов, наличии психических заболеваний, пороках сердца. Следует ограничить проведение занятий при воспалении языка и губ, острых стадиях заболеваний десен и зубов, тонзиллите.
Важно! Противопоказания являются таковыми лишь на время болезни ребенка. В остальное же время артикуляционная гимнастика – лучший помощник для становления разборчивой и красивой речи.
Занятие с логопедом
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Целью артикуляционной гимнастики в детском саду является развитие подвижности органов речевого аппарата, увеличение силы и объема артикуляторных движений.
Обратите внимание! Занятия способствуют дальнейшей постановке и автоматизации звуков.
Задачи гимнастики разнятся в зависимости от органа артикуляции.
- Упражнения на губы способствуют укреплению их подвижности и способности удерживать определенное положение.
- Задания на язык укрепляют и развивают подвижность мышц, растягивают уздечку, усиливают кончик и способствуют удержанию органа в различных положениях (широком – лопатка, узком – иголочка).
- Щеки – в основном способствуют развитию координации и укреплению мускулатуры.
- Упражнения на нижнюю челюсть развивают ее подвижность.
- Задания на мягкое небо способствуют его подвижности и контролируемом поднимании и опускании.
Как правильно проводить зарядку в подготовительной группе
В подготовительной группе артикуляционная зарядка проводится преимущественно на постановку сонорных звуков. Основа качественных занятий – регулярность.
Обратите внимание! Заниматься с детьми 6-7 лет лучше всего по 3-4 раза в день не более 5 минут. При этом не следует предлагать малышам более 2 упражнений за один раз.
Комплекс занятий с группой планируется заранее, на неделю вперед. Артикуляционная гимнастика учитывается в конспекте развития в течение года, фиксируются результаты отдельного ребенка и группы в целом – в начале и в конце учебного периода (обычно в начале сентября и в середине июня). При этом упражнения отбираются по степени возрастания сложности. Дневной комплекс должен включать в себя как задания на статику (когда артикуляционная позиция удерживается 10-15 секунд в некотором положении) так и динамические (переключение с одной позы на другую).
Важно! Гимнастика проводится в игровой форме с использованием ярких картинок, стихов и песенок. Ребенок должен сидеть на стуле в спокойном положении и хорошо видеть лицо взрослого. На индивидуальных занятиях обязательно использование зеркала – чтобы малыш видел не только образец, но и свое выполнение задания.
Инновационные логопедические технологии: синквейн
Групповые занятия в подготовительной группе
Методика проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная зарядка проводится в группах, подгруппах и индивидуально. На групповых занятиях гимнастика для детей включает больше упражнений для языка и мимических мышц.
Обратите внимание! Подгрупповые занятия направлены на развитие дыхательных органов. На индивидуальных же занятиях прорабатываются все артикуляционные упражнения и логопедические способы постановки звуков.
Весь комплекс заданий делится на:
- Статические – формируют основные позиции артикуляторного аппарата;
- Динамические – отвечают за координацию переключения основных позиций в непрерывном потоке речи.
Методика артикуляционной гимнастики состоит из:
- Знакомства дошкольника со словесной инструкцией выполнения каждого упражнения;
- Образца выполнения — демонстрирует воспитатель, либо показывается наглядный материал (картинки, презентации, видео).
Обратите внимание! В зависимости от возрастной группы, к детям предъявляются некоторые требования.
В младшей группе малышам достаточно знать основные упражнения и уметь хоть как-то их выполнять. В средней группе при выполнении упражнения язык ребенка не должен дрожать. Движения малыша ртом четче по сравнению с младшим возрастом. В старшей и подготовительной группе дети уже хорошо держат статические позиции и уверенно переключаются в процессе динамических упражнений.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику
Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет
Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7-летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.
Упражнения для губ
- Улыбка без зубов.
- Улыбка-заборчик, с зубами.
- Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
- Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
- Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
- Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
- Чмоканье.
- Статическое удержание губами карандаша или трубочки.
Упражнения для губ и щек
- Шарик – надуть обе щеки одновременно.
- Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
- Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.
Упражнения для языка
- Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе.
- Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта.
- Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами.
- Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
- Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо.
- Лошадка – поцокать.
- Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
- Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние.
- Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу.
- Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки.
- Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить «д-д-д».
