Статья "Патриотическое воспитание младших школьников".
статья

Цыбырнак Светлана Анатольевна

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov1.odt35.49 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

воспитатель ГПД      

Апакидзе Тамара  Николаевна

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции.  

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Для современного российского общества наиболее важным является воспитание гражданина – патриота со следующими ценностными ориентациями:

- признающего гражданско – правовые нормы, принятые в обществе и государстве;

- любящего родной край, народ, его культуру, язык, обычаи, традиции;

- знающего гражданские права и свободы;

- верного Отечеству, его общественным институтам как социально – государственным образованиям;

- знающего и уважающего историю своей Родины, её историческое прошлое;

- понимающего, принимающего и исполняющего гражданские обязанности, патриотический долг;

- укрепляющего могущество Родины и готового к её защите;

- сознательно участвующего в созидательном труде на благо Родины.

На современном этапе развития нашего общества задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

  • формирование у детей системы знаний о своей Родине (сведения о родном крае, климате, природе страны, об особенностях быта, труда, культуры, традиций своего народа, знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, сведения о  жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание улиц, исторических памятников города).
  • воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни (активизация эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе).
  • включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний (формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относиться к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками).

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности и  носить систематический характер.  

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников

1.Беседа — метод убеждения.Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

2. Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).

3.Информационный час — одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания.Основное назначение информационного часа — приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны расширять знания детей об окружающем мире, учить работать с периодическими изданиями, воспитывать интерес к происходящим в стране событиям, формировать привычку читать детскую прессу.

4. Устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички.

5.Экскурсия. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.

6. Праздник — это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера.По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические.

Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни.

Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку.

Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.

Праздники искусств украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством.

Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

7. Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.

Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания.

Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.

8.Коллективное творческое дело.В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД:   «Встреча поколений», «Конкурс рисунков», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Рассказы о забытых героях», «У войны не детское лицо».

Учитывая психологические и возрастные особенности наших воспитанников, мы используем следующие формы и методы патриотической работы:

  • встречи с ветеранами  Великой Отечественной войны, ознакомление учащихся с письмами, дневниками, воспоминаниями участников войны,  проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми);
  • викторины и конкурсы «Знаешь ли ты свой город?», «История родного края», «Профессии людей нашего города»;
  • знакомство с народным фольклором, сказками, обрядами  и традициями народов России, проведение праздников («Люблю берёзку русскую», «Праздник русской матрёшки» и др.);
  • посещение спектаклей, выставок, музеев;
  • выпуски стенгазет, кружки художественного, декоративно-прикладного творчества, конкурсы художественной самодеятельности;
  • встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
  • спортивные мероприятия («Зарничка», смотр строя и песни);
  • экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по улицам города, к памятным историческим местам);
  • устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц», «Аллея славы»);
  • выставки рисунков и поделок («Наш родной край – Татарстан», «Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей»);
  • конкурсы проектов «Улицы нашего города», «Народы Поволжья», «Моя семья в истории России»).

Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов.  Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественной жизнь населения страны.

Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Давайте же решать все проблемы, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма, и передавать его своим ученикам.

Список литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – Москва: Изд-во «Айрис-пресс», 2002.

3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.

4. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4.

5. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5.

6. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.