Консультация для родителей.
консультация
Консультация родителям и учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как научить ребенка читать. | 23.63 КБ |
Как научить ребенка читать. | 25.68 КБ |
rechevaya_gotovnost_k_shkole.pdf | 537.12 КБ |
usloviya_uspeshnogo_obucheniya.docx | 15.58 КБ |
gotovimsya_k_pmpk.doc | 57.5 КБ |
igry_dlya_razvitiya_pamyati.doc | 45 КБ |
kak_pomoch_rebyonku_zapomnit_graficheskoe_izobrazhenie_tsifr.docx | 165.73 КБ |
pochemu_vazhno_otvechat_na_voprosy_rebenka.docx | 17.65 КБ |
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_1.docx | 19.81 КБ |
rebenok_i_ochki_2.docx | 83.82 КБ |
igra_v_razvitii_rebenka_s_umstennoy_otstalostyu_-_kopiya.pdf | 191.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая гостиная для родителей первоклассников «Опасные слова «дислексия» и «дисграфия»»
Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и неусидчивости. Не стоит та же подозревать учителей в недостаточном внимании к вашему ребёнку. Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма дислексией и дисграфией, и им срочно нужна помощь специалиста.
Дислексией и дисграфией страдают люди во всех странах мира довольно часто. По статистике дислексией и дисграфией страдают почти 12% населения Земли. Согласно данным, опубликованным в 2008 г. в докладе экспертов Европейской рабочей программы образования и развития, каждый 4 15-летний школьник в странах Евросоюза сталкивается с проблемами при чтении и понимании даже простых текстов. По данным Международной ассоциации дислексии, каждый 10 британец в той или иной степени страдает дислесией. В США каждый 5 выпускник школы не может прочесть даже свой аттестат.
В нашей стране количество детей, страдающих дислексией и дисграфией, в последнее время тоже значительно увеличилось. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в общеобразовательных школах число детей с дислексией и дисграфией составляет более 30%, в гимназиях – 20%, тогда как в середине 70-х годов прошлого века детей с такими нарушениями было только 11%. Если лет 15 назад в средних и старших классах ученики с такими проблемами были редкостью, то сейчас дисграфиков можно встретить в 6, 7 и даже 10 классе. Такое явление обусловлено многими причинами, в том числе и высоким темпом обучения и сложными учебными программами.
Что такое дислексия и дисграфия.
Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон КГМ, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.
Дисграфия (от греческого «графио» - писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.
Формируются эти функции в разные периоды дошкольного детства. Их структуры сложно переплетены между собой. Сбой в формировании одной функции может стать причиной задержки формирования другой.
Если уже в дошкольном возрасте формирование какой-то функции запаздывало, то в школе это проявится при чтении или на письме в виде специфических ошибок. Для овладения письмом не достаточно просто видеть окружающий мир (деревья, людей, предметы), необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запоминать и воспроизводить их очертания.
- И если у ребёнка к моменту поступления в школу недостаточно сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет качественно усвоить написание букв и будет путать их на письме.
- И если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, позволяющий понимать речь, улавливать оттенки сказанного, различать один звук от другого, он не в состоянии различать схожие звучания, в результате он неизбежно будет допускать на письме замены букв. Услышав звук, он не в состоянии быстро представить его в виде буквы. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.
У детей, страдающих дислесией и дисграфией, часто возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Им свойственные пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти (особенно слуховой), трудности в поведении и общении. Практически у всех таких детей есть проблемы с кровообращением сосудов ГМ.
Ребёнок, страдающий дислексией и дисграфией, осознаёт, что не может справиться с тем, что одноклассникам даётся легко. Неуспехи в школе, непонимание со стороны родителей и учителей могут привести к серьёзным изменениям в его психике. С каждой неудачей он всё меньше верит в себя, постепенно становится молчаливым, застенчивым, необщительным. Боясь насмешек, ребёнок под разными предлогами старается избежать посещения школы. Другая крайность – обида на всех и вся, раздражительность, несдержанность, вспышки гнева, немотивированная агрессия, конфликты с учителями.
Причины возникновения дислексии и дисграфии.
- Незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы).
- Влияют так же заболевания матери во время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, резус-конфликтная ситуация).
- Ещё одной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития.
- А так же различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве.
- Ряд учёных считает, что определённую роль в возникновении дислексии и дисграфии имеет наследственный фактор, когда ребёнку от ближайших родственников передаётся несформированность определённых мозговых структур. В семьях, в которых родители или близкие родственники страдали дислексией, вероятность дислексии у детей выше на 30%.
Группы риска.
Вероятность возникновения дислексии и дисграфии выше у
- левшей и правшей, переученных из левшей,
- детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы,
- детей, в семьях которых говорят на двух и более языках,
- детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки,
- детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать,
- детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык,
- детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.
