Гигиена на каждый день
методическая разработка (11 класс)
В ходе эвристической беседы школьники познакомятся с основными азами личной гигиены
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа о личной гигиене | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИГИЕНА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
(Выступление на родительском педвсеобуче от 03.02.2009 года).
Автор: /Александрова Л.Ю.,
классный руководитель 11 класса.
Слово «гигиена» происходит от имени мифологической богини Гигиеи — дочери бога врачевания Эскулапа, с ее именем олицетворялась чистота тела. Сейчас гигиена — это наука о влиянии различных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.
С работоспособностью обычно связывают способность человека длительно и интенсивно выполнять какую-либо работу (умственную или физическую). Если внимательно понаблюдать за собой во время работы, то можно убедиться, что максимальные результаты или продуктивность достигаются не сразу, а лишь спустя некоторое время. Организм должен сперва войти в работу, или вработаться. Время, за которое организм достигает максимального и устойчивого уровня производительности, называют периодом врабатывания. Существование этого периода обусловлено тем, что организм не может сразу же перестроиться: необходимо некоторое время, за которое физиологические системы изменят режим работы на более интенсивный и произойдет согласование работы различных органов в новых условиях. В период врабатывания интенсивность деятельности физиологических систем постепенно нарастает и достигает определенного уровня, на котором она удерживается в течение некоторого времени.
Любая работа требует расхода энергии, внутренних ресурсов организма. В процессе работы в организме накапливаются такие вещества, которые подлежат удалению. В результате этого возникает утомление — снижение дееспособности организма. Утомление подкрадывается исподволь, незаметно; при этом ощущается недомогание, пропадает желание дальше продолжать работу. Необходим некоторый период покоя, отдыха для восстановления способности организма дальше продолжать работу.
Любые изменения работоспособности, прежде всего, сказываются на самочувствии, т. е. на субъективном ощущении здоровья.
Вот характерные признаки изменения самочувствия при наступлении утомления: снижение работоспособности, появление усталости даже при небольшой умственной нагрузке, которая нередко сопровождается головной болью. При начальных стадиях утомления умственная работоспособность снижается незначительно, понижается интерес к работе, может возникнуть неустойчивость настроения. Однако волевыми усилиями работоспособность может быть восстановлена. При более выраженных степенях утомления появляется раздражительность, умственная работоспособность снижается, ослабляются внимание и память, возникает сонливость даже днем.
Усталость наступает тем быстрее, чем интенсивнее ведется работа. Если при появлении усталости работа не прекращается, то работоспособность через некоторое время катастрофически падает и для ее восстановления требуется гораздо больше времени. Отсюда правило: прекрати работу, как только почувствуешь усталость. Утомление — это сигнал к отдыху, к переключению на другой вид деятельности.
В школе работой учащихся руководит учитель, подавая команды начала и окончания того или иного вида деятельности. Дома каждый подросток предоставлен самому себе и сам должен следить за правильным чередованием труда и отдыха, как во время приготовления домашних заданий, так и во время физических упражнений или тренировки. Обычно для подростков рекомендуется перерыв в работе через каждые 45 минут. Такой режим работы в большей мере соответствует возрастным возможностям организма. Десяти минутный перерыв, во время которого следует подвигаться, сделать несколько физических упражнений, восстанавливает силы, повышает внимание. Анкета среди школьников 8 класса показала, что ребята во время приготовления уроков прерываются на отдых. Есть ребята, которые начинают выполнение уроков очень поздно в 19.00 и 21.00 часов.
Важно также, чтобы в процессе работы ничто не отвлекало внимание от основного задания. Некоторые ребята ухитряются готовить уроки при включенном телевизоре или под музыку. Между тем это резко снижает внимание и ухудшает качество работы. Вот пример. В 30-е годы в одном из небольших районов Швейцарии на некоторое время было запрещено движение автомобилей — за этот период уровень успеваемости школьников в данном месте был выше, чем в других. Объясняется это явление просто: шум движущегося транспорта, сигналы, подаваемые автомобилями, снижают внимание учащихся, а вместе с тем уменьшают их работоспособность. Поэтому-то и важны тишина и покой для умственной работы. Посоветуйте ребятам выключать музыку и телевизор.
