картотека пальчиковых игр
картотека
Предварительный просмотр:
Прилетели гули Прилетели гули, Гули-голубочки. (махать руками, как крылышками) Сели на головку, На головку дочке. (положить руки на голову) Ты, моя дочка, Помаши ладошкой, Кыш-кыш-кыш! (махать руками, «прогоняя гулю») Бабушка Бабушка очки надела И внучаток разглядела. (Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках.) гр. Мы платочки постираем Мы платочки постираем, Крепко-крепко их потрем. (пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку) А потом повыжимаем, Мы платочки отожмем. (выполнять движение «выжимаем белье») А теперь мы все платочки Так встряхнем, так встряхнем. (пальцы свободные, легкие движения кистями вверх-вниз) А теперь платки погладим, Мы погладим утюгом. («гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой) А теперь платочки сложим И в шкаф положим. (хлопки одной ладошкой по другой, и положить руки на колени) гр. Кот Мурлыка Вот кот Мурлыка ходит, Он все за мышкой бродит. (легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка») Мышка, мышка, берегись, Смотри, коту не попадись. (погрозить пальчиком левой руки, затем правой) «А-а-а-ам!» (сделать резкое движение пальцами обеих рук – «кошечка» - и сжать пальцы в кулаки) гр. Семья Этот пальчик - бабушка, (указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки) Этот пальчик - дедушка, (дотронуться до указательного пальца) Этот пальчик - мамочка, (дотронуться до среднего пальца) Этот пальчик - папочка, (дотронуться до безымянного пальца) А этот пальчик – я. (дотронуться до мизинца) А это – вся моя семья! (выполнить движение «фонарик» или положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это упражнение, поменяв руки.) гр. Коза Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, (Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук.) Ножками топ-топ, (Пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку.) Глазками хлоп-хлоп, (Большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными.) Кто кашу не ест, (погрозить указательным пальцем правой руки) Кто молоко не пьет – (погрозить указательным пальцем левой руки) Того забодаю, забодаю, забодаю! (выполнить первое движение «коза») гр. Жук Жук летит, Жук жужжит И усами шевелит. (Пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец выпрямлены, шевелить ими.) Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять. (сжимать и разжимать пальцы) Вышли пальчики гулять. (выполнять движение «фонарики») Раз, два, три, четыре, пять. (сжимать и разжимать пальцы) В домик спрятались опять. (сжать руки в кулаки) Снежок Белый снег пушистый (ритмично, плавно опускать руки вниз) В воздухе кружится. (выполнять круговые движения кистями рук) И на землю тихо Падает, ложится. (ритмично, плавно опускать руки вниз) А потом, а потом (имитация сгребания снега) Мы из снега слепим ком. (выполнять движение «пирожки») Ух! (бросить снежок вперед) Шарик Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.) Он становится большой. (медленно развести руки в стороны) Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши) Воздух вышел, (подуть на сложенные ладони) Стал он тонкий и худой. (снова собрать пальцы в щепотку) . Замок На двери весит замок. Кто его открыть бы мог? (ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок) Потянули, (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе) Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга) И открыли! (пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны) Есть такая палочка Есть такая палочка, палочка-стукалочка. (стучать пальчиком о пальчик) Застукалкой постучишь – Вылетает синий чиж. (поочередно соединять одноименные пальцы) Чижик знает песенку Про мышат, про лесенку: (соединить руки в «замок», пошевелить пальчиками.) «Как по лесенке гурьбой Лезли мышки в кладовой. (повернув руки ладонями к себе, укладывать пальчики друг на друга боковой поверхностью – «лестницей»: вкладывать палец одной руки между пальцами другой) Лесенка свалилась, (резко повернуть одну руку ладонью вниз, положить на нее другую ладонь) Мыши покатились». (от плечей «пробежаться» пальчиками по телу до колен, уронить кисти рук вниз – «мышки покатились») Дружат в нашей группе Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяются в замок) Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (ритмичное касание пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять. (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца) Начинай считать опять: (руки опустить вниз, встряхнуть кистями) Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. Мы делили апельсин Мы делили апельсин. (пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев) Апельсин всего один. (Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням, остальные пальцы поднять вверх.) Эта долька – для кота, (загнуть