Логопеды и специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если дошкольник плохо различает и говорит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться завязывать шнурки и застёгивать пуговицы.
Как распознать дислексию и дисграфию?
Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которое, как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности.
У ребёнка есть дислексия если он
- с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж),
- читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок,
- пропускает буквы (марка –мара, куртка - курка), слоги (молоко–мокко, дорожка-дожка), предлоги,
- заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому - потом),
- заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана),
- не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил),
- изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях),
- неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье),
- пытается угадать слово по нескольким первым буквам,
- плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.
Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.
Теперь заглянем школьнику в тетрадь. О наличии дисграфии говорят такие ошибки:
- пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город – огромный горд),
- искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух),
- не дописывание слов и букв (растёт – растё, мышка - мышк),
- перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки),
- добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно - дуружно),
- замена согласных (картофель – картовель, дупло – тубло, сушки - шуски),
- слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный)
- разделение одного слова на два (ведёрко – ведёр ко, игра – и гра),
- неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки - конки),
- смешение букв, схожих по напсианию Т – П, Б – Д, И – У (потянул – попинул, рябит – рядип, муха - миха).
- переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…,
- пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.
Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слова как попало, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. У дисграфиков очень плохой почерк, слова у них словно наползают друг на друга.
Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.
Кто поможет ребёнку?
Дислексия и дисграфия поддаются коррекции, но её эффективность зависит от степени нарушения, от своевременности обращения родителей к специалистам.
Статистика показывает, что чем раньше будет выявлена проблема и оказана помощь, тем быстрее и эффективнее она будет решена. Дислексик, выявленный ещё в дошкольном возрасте, при правильном обучении в 85% случаев выходит на уровень нормы. Если диагноз поставлен в 1-2 классе – этот процент снижается до 70%, а в 3 классе – до 60%, по окончаню начальной школы – уже только 30 – 35%.
В настоящее время во многих детских садах работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высок риск нарушений. Если вашему ребёнку было предложено посещение логопедической группы, а вы по той или иной причине отказались, знайте – проблем в школе не избежать!
Когда ребёнок учится читать и писать, опытный учитель быстро замечает у ребёнка первые признаки дислексии и дисграфии и порекомендует родителям пройти обследование у специалистов – логопеда или дефектолога. Рекомендуется так же консультация психолога. В ходе обследования определяются недостатки общего, речевого и психического развития ребёнка. Затем организуется работа по их исправлению, выбираются формы и методы коррекционного воздействия, даются рекомендации родителям относительно занятий с ребёнком дома.
Советы родителям
Где найти логопеда? Квалифицированного логопеда можно найти в детской поликлинике, различных центрах дошкольного развития, в некоторых школах. Если возможности позволяют, следует брать частные уроки. Но лучше искать логопеда на по объявлениям, а через тех родителей, дети которых у него занимались.
Что делать, если логопеда нет? Если вы не нашли логопеда или по каким-либо причинам ребёнок не может посещать специальные занятия, родителям нужно самостоятельно изучить спец. программы, корректирующие упражнения для решения проблем ребёнка. Главное, чтобы было желание потратить 1 час в день на занятия с ребёнком. Сейчас издаётся много литературы по коррекции дислексии и дисграфии. Благодаря Интернету можно получить консультацию опытных логопедов, а на большом количестве сообществ и форумов пообщаться с обеспокоенными родителями детей, имеющих схожие проблемы.
Что нужно делать родителям? Главное – запаситесь терпением и помните, что эти нарушения не являются признаком неполноценности ребёнка. он пока не может читать и писать лучше. Ему нужна помощь, и если он под Вашим руководством будет настойчиво заниматься, то вполне сможет овладеть чтением и письмом.
Памятка для родителей
Что нужно делать:
- помогите ребёнку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с перерывом для отдыха,
- поскольку дислексики и дисграфики, как правило, хорошо воспринимают устную речь, то существенную помощь в усвоении ребёнком нового материала по другим предметам могут оказать взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух,
- никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его сним самим на предыдущем этапе,
- вашему ребёнку полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка,
- лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку помогут языковые игры (придумывание слов на одну букву, подбирание рифм к словам, чтение шёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок),
- попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы пишите у него на спине или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы или вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги,
- научите ребёнка печатать на компьютере, это поможет ему развить моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть, какое слово напечатал с ошибкой,
- следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался. Приучите его утром и вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, это активизирует мозговую деятельность,
- старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми. Почаще гуляйте с ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.
Чего делать нельзя:
- Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению. Для совместного чтения подберите книги с небольшими рассказами с крупным шрифтом, в которых много картинок.
