Обучение дошкольников элементам грамоты
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная задача овладение нормами и правилами родного языка . В старшей группе приобретение навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. .В подготовительной группе знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладение слоговым и слитным способами чтения.
Основные компоненты Сформированность звуковой стороны речи Полная сформированность фонематических процессов,; Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
этапы Подготовительный этап (неречевые звуки) Основной этап . Добуквенный период (звуки речи) - знакомство с гласными звуками. - знакомство с согласными звуками. Буквенный период (звук-буква) -знакомство с буквами.
Подготовительный этап. звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:) Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
Знакомство с гласными звуками. воздух не встречает препятствий -звук гласный (используем карточку красного цвета). В образовании звука участвует голос.
Знакомство с гласными звуками В русском языке 6 гласных звуко в: [а] [о] [у] [э] [ ы ] [и] А-О-У-Э -Ы-И – ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ МОИ. ИХ НЕТРУДНО ПЕРЕЧЕСТЬ. ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РОВНО ШЕСТЬ.
Звуков [ е, ё, ю , я ] не быв ает НИКОГДА ! Для обозначения гласных звуков на письме в русском языке 10 букв : гласные I РЯДА обозначают твёрдость согласных звуков гласные II РЯДА обозначают мягкость согласных звуков а о у э ы я ё ю е и
Игры: «Немые звуки» «Фотография звука» "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл ): «Разложи картинки»
порядок работы над гласными звуками Выделение данного звука среди других звуков о, ы , а , у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа); Выделение данного звука из ряда слогов (оп, ун , ат , ам , от, ас ); Выделение данного звука среди слов (ослик, автобус , аист , Аля , урок); Выделение слов из текста на заданный звук. (Аля с Аликом гуляли в саду астры собирали)
Позиция звука в слове
Знакомство с согласными звуками Согласные звуки Мягкий звук –« ласковый », твердый –« строгий ». Для определения звонкости и глухости согласного, используем прием с горлышком : Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит .
Звуки Буквы Знакомим детей с правилом: « Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Знакомство с согласными звуками.
Символика согласных
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности: 1 . Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно. 2. Произнеси слово по слогам. 3 . Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4 . Обозначь выделенный звук фишкой. 5 . Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его и т.д. 6 . Прочитай по фишкам слово целиком. 7 . Ответь на вопросы: - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных? - сколько слогов? - сколько согласных?
Знакомство с буквами.
Написать букву в воздухе, на столе; Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы; Вырывать из бумаги образ буквы; Получить в подарок букву; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета: Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей
Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....
Презентация на тему: «Творческий подход в процессе обучения дошкольников нотной грамоте на музыкальных занятиях в ДОУ»
Предлагаю Вашему вниманию презентацию по знакомству с нотами в стихах "Мишка в домике сидит"...
«Обучение дошкольников элементам грамоты»
Консультация для родителей «Обучение дошкольников элементам грамоты»....
Обучение дошкольников элементам грамоты
Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие ф...
Обучение грамоте (элементы грамоты и письма)
Программа составлена на основе программы и пособий Колесниковой Е.В. «От звука к букве», «Я начинаю читать» Цель: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.Задачи: ...
Консультация для родителей: "Обучение дошкольников элементам грамоты", январь 2022г.
В консультации говорится о методах и приемах обучения детей дошкольного возраста элементам грамоты....
ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Обучение дошколят элементам грамоты"
Уважаемые коллеги, данную интерактивную Памятку можно использовать на логопедических тренингах как для педагогов, так и для родителей.С помощью презентации Вы сможете систематизировать свои знания при...