указательные пальцы) Эта долька – для ежа, (загнуть средние пальцы) Эта долька – для улитки, (загнуть безымянные пальцы) Эта долька – для чижа, (загнуть мизинцы) Ну, а волку – кожура. (поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз) Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем) Разбегайтесь кто куда! (спрятать руки за спину) Кулачки Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем (поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке) Разогнуться и подняться, (ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики, широко их расставляя) Пальчик к пальчику прижаться. (ритмично прижимать одноименные пальцы) Вышла кошечка Вышла кошечка вперед, (указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху – как «ушки», остальные пальцы прижаты к ладони: большой палец придерживает средний и безымянный) К нам идет, хвостом играет. (левой ладонью махать у основания правой кисти) Ей навстречу их ворот (соединить перед собой кончики средних пальцев – «воротики», ладони перед собой, большие пальцы выпрямить.) Две собаки выбегают. (указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе) Крючочки Это наши мальчики, маленькие пальчики. (энергично и ритмично выполнять кистями рук движение «фонарики») Крепко держатся дружочки, Не разжать нам их крючочки. (сцепить мизинцы обеих рук и тянуть в разные стороны) А еще мы можем так: (движение «фонарики») Вот ладонь, а вот кулак, Хочешь, тоже делай так – То ладонь, а то – кулак! (энергично разжимать и сжимать в кулачки пальцы обеих рук) Замок-чудак На двери замок-чудак. Не открыть его никак. (пальцы сцеплены в замок) Я его и так, я его и сяк, я его туда, я его сюда. (несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны) Ну, никак не открывается! (выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок») Вынул связку я ключей – ну-ка, ключик, поскорей! (энергично встряхивать кистью одной руки) Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. (поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой) Этот ключик – от сарая. (поднять большой палец вверх) Вынул связку я другую. Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. (те же движения выполнить другой рукой) Этот ключик – от рояля. (поднять большой палец вверх) Дверка, миленькая, откройся! - Входите, пожалуйста! (развести руки в стороны) Гномы Стали гномы гостей приглашать. (указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки) Стали гномы гостей угощать. (указательным левой правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки) Каждому гостю досталось варенье, («намазывать» варенье на кончик каждого пальца) Пальчики склеило то угощенье. (последовательно, начиная с большого пальца, соединять подушечки одноименных пальцев; пальцы широко расставлены) Плотно прижались ладошка к ладошке. (крепко прижать ладони одна к другой) Гости не могут взять даже ложки! (плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо) Мостик Вот мостик горбатый. (пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой) Вот козлик рогатый. (правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони; указательный палец и мизинец выставить вперед) На мостике встретил он серого братца. (сделать «козу» левой рукой) Упрямцу с упрямцем Опасно встречаться. И с козликом козлик стали бодаться. (соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук) Бодались, бодались, Сражались, сражались, (не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую) И в речке глубокой вдвоем оказались. (разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз) Сороконожки Две сороконожки Бежали по дорожке (пальцы правой руки «бегут» по левой руке, пальцы левой руки «бегут» по правой руке) Побежали, побежали И друг дружечку догнали! (пальцы встречаются на груди) Так друг дружечку обняли, (сцепить пальцы в «замок», потянуть сцепленные пальцы в стороны) Что едва мы их разняли. (расцепить пальцы) Пять поросят-2 Два пухлых поросенка Готовят винегрет, (большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать) Два ловких и умелых готовят всем омлет, (выполнять «моталочку» указательными пальцами) Два сильных и высоких в столовой моют пол, (водить по столу вперед-назад кончиками средних пальцев) Два аккуратных ставят еду на чистый стол, (подушечками безымянных пальцев нажимать в нескольких местах по коленкам или по столу) Два маленьких, веселых всем песенки поют. (мизинчики «скачут» вместе или по очереди) И снова поросята гурьбой гулять идут. (все пальчики «бегут» по столу) | Шаловливые пальчики Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками. Потом пальчики прячутся – дети сжимают пальчики в кулачки. Повторить несколько раз: «Играют – прячутся, Играют – прячутся». Тики-так (Все пальцы собраны в кулачок.) Тики-так, тики-так, Так ходики