- Не мучайте ребёнка бесконечным писанием диктантов и безумным списыванием тестов, даже если вам это советует специалист. Механическое выполнение упражнений не даёт положительного результата.
- Не пытайтесь устранить все ошибки одновременно. Если поставлена цель научить ребёнка писать без ошибок, то пока не обращаёте внимание на некрасивый почерк.
- Не стремитесь наращивать скорость чтения.
- Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка, если он ошибается. Исправлению дислексии и дисграфии это не поможет, а желание учиться отобьёт окончательно. Но и хвалить без причины тоже не стоит.
Между делом
Многие родители жалуются на отсутствие свободного времени. Но ведь очень многие качества и способности ребёнка можно развивать между делом. И развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, памяти, внимания, мышления – всё это можно делать в любой обстановке, стоит только проявить фантазию.
- Очень удобно между делом заниматься развитием речи. Когда вы с ребёнком (идёте из школы, магазина, поликлиники), читайте стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, развивая слуховое внимание. Попросите ребёнка 1 минуту помолчать, не объясняя причину, а затем спросите, что он услышал в это время, какие звуки, голоса.
- Полезно придумывание слов, которые начинаются на определённый звук. Звук можно выбирать в середине или конце слова. Поиграйте в игру «Наоборот» (подбор антонимов).
- Во время прогулок или других домашних дел играйте в «Цепочку» - придумывание слов на последний звук предыдущего слова. Слова можно подбирать на определённую тему.
- Во время поездки на автомобиле предложите ребёнку назвать всё, что он видит за окном. Это развивает словарь ребёнка и улучшает звукопроизношение.
- Когда вы собираетесь печь пироги или печенье, дайте ребёнку кусочек теста, чтобы он вылепил из него буквы. Попросите найти на полке предметы с заданным звуком.
- Вы делаете уборку, ребёнок вертится рядом. Предложите ему назвать не меньше 10 предметов с определённым звуком.
-Занимаясь домашними делами, прослушивайте вместе с ребёнком записи сказок, стихов в исполнении актёров и чтецов, дикция которых безупречна.
Постарайтесь сделать всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку, чтобы его глаза засветились от достигнутых успехов, чтобы улыбка почаще появлялась на его лице. Это ваш ребёнок, и только вы лучше всего можете ему помочь, если захотите!!!
Предварительный просмотр:
Родителям вполне под силу научить читать ребенка , если они будут делать это правильно. Главное – делать это, играя.
Если вы решили заняться обучением ребенка чтению, то делать это надо в игровой форме. Продолжительность обучения с детьми 4 лет не должна превышать 10 минут; если вы видите, что ребенку трудно высидеть 10 минут, сократите время. В этом возрасте необязательно заниматься каждый день, тем не менее старайтесь не делать большие перерывы (больше 3 дней).
С детьми 5-6 лет занимайтесь 15 минут. При первых же признаках усталости, рассеянности, потери интереса к игре с буквами, прекратите обучение. Старайтесь чаще поощрять малыша, пусть он будет радостным, от этого во многом зависит его интерес к знаниям и учебе в дальнейшем. Обучающий взрослый должен быть снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют.
Старайтесь разнообразить игры, используйте в качестве еще одного обучаемого любимую игрушку вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в игру. Устраивайте соревнования – кто быстрее прочитает тот или иной слог, Вы, Ваш ребенок или игрушка (конечно, при этом Вам нужно поддаваться, а за куклу говорить другим голосом.) Придумайте поощрения. Возможны и другие не менее эффективные педагогические приемы. Все зависит от Вашей фантазии!
Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
С чего начать?
Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, начинать подготовку к этому нужно в возрасте 4 - 4,5 лет.
Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами. Не спешите быстро пройти этот этап, добивайтесь чёткого выполнения заданий. Недостаточное внимание к позициям гласных в слове может привести впоследствии к таким нарушениям чтения и письма, как пропуски и замены букв.
Максимальная продолжительность занятий для 5-летних детей составляет 20 минут, для 6-летних - полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Делайте перерывы каждые 5-10 минут.
На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной букве в день или посвящать её изучению 2-3 дня. Следует часто, но ненавязчиво - в форме игры - повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке, например: « Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука Б и т.п.»
Обучающий взрослый должен быть снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют.
Самые распространенные ошибки, допускаемые
взрослыми при обучении детей чтению.
1. В основе обучения чтению - не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.
Поиграйте в игру "Слушай внимательно" : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) - п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т.д.
Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох. На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.
2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО - т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Не ME! Говоря ЭМ, мы произносим два звука - (Э) и (М). Данное обстоятельство только запутывает детей.
3. И ещё, уважаемый взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.
4. Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА.
(Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!
