Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"
материал (5 класс)

Екатерина Сергеевна Чугунова

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx29.9 КБ
Файл adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

 Оборудование:

1.  Столы в классе стоят по кругу.

2. Мультимедийная установка.

  1. Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

С точки зрения психолога...

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма.  Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

 Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.

Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

 Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?

  Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Изменения в 5 классе: Смена позиции: «старший» в начальной школе → «самый маленький» в средней школе

Признаки успешной адаптации:

- ребенок легко справляется с программой;

     - удовлетворенность ребенка процессом обучения;

     -  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителям

Признаки дезадаптации:

- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

    - Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

   - Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

    - Нежелания выполнять домашние задания.

    - Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

    - Беспокойный сон.

    - Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

У тебя это не получится

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Способы преодоления тревожности:

- Не сравнивайте ребенка с окружающими.

     - Доверяйте ребенку.

     - Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

    - Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

   -  Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

   - Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

   - Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

   - Используйте наказание лишь в крайних случаях.

   - Не унижайте ребенка, наказывая его.

   - Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

   - Помогите ему найти дело по душе.

   - Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

 Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», по Андрееву)

ИТОГИ использования методики изучения удовлетворенности  учащихся школьной жизнью (5А класс, 1 четверть)

               Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

 5 А класс – 17 человек(общее количество-21человек)

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Класс

Ученики

1

4

2

4

3

4

2

4

3

3

2

31

2

3

3

4

3

4

3

3

4

3

1

31

3

4

3

4

3

4

2

3

4

3

3

33

4

4

3

4

3

4

2

4

4

4

1

33

5

3

3

4

3

3

2

4

4

4

2

32

6

3

3

4

4

4

0

4

4

3

2

26

7

3

2

4

4

4

1

4

4

4

2

32

8

4

4

4

4

4

2

4

4

4

3

45

9

3

4

4

3

4

2

4

4

4

3

35

10

3

4

4

3

4

2

0

4

4

0

28

11

3

2

4

3

4

1

3

4

4

2

30

12

2

2

4

4

4

2

3

4

4

2

31

13

3

3

3

4

4

3

4

3

2

2

31

14

3

1

4

4

4

1

4

4

2

4

31

15

4

3

4

3

4

3

3

4

3

4

35

16

4

2

4

3

4

0

4

4

4

4

33

17

3

4

4

4

4

2

3

1

4

3

35

Итого

32

48

67

58

67

30

48

63

59

40

509

1,9

2,6

3,9

3,4

3,9

1,8

2,8

3 7

3,5

2,4

2,99

Коэффициент удовлетворенности 2,99 - средняя степень удовлетворенности

1 место  3,9 - В нашем классе хороший классный руководитель/У меня есть любимый учитель      2 место 3,7 – У меня есть любимый школьный предмет                                                                         3 место 3,5 - Я считаю, что школа готовит меня к самостоятельной жизни                                         4 место 3,4 – К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью                                        5 место 2,8  – В нашей школе есть все условия для развития моих способностей                              6 место  2,6– В школе у меня обычно хорошее настроение                                                                    7 место  2,4 – На летних каникулах я скучаю по школе                                                                          8 место  1,9– Я иду в школу с радостью                                                                                                    9 место  1,8 – В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

  Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1.   Классному руководителю  продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2.      По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

 Оборудование:

1.  Столы в классе стоят по кругу.

2. Мультимедийная установка.

  1. Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

С точки зрения психолога...

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма.  Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

 Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.

Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

 Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?

  Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Изменения в 5 классе: Смена позиции: «старший» в начальной школе → «самый маленький» в средней школе

Признаки успешной адаптации:

- ребенок легко справляется с программой;

     - удовлетворенность ребенка процессом обучения;

     -  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителям

Признаки дезадаптации:

- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

    - Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

   - Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

    - Нежелания выполнять домашние задания.

    - Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

    - Беспокойный сон.

    - Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

У тебя это не получится

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Способы преодоления тревожности:

- Не сравнивайте ребенка с окружающими.

     - Доверяйте ребенку.

     - Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

    - Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

   -  Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

   - Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

   - Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

   - Используйте наказание лишь в крайних случаях.

   - Не унижайте ребенка, наказывая его.

   - Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

   - Помогите ему найти дело по душе.

   - Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

 Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», по Андрееву)

ИТОГИ использования методики изучения удовлетворенности  учащихся школьной жизнью (5А класс, 1 четверть)

               Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

 5 А класс – 17 человек(общее количество-21человек)

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Класс

Ученики

1

4

2

4

3

4

2

4

3

3

2

31

2

3

3

4

3

4

3

3

4

3

1

31

3

4

3

4

3

4

2

3

4

3

3

33

4

4

3

4

3

4

2

4

4

4

1

33

5

3

3

4

3

3

2

4

4

4

2

32

6

3

3

4

4

4

0

4

4

3

2

26

7

3

2

4

4

4

1

4

4

4

2

32

8

4

4

4

4

4

2

4

4

4

3

45

9

3

4

4

3

4

2

4

4

4

3

35

10

3

4

4

3

4

2

0

4

4

0

28

11

3

2

4

3

4

1

3

4

4

2

30

12

2

2

4

4

4

2

3

4

4

2

31

13

3

3

3

4

4

3

4

3

2

2

31

14

3

1

4

4

4

1

4

4

2

4

31

15

4

3

4

3

4

3

3

4

3

4

35

16

4

2

4

3

4

0

4

4

4

4

33

17

3

4

4

4

4

2

3

1

4

3

35

Итого

32

48

67

58

67

30

48

63

59

40

509

1,9

2,6

3,9

3,4

3,9

1,8

2,8

3 7

3,5

2,4

2,99

Коэффициент удовлетворенности 2,99 - средняя степень удовлетворенности

1 место  3,9 - В нашем классе хороший классный руководитель/У меня есть любимый учитель      2 место 3,7 – У меня есть любимый школьный предмет                                                                         3 место 3,5 - Я считаю, что школа готовит меня к самостоятельной жизни                                         4 место 3,4 – К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью                                        5 место 2,8  – В нашей школе есть все условия для развития моих способностей                              6 место  2,6– В школе у меня обычно хорошее настроение                                                                    7 место  2,4 – На летних каникулах я скучаю по школе                                                                          8 место  1,9– Я иду в школу с радостью                                                                                                    9 место  1,8 – В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

  Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1.   Классному руководителю  продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1.      Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2.      По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3.      С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»

Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...

родительское собрание "ваш ребенок-пятиклассник"

в лекции для родителей указаны особенности перехода ребёнка на среднюю ступень образования. Помещены рекомендации родителям, советы учащимся о некоторых аспектах их возрастного периода ...

Родительское собрание в 5 классе: "Трудности адаптации пятиклассников к обучению в школе"

Родительское собрание проводиться  через 1-2 месяца после начала учебного года с целью помочь родителям  в адаптации их детей к обучению в  5 классе....