Наиболее интенсивно организм восстанавливает свои силы в ночной период — во время сна. Глубокий полноценный сон в течение 9—10 часов в хорошо проветренном помещении — непременное условие высокой работоспособности организма. Исходя из выше изложенного, подросток должен ложиться спать в 21.00 часов. Но по анкетам ребята ложатся спать некоторые в 23.00 и 24.00 часов.
В процессе учебы главной причиной утомления является относительно однообразный труд, при котором отсутствует необходимая физическая активность, а отдельные группы мышц, обеспечивающие поддержание позы тела при сидении, испытывают чрезмерное напряжение. Поэтому основное в режиме дня — дать возможность организму как можно больше двигаться. Люди давно знают о пользе движений. В Древней Элладе говорили: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Потребность организма в движениях достаточно высока. Специалисты считают, что она составляет примерно 20—25 тысяч шагов в сутки. Иными словами, если всю двигательную активность человека перевести в шаги, то за сутки он должен преодолевать расстояние примерно в 15 км. По анкетам ребята любят добираться до школы на автобусе, мало находятся на свежем воздухе. Двигательная активность удовлетворяется путем естественных движений и специальных физических упражнений (утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, спортивный ежедневный час и т. п.). Важно при этом, чтобы физические упражнения выполнялись с достаточной интенсивностью.
Об интенсивности физической нагрузки судят по частоте сердечных сокращений — пульсу. При физической нагрузке частота сердечных сокращений возрастает, так как требуется больший приток крови к работающим мышцам. Для подростков при самостоятельных занятиях физическими упражнениями оптимальной считается нагрузка при пульсе, не превышающем 130 ударов. Считать пульс надо сразу же после выполнения упражнений в течение 15 сек., а результат умножить на 4: таким образом, вы узнаете число сокращений сердца в 1 мин. Сразу это делать необходимо потому, что после прекращения упражнения пульс сравнительно быстро снижается. В этом вы можете убедиться сами, если подсчитаете пульс раздельно каждые 15 сек. в течение 1 мин.
Следить за физической нагрузкой можно и по частоте дыхания. В покое она составляет примерно 15—17 вдохов и выдохов в 1 мин., по мере увеличения интенсивности физической нагрузки она возрастает до 20—25. При выполнении физических упражнений надо давать достаточный отдых организму. Так, сделав какое-нибудь упражнение, не следует начинать другого, пока частота дыхания не снизится до исходного состояния, т. е. до такого, какое было до начала упражнения.
В процессе учебы очень большая нагрузка падает на орган зрения. Надо сказать, что 90% информации человек получает благодаря зрению. Поэтому в процессе работы необходимо соблюдать основные гигиенические правила, чтобы сохранить зрение и жить без очков. Прежде всего, не следует забывать ежегодно, проверять свое зрение у врача. Имеются специальные упражнения для снятия напряжения глаз: во время работы, если глаза устали, отведи их в сторону, поморгай, сделай широкие вращательные движения глазами, затем закрой их, откинься на спинку стула и расслабься. Всего 1 мин потребуется на эти упражнения — и настройка глаз на хорошее видение улучшится. Дома важно соблюдать гигиенические правила работы. Настольная лампа должна быть с непрозрачным колпаком и установлена с левой стороны. Не забывай — при чтении глаза должны оставаться в тени! Приучи себя делать перерыв в работе через каждые 45 мин. Если ты страдаешь близорукостью, то перерывы в работе надо делать через каждые 20—25 мин. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии 30 см (книгу лучше расположить на специальной подставке примерно под углом 45—50°). Отдых во время чтения обязателен. По анкете в классе имеют заболевание живота – 2, зрения – 3. желудка – 2, нервов – 2, давления – 1.
Важный принцип рационального питания — строгое соблюдение режима. У школьников должен быть 4—5-кратный прием пищи, примерно с 3—4-часовыми перерывами. Перед уходом в школу необходимо завтракать. В школе обычно дают второй горячий или молочно-фруктовый завтрак. По возвращении из школы — обед. Ужинают примерно за 1,5— 2 часа до сна. Пища должна быть жидкой, легко усвояемой. Есть ребята, которые не только не завтракают дома, но и не обедают в школе. Что сказывается на их здоровье и работоспособности.