Чтобы ребенку легче запоминать буквы
1. Взрослый пишет "трудную" букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.
2. Лепка ребёнком буквы из пластилина.
3. Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
4. "Написание" широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет "написать" букву в воздухе - и ребёнок мгновенно вспомнит её.
5. Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами - на что похожа буква?
6. Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.
7. Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
8. Заучивание стихов, посвященных образам букв.
9. Нахождение трудной буквы на вывесках, названиях улиц.
10. Нахождение "правильных" и "неправильных" букв, букв, спрятанных на картинках.
Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
1. Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия "слева" и "справа". Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
2. Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными "конструкторами" и "строителями".
Вот самые простые игры со звуками
- Игра «Назови первый звук в слове» или «Придумай слово» Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-арбуз?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах: «аист», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
- Игра «Цепочка слов». Вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант. Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч» – «чемодан»-«нос»- «санки» - «игла» и т.д.
- Игра «Лото». Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук п?» Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
- Игра со Звукоедиком!
Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф,(с)тул, и т.д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.
Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. В этом вам поможет следующая игра
Игра «Дом звуков».
Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно…
- Игра «Эстафета звуков».
Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?»
Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом со звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. Здесь может помочь
- Игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, л ы. Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Необходимые условия успешного обучения ребенка в начальной школе
Развитие научно-технического прогресса, постоянно меняющийся мир и вызовы времени предъявляют высокие требования к современной молодежи. Высокий уровень образованности и умение решать нестандартные задачи – насущная необходимость сегодняшнего дня. Отдавая ребенка в школу, родители ждут, что он будет хорошо учиться, так как понимают, успешность обучения напрямую связана с будущим.
Начальная школа - это тот фундамент, который позволяет приобрести самые важные навыки: способность приобретать и усваивать знания и уметь их использовать.
Настоящее время требует от человека много знаний, умений, навыков. Век высоких технологий беспощаден к недоучкам. Что же делать?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять от чего зависит успешность ребенка в школе. И что ребенок должен уметь к семи годам. Все предшествующие годы от рождения и до семи лет, развивая его физически, эмоционально, интеллектуально, нравственно, эстетически, мы готовили его к школе, к серьезному, повседневному труду.
Семилетний ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, планировать свое время.
Ребенок уже умеет думать, делать выводы, понимать смысл пословиц. К семи годам ребенок умеет решать простые арифметические задачи. Его речь достаточно развита, он умеет выражать свои мысли, умеет не только выучить стихотворение, и понять, прочувствовать его. Иными словами, ребенок в этом возрасте серьезен, внушает доверие.
Он самостоятелен и активен, умеет наблюдать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы. И все это означает - он умеет думать, точнее мыслить. И большая беда, если все потребности ребенка сводятся лишь к поиску развлечений, забав, и диктуются эгоистическими порывами.
Многолетние наблюдения за учащимися вывели некоторую закономерность. Дети, которым интересно, у которых сформирована позитивная установка на обучение в школе, заряженность на успех, у которых есть потребность в познании нового, которые без труда запоминают новую информацию, у которых нет трудностей в письме, достаточно высокий уровень работоспособности, способность к самостоятельному принятию решений и интерес в получении этой новой информации, как правило, с удовольствием идут в школу, с легкостью учатся, не доставляя хлопот учителям и родителям.
Роль родителей в подготовке ребёнка к школе имеетглавную роль, потому что подготовка к школе начинается задолго до школы. Можно сказать с самого рождения. Ведь будет ребенок хорошо учиться или нет, зависит от многих факторов. От рождения до семи лет идет самое интенсивное развитие. Ребенок как губка, впитывает все новое, и чем больше ему дать в этот период, тем больше он впитает в себя. Чтобы четче представить роль родителей в подготовке ребенка к школе, можно рассмотреть следующую схему:
УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА
Мотивация Физическое развитие Речь Память Внимание
Мотивация: Ребенок должен понимать для чего он должен учиться, зачем ему необходимы те или иные знания.
Физическое развитие: Существует такое понятие, как физическая готовность к школе. Прежде всего, это мышечная масса, костная система, зрение, слух, соматическое здоровье, двигательная активность, развитие вестибулярного аппарата, артикуляционная моторика, мелкая моторика.
Физическое здоровье ребенка закладывается до рождения и в процессе дальнейшего развития. Здоровый режим, питание, занятия спортом, закаливание…
Ребенок к семи годам должен уметь прыгать в длину на метр, в высоту- до 50 см. Он ловко бегает, может пробежать без остановки до 60 метров и способен заниматься физическими упражнениями без отдыха до 30 минут.
Речь: Культура речи. Умение логично излагать свои мысли, настроение, желания. Ребенок должен в своей речи использовать все части речи, правильно их согласовывать, употреблять синонимы, уметь пересказать прочитанное, активный словарь ребенка должен включать в себя не менее четырех-пяти тысяч слов.