стучат. (указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо-влево) Туки-так, туки-так, Так колеса стучат. (пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцев от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга) Туки-ток, туки-ток, Так стучит молоток. (сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку) гр. Наша бабушка Наша бабушка идет (хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой руками) И корзиночку несет. (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки) Села тихо в уголочек, (положить руки на колени) Вяжет деточкам чулочек. (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах) Вдруг котята прибежали И клубочки подобрали. (мягкими движениями рук выполнять движение «кошечка») Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны) Как же мне вязать чулочки? (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах) Пальчиковые игры – Ладушки – младшая гр. Сорока Сорока-белобока, (скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы) Кашку варила, Детишек кормила. (указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки. Перевернуть ладошку левой руки, пальцы широко разведены. По очереди загибать пальчики:) Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, Этому дала. (от мизинца до большого) гр. Две тетери Как на нашем на лугу (пальцы широко расставлены, легкие движения вверх-вниз кистями рук, ладонями вниз) Стоит чашка творогу. (соединить перед собой руки, сделав круг) Прилетели две тетери, (помахать кистями рук, как крыльями) Поклевали, (соединить большой и указательный пальцы на обеих руках – «клюв») Улетели. (помахать руками) Овечки На лугу стоят овечки, (указательные пальцы приложить к голове в области виска – сделать маленькие ушки, покачать слегка головой) Шерсть закручена в колечки. (поочередно соединить с большим пальчиком указательный, средний, безымянный и мизинец, выполнять сразу двумя руками) А играет для овечек На свирели человечек. (имитировать игру на дудочке) Побежали вдоль реки Побежали вдоль реки Дети наперегонки. (движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям – пальчики бегут) гр. Капуста Что за скрип? Что за хруст? (сжимать и разжимать пальцы) Это что еще за куст? (соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими) Как же быть без хруста? Если я – капуста! (сделать из пальцев «шар») Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз) Мы морковку трем, (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга) Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью) Мы капусту жмем. (интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки) Овечка Вот кудрявая овечка. (играть растопыренными пальчиками) Шерстка белая в колечках. (поочередно соединять все пальцы с большим в «колечки») Шерстка мягкая, густая – Шубка у овцы такая! (выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка») Два ежа Шли по лесу два ежа, Шли спокойно, не спеша. (поочередно хлопать ладонями по коленям) На спине иголки Длинные и колкие. (резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак) Чуть шуршали листьями (круговые движения ладошкой по ладошке) И травкой зубки чистили. (указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов) Пекарь Пекарь, пекарь из муки Испеки нам колобки. (выполнять движение «печем пирожки») Да сушки – Ванюшке, (соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно) Да баранки – Танюшке, (соединить большие пальцы и указательные) Да бублики – Гришке, (слегка раздвинуть руки в стороны) Да крендель – Маришке. (кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны) . Поросята Две свинки (сжать пальцы обеих рук в кулачки, большой палец поднять) В загоне у фермера жили, (сделать из пальчиков «плетень») И между собою толстушки дружили. (сложить руки в замочек) У каждой росло по четыре ребенка – Четыре веселых смешных поросенка, (большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами) И вместе все восемь любили играть, Плескаться в воде, кувыркаться, плясать (выполнять произвольные движения руками) А вечер настанет – и к маме бегут, (большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами) Лягут в загоне и вместе заснут. (сделать из пальчиков «плетень») Зайка Скачет зайка косой (выпрямить указательный и средний пальцы левой руки, остальные соединить) Под высокой сосной. (ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить) Под другою сосной (ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить) Скачет зайка второй. (выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить) Коза и козленок Идет коза рогатая, идет коза бодатая. (указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем) К ней козленочек спешит, колокольчиком звенит. (пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук вниз, потрясти ими) За козленком бежит волк (одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук) И