Упражнения на отработку звуков
Упражнения на артикуляцию определенных звуков для детей строятся в комплексе.
Обратите внимание! Сначала идут статичные и динамичные базовые упражнения – Шарик, Улыбка, Трубочка.
Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:
- Свистящие (с, з) – Лопатка, Наказать непослушный язычок, Маляр.
- Шипящие (ж, ш, щ, ч) – Варенье, Чашечка, Фокус.
- Сонорные (л) – Наказать непослушный язычок, Лошадка, Качели.
- Сонорные (р) – Маляр, Пулемет, Иголочка.
Упражнения на развитие правильного дыхания
- Буря в стакане. Дать ребенку стакан с водой и трубочку. Попросить подуть в трубочку, чтобы в воде образовывались пузыри.
- Снежинка или снежный ком. Соорудить из бумаги снежный комочек или небольшую снежинку и сдуть ее со стола.
- Фокус. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты и попросить ребенка сдуть его, направив воздушную струю наверх.
- Протяжно пропеть гласные звуки «А», «О», «У», «И».
Упражнение «Надуть щеки»
Картотека артикуляционных упражнений для подготовительной группы с целями по ФГОС
Упражнения артикуляционной гимнастики направлены на развитие подвижности и силы артикуляторных органов, мимических мышц и органов дыхания. Планируемый комплекс в идеале должен совпадать с тематикой занятий подготовительной группы. Ниже представлены артикуляционные упражнения с целями по ФГОС.
Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок
Название | Цель по ФГОС | Описание |
Лопатка | Выработать умение удержать язык в статичном спокойном положении | Приоткрыть рот и немного улыбнуться. Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и удерживать от 5 до 10 секунд |
Маляр | Научить малыша при движении языка оставлять его за нижними зубами | Немного улыбнуться и с внутренней стороны зубов провести по ним слева – направо и наоборот. Губы при этом неподвижны. |
Чашечка | Укрепление мышц языка | Немного приоткрыв рот, улыбнуться и сделать язык в форме чашечки |
Качели | Выработать способность к быстрому изменению положения языка (необходимо при соединении сонорных с гласными) | Широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз |
Лошадка | Научить кончик языка подниматься наверх и укрепить мускулатуру | На легкой улыбке пощелкать язычком, как лошадка |
Зайчик | Развитие подвижности верхней губы | Малыш слегка приоткрывает рот и поднимает верхнюю губу, обнажая зубы. Упражнение статичное, позиция держится от 10-15 секунд |
Лягушка | Развитие подвижности нижней губы | Зубы сомкнуты, нижняя губа приоткрывает нижние зубы. Позиция неподвижная в течение 15 секунд |
Артикуляционное упражнение на логопедическом занятии
Примеры конспектов занятий
Конспект занятия включает в себя:
- Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
- Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
- Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
- Цели и задачи комплекса.
- Ход занятия с таймингом:
Организационный момент – 30 секунд;
Упражнение «улыбка» – 30с;
«Хоботок» – 30с;
Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;
Упражнение «шарик» – 20с;
«Шарик сдулся» – 20с;
Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;
Упражнение «лопатка» – 1 мин
«Наказать непослушный язычок» — 30с;
«Маляр» — 1 мин
«Чашечка» — 30с
Подведение итогов – 1 мин
- Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
- Используемая при составлении плана методическая литература.
Важно! Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения.
Например, история про кота Рыжика:
- Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
- Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
- Маятник – «Потянулся влево, вправо»
- Варенье – «Съел варенье из кармана»
- Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»
Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной.
Особенность их — наглядное оформление материала. Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы.
Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.
Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей. Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.
Пример занятия ребенка
Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики для детей
· Все упражнения следует повторять не менее 4-8 раз;· Артикуляционную гимнастику следует проводить...
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Комплекс статических и динамических упражнений для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.2. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики...
Упражнения артикуляционной гимнастики
Упражнения для органов артикуляционного аппарата рекомендован всем детям, имеющим те или иные речевых нарушения. ...
Базовые упражнения артикуляционной гимнастики
Базовые упражнения проводятся в начале артикуляционной гимнастики. Статические упражнения выполняются не менее 5 секунд 3-4 раза. Материал содержит иллюстрации и стихотворения для поддержания интереса...
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет
Для развития артикуляционной гимнастики....
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики дома
Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, ...