Понимание пословиц, поговорок, умение разгадывать загадки. Здесь же можно сказать об уровне осведомленности: умения назвать свой адрес, знание цветов, дней недели, месяцев,…
Память: Способность сохранять и воспроизводить информацию. Память - это сложный психический процесс. Существуют временные рамки памяти, т.е. два вида памяти. Кратковременная и долговременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять ее про себя. Долговременная память имеет глубокие корни в нашем сознании. Эта память связана со сложными мыслительными процессами.
И информация способна сохраняться всю сознательную жизнь. Помимо временных рамок памяти, существует и память, завязанная на способ восприятия. Зрительная, вербальная, тактильная, мышечная, обонятельная.
О памяти можно сказать следующее, если ею пользуемся, тренируем, то она как мышца будет активна и сильна.
Многие родители жалуются, что у ребенка плохая память, но вместо сетований необходимо понять причину. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Согласитесь, никто не забывает поесть, так как без этого не прожить, вознаграждение в данном случае очевидно.
Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что желательно запомнить.
Предварительный просмотр:
Для самых внимательных родителей
Уважаемые родители! Весенняя пора для нас знаменуется не только звонкой капелью, солнечными днями. Это пора, когда дети готовятся шагнуть на новую ступеньку для них. Весной дети проходят обследование ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.
Основная цель прохождения комиссии - это не постановка диагноза, а определение дальнейшей программы обучения и развития, соответствующей возможностям ребёнка.
Это не экзамен для ребенка. И ни в коем случае не оценка ребенка. Здесь скорее определяется тот объём усилий, которые были вложены в коррекционную и развивающую работу с ним родителей совместно с педагогами и специалистами детского сада.
Период подготовки к прохождению комиссии – очень важный.
Как сделать так, чтобы этот период прошёл максимально легко? Для этого нужно соблюдать ряд правил.
Сам процесс подготовки – это вся та работа, которая проводилась с ребёнком в течение всего периода пребывания в детском саду. И, как говорится, всё надо делать вовремя. Так, если в первый год вы практически не занимались с ребенком, не посещали детский сад, а за последние несколько недель вы хотите «впихнуть» в ребёнка всё, что не делали раньше – этим можно скорее навредить, перегрузить его нервную систему.
Перед ПМПК ребенок проходит массу врачей и специалистов. Среди них особенно внимательно необходимо отнестись к обследованию психолога и психиатра.
Еще одна особенность – это то, что весна, это время, которое характеризуется физиологическими перестройками в организме. Это время сезонной "разбалансировки" эндокринной системы, отвечающей за выработку гормонов, время, когда ощущается недостаток витаминов, снижаются иммунные силы организма. В этот период организм перестраивается на новую климатическую "волну". Поэтому в весеннее время у детей отмечается повышенная нервозность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость, невнимательность. Особенно остро это проявляется у детей, имеющих нарушения речи, которые и обусловлены неврологическими заболеваниями. И сели не выполнялись рекомендации врача-невролога, то и психологическое состояние детей поэтому становится более уязвимым, а ещё – непредсказуемым.
Соответственно, в данный период необходимо обращать внимание на питание, сон, выполнение режима дня, рекомендации лечащего врача.
Должны быть созданы максимально щадящие условия, которые не травмируют, не перегружают нежную детскую психику.
Поэтому следите за собственным состоянием и настроением. Помните о том, что дети сильно зависимы от настроения родителей. Постарайтесь поддерживать дома положительную атмосферу взаимодействия межу членами семьи, общайтесь с ребёнком так, как бы вам хотелось, чтобы он общался с вами.
Внушайте ребёнку уверенность в собственных силах, поддерживайте его успехи, его способности, инициативу и проявление самостоятельности.
Накануне обследования ПМПК, или даже обследования у психолога, психиатра, старайтесь, чтобы ребёнок выспался, хорошо себя чувствовал. Поддерживайте у него хорошее настроение. Лучше проходить обследование в первой половине дня, поэтому выбирайте наиболее удобное время для вашего ребенка, когда он себя хорошо чувствует.
Накануне обследования старайтесь не перегружать ребёнка дополнительными знаниями, так как это наоборот, может вызвать у него негативизм и повышенную утомляемость. Как говорится, «перед смертью не надышишься».
Во время прохождения обследования родитель не должен вмешиваться в общение специалиста с ребёнком, не надо показывать своё недовольство ребёнку, говорить «Ну неужели ты забыл», «Не позорь меня», и пр. слова, которые не только смутят ребёнка ещё больше, но и создадут определённое впечатление о вас, ваших манерах воспитания.