зубами щелк да щелк! (Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы.) Рассердилась тут коза: (попеременно стучать кулачком о кулачок) «Волку выколю глаза!» (указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные – прижать к ладони большим пальцем) Птички прилетели Птички прилетели, (соединить пальчики обеих рук в «клювики») Крыльями махали, (махи ладонями с широко расставленными пальцами) На деревья сели, (руки вверх, все пальцы широко расставить) Вместе отдыхали. (соединить пальчики обеих рук в «клювики») Цветок Вырос цветок на поляне, (руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их, как «бутон») Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук) Всем лепесткам красоту и питанье (выполнять ритмичные движения пальцами вместе - врозь) Дружно дают корешки под землей. (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими) Мама Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. - Мама, мама! (мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга) - Что, что, что? (три раза касаются друг друга указательные пальцы) - Гости едут. (снова касаются друг друга мизинцы) - Ну и что? (соприкасаются указательные) - Здрасьте, здрасьте! (безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки) - Чмок, чмок, чмок! (эти же пальцы «целуются» - легкое касание) - Здрасьте, здрасьте! (безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки) - Чмок, чмок, чмок! (эти же пальцы «целуются» - легкое касание) . В гости В гости к пальчику большому (руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням) Пробегали прямо к дому (энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами) Указательный и средний (прижать к ладони те пальцы, о которых говорится) Безымянный и последний – Сам мизинчик-малышок (пошевелить мизинцами и сжать пальцы в кулачки) Постучался на порог. (постучать кулачком о кулачок) Все пальчики – друзья. (пожать ладошкой ладошку) Друг без друга нам нельзя! (пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки) . Утро настало Утро настало, солнышко встало. (кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками») - Эй, братец Федя, разбуди соседей! (четыре пальца правой руки сжать в кулак; большой палец поднять вверх и выполнять им круговые движения) - Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка-Митрошка! (большим и указательным пальцами правой руки щелкать по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого пальца) Привет, ладошка! (щелчок в центр ладошки) Все потянулись… И проснулись! (руки поднять вверх, пальцы растопырить и быстро пошевелить ими) Паук У тебя, скажи, паук, (соединить большой палец левой руки с мизинцем правой) Сколько ног и сколько рук? (Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т.д.) Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног? (поочередно соединять одноименные пальцы рук) - Когда лапы по дорожке Ходят – это мои ножки. (запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинуть пальцы и плавно пошевелить ими) Если попадутся мухи, (прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить) Лапы цапнут их, как руки! (не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку») Пять поросят-1 Пальцы обеих рук сжаты в кулачки. Два пухлых поросенка купаются в пруду, (большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать) Два ловких поросенка играют в чехарду, (указательными пальцами обеих рук поочередно стучать пальчик о пальчик) Два сильных и высоких играют в баскетбол, (два средних пальца слегка поднимать и опускать – «подбрасывать мяч») Два самых быстроногих Бегут гонять футбол, (шевелить безымянными пальцами) Два маленьких, веселых Танцуют и поют. (мизинчики «скачут» вместе или по очереди) Потом все поросята обедать в дом идут. (пальчики «шагают» по коленям) Паучок Паучок, паучок паутину сшил. (соединять поочередно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки) Вдруг закапал дождик – Паутину смыл. (ритмичными движениями касаться одноименных пальцев рук) Вот и солнце вышло, Стало подсыхать. (поднимать вверх руки с широко раздвинутыми пальчиками) Паучок, паучок трудится опять. (соединять поочередно мизинец правой руки с большим пальцем левой руки и мизинец левой руки с большим пальцем правой руки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр
Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку....
Картотека "Пальчиковые игры"
Данные пальчиковые игры собраны из различных источников: интернет, журналы, книги....
Картотека пальчиковой гимнастики
картотека...
картотека пальчиковых игр по развитию речи
картотека пальчиковых игр по развитию речи по различным лексическим темам, средняя группа...
Картотека пальчиковых игр
Пальчиковые игры...
картотека пальчиковых игр
Развивая руки ребенка, мы развиваем его речь....
Картотека пальчиковых игр
Картотека пальчиковых игр...