ЗАКАЛИВАЙ СЕБЯ ПОСТОЯННО
По анкете почти все ребята не пользуются закаливанием, хотя весна самое неблагоприятное время для заболевания гриппом. Современные комфортные условия жилья, одежда, транспорт резко снизили неблагоприятное влияние погодных условий. Между тем, закаливая организм, мы тем самым повышаем его сопротивляемость простудным заболеваниям. Для закаливания используют воздух, солнце и воду. Самое главное в закаливании — это ежедневное повторение процедур.
Закаливание воздухом можно проводить в любое время года. Летом — при открытых окнах, зимой — при открытой форточке или фрамуге. Хорошо открывать их и во время сна, утренней зарядки, а также в то время, когда ты готовишь уроки. Свежий, чистый, прохладный воздух бодрит, способствует лучшему насыщению крови кислородом, повышает тонус нервной системы. Воздушные утренние ванны лучше принимать при максимально обнаженной поверхности тела (мальчики надевают трусы и майку, девочки — гимнастический купальник). Закаливание воздухом можно проводить во время прогулок, походов, спортивных игр.
Закаливание солнцем — это так называемые солнечные ванны. Лучше всего их принимать в утренние часы недалеко от водоема или леса при температуре, воздуха не ниже 18°. Солнечные лучи оказывают благоприятный эффект на организм: повышается тонус кровеносных сосудов кожи, очищаются Поры и выводные протоки многочисленных сальных и потовых желез. Под влиянием солнечных лучей в коже образуется витамин Д, очень необходимый для роста костей.
Следует помнить, что для подростка находиться под прямыми лучами солнца более 30 мин не рекомендуется, необходимо делать перерывы или отдохнуть в тени 15—20 мин. Стремление быстро загореть может привести к ожогам кожи, вызвать сильную головную боль, обморочное состояние и другие неблагоприятные явления.
Закаливание водой полезно в любое время года. К нему относятся обтирания тела, общие и ножные ванны, душ, купание в море, озере, бассейне. Начинать лучше всего с обтирания тела влажным полотенцем или губкой (температура воды должна быть около 30°). Каждые последующие 2—3 дня температуру воды можно снижать на 1 °, доводя ее постепенно до 15—16°. К обливаниям водой или душу можно перейти после того, как организм привыкнет к обтираниям. При этом первоначально температура воды должна быть не ниже 33—35°, а продолжительность процедуры — 1—3 мин. Постепенно (каждую неделю на 1°) температура воды может быть снижена до 20—1.5°. После душа, обливания, как и после купания, следует растереть тело сухим полотенцем до появления тепла.
Для предупреждения простудных заболеваний полезны ежедневные ножные ванны в течение 2—3 мин. при температуре воды 10— 15°. Однако приучать себя к этой процедуре также надо постепенно (начальная температура 30°, затем она снижается на 1'
Закаливание при многократных повторениях и небольших дозах тренирует защитные силы организма, и у него возрастает устойчивость к заболеваниям. Отсюда вытекает основное правило закаливания — регулярность! Помни, что настойчивость в любом деле, а при закаливании особенно, вырабатывает характер.
Давайте вместе бороться с вредными привычками, которые влияют на наше здоровье. Среди них ложиться поздно спать, во время работы слушать музыку, есть не во время, сидеть не правильно за столом.
Главное соблюдать гигиену и режим дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...
Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!
Релаксация: отдохнете после трудного дня!!!...
Программа элективного курса по английскому языку "Глаголы на каждый день"
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов, которые хотят получить более полноепредставление об английских глаголах....
Вежливость каждый день
сценарий развлекательного экскурса в историю этикета для 8-10 классов...
Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"
Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...
Аффирмации на каждый день.
Аффирмации на каждый день. 1. Во мне заложен огромный потенциал роста. Я даю возможность проявиться своим лучшим качествам. Моя душа открыта для добра. Я люблю жизнь, и я проявляю жизнь во всей ...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"
Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность ребенка на вс...