Помните, что максимум уверенности ребёнок должен получить ещё до обследования, как и весь багаж его умений, речевых навыков и знаний.
Обследование ПМПК – это особая ситуация. Ребёнок будет находиться в незнакомой обстановке, и не с одним, а с несколькими незнакомыми взрослыми. Поэтому перед ПМПК особенно важен психологический комфорт ребёнка, постарайтесь в этот день и накануне его поддерживать.
После прохождения обследования обязательно похвалите ребенка, поощрите (способом, принятым и приемлемым для вас).
Постарайтесь сделать ребёнку праздник, ведь он так старался!
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по развитию памяти
у детей с ЗПР.
«Играем и память развиваем!»
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:
« Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.
Проверь себя.
Игра в слова «Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
ВНИМАНИЕ!
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1.
Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2.
Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3.
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4.
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Игра «Снежки»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь снег.
- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2.
- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3.
- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.
- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
РАССКАЖИ.
Игра «Запахи и звуки».
ЗАДАНИЕ.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?
Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Вкус и запах»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь лимон.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 2.
Нарисуй лимон.
ЗАДАНИЕ 3.
Представь апельсин.- Каков он на вкус? - Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.- Какого цвета апельсин?- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь? Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?
Учитель-дефектолог Федорова С.Б.
Развитию зрительной памяти способствовали следующие упражнения.
Игра « Заблудились животные»
Цель: развивать зрительную память и восприятие.
Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вопросы:
1. Какие растения изображены на картинке?
2. Какие животные?
3. Может ли так быть?
4. Какие животные заблудились?
Игра « Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.
Игра « Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант 1:
Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Вариант 2:
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый, на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр
Очень часто бывает так, что ребёнок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображённую на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него - это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышления не простой процесс, как считают детские психологи. И без помощи взрослых здесь не обойтись.
Часто дети путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 3 и 8, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Детям нужно помочь разобраться в таких сложных для его восприятия графических образах. Ребёнку будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2 - лебедь, 8 - очки.
Если педагог в детском саду или мама смогут подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет ещё более лёгким. Главное, не стоит сердиться на детей, если они не схватывает всё "на лету". Это для вас, взрослых, всё легко и просто, а для детей, только приступивших к овладению цифрами и счётом, всё очнь сложно. Любой педагог или детский психолог подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике.
Мы постарались собрать для вас, родители и воспитатели, интересные стихи и игры про цифры и счет. Почитайте своему ребёнку эти забавные стихотворения и, возможно, обучение пойдет быстрее и легче.
Цифры живут на различных предметах:
В календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине, и в телефоне,
И на машине, и на вагоне...
Цифры повсюду, цифры кругом.
Мы их поищем и сразу найдём.
Стихи про цифру 0
Эту цифру знать изволь:
На баранку похож ноль.
Ноль похож на колобок.
Он пузат и круглобок.
На него похожа кошка,
Если сложится в клубок.
Цифра 0 похожа на кольцо или баранку. Внутри кольца ничего нет — пусто. Цифра ноль обозначает число ноль, т.е. когда ничего нет — пусто.
Стихи про цифру 1
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица. С. Маршак
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок. Г. Виеру
Стихи про цифру 2
Два похожа на гусенка
С длинной шеей,
Шеей тонкой. Г. Виеру
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею. С. Маршак
Вид ее - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее - нет.
Стихи про цифру 3
А вот это - посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков. С. Маршак
Цифра 3 похожа на два крючка или на рога барана.
3 - это заклинатель змей
Вышел с дудочкой своей.
Перед ним танцует змейка -
хвост крючком, дугою шейка.
Ты на змейку посмотри -
Да ведь это цифра три! В. Данько
Стихи про цифру 4
Цифру 4 можно написать с помощью нескольких прямых линий. Сначала сверху вниз проведем карандашом самую левую наклонную линию, затем перекладинку, а потом правую вертикальную линию.
Смотри - 4 это стул,
Который я перевернул. Г. Виеру
Цифра новая - четыре.
Гляди, делал Егорка
С мамой уборку.
опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он на четыре. В. Бакалдин
Стол стоит у нас
В квартире
Сколько ножек у него -
У стола у твоего? С. Маршак
Стихи про цифру 5
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно,
Как не знать. Г. Виеру
А потом пошла плясать
по бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула. С. Маршак
Стихи про цифру 6
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху - крюк, внизу кружочек. С. Маршак
Рогалик к бублику прилей.
Да только есть его не смей.
Не крендель это, чтобы есть,
А просто - цифра шесть! В. Бакалдин
Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть. В. Волина
Стихи про цифру 7
Цифра 7 или, как ее еще называют, семерка, похожа на косу, которой косят траву. Цифра 7 состоит из двух палочек. Одна палочка лежит горизонтально сверху, а вторая палочка, как ножка, держит верхнюю. Иногда у цифры 7 посредине рисуют перекладинку.
Семь — точно острая коса.
Коси, коса, пока остра. Г. Виеру
Вот семерка-кочерга.
У нее одна нога. С. Маршак
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу! В. Бакалдин
Стихи про цифру 8
Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим,
Цифра восемь плюс крючки –
Получаются очки…
То ли нуль с другим нулем
Рядышком уснули,
То ли дедушка очки
Позабыл на стуле. Ф. Дагларджа
К этой цифре ты привык.
Это цифра-снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру восемь!
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок. В. Бакалдин
Цифра восемь или, как ее еще называют, восьмерка, похожа на снеговика или на куклу Неваляшку.
Стихи про цифру 9
Цифра 9 - девятка похожа на толстого кота, который отвернулся от нас и хочет вздремнуть. Цифра 9 - это колечко с хвостиком, она похожа на перевернутую цифру 6.
Девять, как и шесть, вглядись.
Только хвост не вверх, а вниз. Г. Виеру
Цифра девять, иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет. С. Маршак
Стихи про число 10
Цифра вроде буквы О —
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять. С. Маршак
Ноль встает за единицей —
Цифра 10 на странице. Г. Виеру
Учимся считать до 10
Научится считать в пределах 10 очень легко и просто если вы будете использовать ряд способов которые мы Вам предлагаем.
Считаем пальчики, используя различные стишки и потешки. Метод хорош ещё и тем, что его можно использовать с самого раннего возраста, буквально с рождения, одновременно развивая мелкую моторику. Сначала считаем до 5, после годика можно переходить на потешки со счётом до 10. По мере взросления ребёнка считать можно не только его пальчики, а пальчики мамы, папы и других членов семьи.
Считаем ступеньки – иди из самых простых способов. Когда малыш научился хорошо преодолевать ступеньки хотя бы в одну сторону (например научился спускаться), можно начинать эти ступеньки считать. Сначала считаете Вы, малыш спускается и слушает, а через некоторое время и он начнёт считать вместе с Вами.
Играем в настольные игры с фишками и кубиком. В таких играх тоже присутствует счёт и визуальное количество точек на кубике.
Используем "считалки" в которых есть счёт до пяти-десяти для различных игр, чтобы определить кто будет первым ходить.
Считаем всё! Считать можно голубей на улице, книжки на полке, любимых кукол или машинки, сколько ложек вымыла мама, сколько мороженого купил папа и т.д.
Если Вы внимательно присмотритесь к Вашим ежедневным делам, то найдёте массу возможностей дать ребёнку новые знания, используя обычные бытовые моменты.
Обращайте внимание ребёнка на цифры везде, где это можно сделать как бы между прочим: позволяйте ему набирать код домофона, переключать каналы телевизора, пусть поможет Вам определить автобус с нужным номером, на котором Вы поедете в гости к бабушке, нажмёт нужную кнопку этажа в лифте и т.д.
Попросите малыша принести Вам определённое количество ложек, когда Вы накрываете на стол. Перед походом в магазин договоритесь с ребёнком, что сегодня Вы купите ему 3 пачки сока, пусть самостоятельно возьмёт с полки нужное количество и т.д.
Главное проявлять свою фантазию!
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые не требуют финансовых затрат и легкие в изготовлении.
Математическая игра «Найди цифру»
Для этой игры потребуется:
- нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9
- рисунки, похожих на цифры, предметов.
Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем мама показывает цифру 2 и просит малыша найти рисунок, похожий на эту цифру.
Математическая игра «Картонные цифры»
Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за циферка.
Математическая игра «Потерянные цифры»
На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.
Игра «Что там на спинке»
Малыш ложится на живот, а мама рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.
Успехов Вам! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Почему важно отвечать на вопросы ребенка.
Отвечая на вопросы ребенка, взрослый обогащает представления ребенка о мире, который он не может взять в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором он начинает жить.
Нет нужды доказывать, что ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе, моральных нормах и пр. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, рассказать, какие бывают машины, чем питаются разные звери, из чего делают пирожные и пр. Такие знания обогащают представления ребенка об окружающей его действительности, расширяют границы его существования. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый обогащает представления ребенка о мире, который он не может взять в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором он начинает жить.
Разговаривая с ребенком, взрослый не только отвечает на поставленные им вопросы, но и вызывает появление новых. Ведь вопросы могут возникнуть только тогда, когда уже что-то известно. И чем больше знаешь о каком-нибудь предмете или явлении, тем больше появляется интересных вопросов, на которые хочется получить ответ. Поэтому речевое познавательное общение с ребенком не только дает ему новые знания, но и развивает любознательность ребенка, его стремление понять и объяснить все вокруг.
Между тем, как ни странно, задавая взрослому познавательные вопросы, ребенок стремится не только к знаниям об окружающем его мире. В ходе такого взаимодействия не менее, а иногда и значительно более важным является удовлетворение потребности в уважении взрослого. Потребность в уважении не сводится к простому уходу и заботе – эта потребность является важным свидетельством развивающегося у малыша общения с окружающими и потому нуждается в особых способах удовлетворения. Потребность в уважении проявляется в том, что дети сильно обижаются, если взрослый считает их размышления глупыми, если он ругает их за надоедливость, излишнюю болтливость, если папе и маме некогда отвечать на его бесконечные «почему». И наоборот, всякая похвала взрослого, положительная оценка его действий или высказываний вызывает радость, уверенность в себе.
Оказалось, что в разные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания взрослого. В одном из наших исследований мы выяснили, как относятся дети разных возрастов к оценкам взрослых. И для этого дошкольникам 3, 5 и 7 лет предлагали выполнить простые задания (построить домик из кубиков, разложить картинки и пр.), а взрослый, наблюдая за действиями детей, время от времени хвалил их или делал замечания в очень вежливой форме. В 3 года эти замечания особенно не волновали детей – они спокойно продолжали интересное для них занятие, не беспокоясь о том, как оценивает их действия взрослый. У детей 5 лет, напротив, появилась обостренная чувствительность к оценкам взрослого. Каждое его замечание вызывало обиду – дети хмурились, отворачивались от взрослого, а если таких замечаний было слишком много, вообще отказывались выполнять задание. К 6-7 годам отношение к оценкам старшего становилось более спокойным и деловым, дети уже не обижались на замечания взрослого, а стремились что-то изменить в своих действиях.
Таким образом, потребность в похвале взрослого наиболее остро проявляется в середине дошкольного возраста, и удовлетворить эту потребность можно только серьезным, уважительным отношением к интересам ребенка и подробным ответом на его вопросы.
Итак, отвечать на вопросы дошкольников важно, потому что:
во-первых, ответы на вопросы ребенка обогащают его представления о мире, дают новые знания;
во-вторых, ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка;
в-третьих, отвечая на вопросы дошкольника, взрослый удовлетворяет его потребность в уважении.
Однако ответы взрослого не просто отпечатываются в сознании ребенка, а подвергаются определенной обработке. Малыши выделяют в сообщениях взрослых только то, что отвечает их интересам, уровню их понимания, и по-своему преломляют эти сообщения. Кроме того, дети разного возраста воспринимают сообщения взрослого с разной степенью критичности.
https://www.defectologiya.pro
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей ребёнка
Практическая консультация для родителей
Творческие способности могут проявляться только в деятельности. Для детей это в первую очередь продуктивная деятельность (рисование, лепка и конструирование) и игра:
- Игра «Какая весна (зима, погода, собака и т.д.)». При регулярном проведении таких упражнений объём подобранных определений к заданному слову у детей значительно увеличивается уже через несколько недель, появляются и достаточно оригинальные варианты ответов (осень - нежная, красная, сонная, солнечная, ветреная, унылая, нарядная, плачущая, поэтичная, дрожащая и др.).
Игра «Что общего между?..».
Ребёнку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например, что общего между апельсином и лимоном? Постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне непохожие, например, что общего между мухомором и пожарной машиной? (варианты детских ответов: они могут быть мокрыми от дождя; красными; нарисованными; вылепленными из пластилина; приснившимися и т.д.).
Упражнение «Что можно сделать из?..».
Ребёнку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (консервной банки, газеты, фольги и др.).
Игра «Хорошо-плохо».
Ребёнку предлагается, выбрав хорошо знакомый объект, выделить позитивные и негативные проявления его существования. Например, цыплята. Хорошо: мягкие, пушистые, не кусаются, когда вырастают-несут яйца, петушки охраняют своих курочек от чужих. Плохо: в огороде клюют клубнику, огурцы, когда вырастут, могут клюнуть человека.
Задание «Придумай и изобрази».
Рисование фантастических предметов и несуществующих животных.
Упражнение «На что похоже?».
Ребёнку предлагается узнавать и называть в неопределённых графических формах (чернильные пятна, кляксы, каракули) различные знакомые предметы.
- Отгадывание загадок.
- Придумывание сказок.
По предложенному взрослым началу изменять заимствованные из сказок ситуации, наделять реальных героев фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки, придумывать новое окончание знакомой сказки. Затем можно предложить составлять сказки на самостоятельно выбранную тему.
Предварительный просмотр:
«Ребёнок и очки»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "
Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....
консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...
Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...
Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)
В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...
Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»
Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....
Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.
Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар http://my.we...
Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.
Консультация для родителей по пожарной безопасности....