Основные периоды развития семьи и функции членов семьи
консультация
Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи. При этом иногда в жизни семьи могут совмещаться функции, характерные для нескольких разных периодов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_periody_razvitiya_semi.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области
Основные периоды развития семьи
и функции членов семьи
Подготовила:
Черкашина Ольга Егоровна
педагог-психолог
п. Ивня
Основные периоды развития семьи
и функции членов семьи
Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех членов семьи, внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи. При этом иногда в жизни семьи могут совмещаться функции, характерные для нескольких разных периодов.
- Стадия формирования семьи.
Партнерские функции:
осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;
создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;
развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;
налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;
распределение времени между домом и работой;
выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;
беседы между супругами о браке и будущем семьи
2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.
Родительские функции:
привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;
забота о потребностях ребенка;
распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей.
Функции ребенка:
ребенок зависим от матери и начинает доверять ей появление привязанностей;
овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
приспособление к ожиданиям других людей;
развитие координации движений рук и глаз;
нахождение удобного ритма смены покоя и действия;
овладение словами, короткими фразами, речью.
3. Семья с ребенком дошкольного возраста.
Функции семьи и родителей:
развитие интересов и потребностей ребенка;
преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях;
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;
развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;
сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
Функции ребенка:
преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;
привыкание к самостоятельности;
выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов);
приспособление к запретам со стороны родителей;
проявление интереса к товарищам по играм;
стремление быть как мама или как папа.
4. Семья школьника.
Функции семьи и родителей:
воспитывать у детей интерес к научным и практическим знаниям;
поддержка увлечений ребенка;
дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;
сотрудничество с родителями других школьников.
Функции ребенка:
получение навыков, необходимых для школьного образования;
стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
знакомство с правилами поведения и моралью группы;
расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.
Функции семьи и родителей:
передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
подготовка к новому периоду жизни семьи;
определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие уважение к нему как уникальной личности.
Функции подростка:
положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
прояснение для себя роли мужчины и женщины;
ощущение принадлежности к своему поколению;
достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
выбор профессии, стремление к материальной независимости;
подготовка к дружбе со сверстником противоположного юла, браку и созданию семьи;
постепенное формирование собственного мировоззрения.
6. Семья с взрослым ребенком, выходящим в мир.
Функции родителей:
отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
внушение ребенку, что в любых, жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;
спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых:
осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;
создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);
положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером;
создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;
знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
7. Семья среднего возраста, «пустое гнездо».
Партнерские функции:
обновление супружеских отношений;
приспособление к возрастным физиологическим изменениям;
творческое, радостное использование большого количества свободного времени;
укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;
вхождение в роль бабушки (дедушки).
Функции взрослого ребенка:
заботливое, но независимое отношение к родителям;
поддержка их в новой роли пожилых людей.
8. Постаревшая семья.
Функции пожилых родителей:
осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;
изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;
приспособление к жизни на пенсии;
воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей;
подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;
подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.
Функции детей пожилых родителей:
наряду с функциями по развитию по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях;
помогать им, если это необходимо, материально и духовно;
подготовиться к окончательному уходу родителей;
подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему"Диагностика исследования эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи"
В статье говорится что, от особенностей эмоциональных отношений в семье во многом зависит становление характера ребёнка, формирование его эмоций и чувств....
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
Технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Члены семьи. Описание внешности."
Технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Члены семьи. Описание внешности". УМК "Spotlight 4", Unit 1, авторов Быкова Н.И., Дули Д....
Методическая разработка урока английского языка «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».4 класс
УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».Тип урока: урок обобщения знаний и применения их в повседневной жизни. Цель урока: Обуча...
«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....
Конспект урока "Моя семья и я. Любимые занятия членов семьи. Распорядок дня" + презентация
Данная разработка может послужит хорошей опорой при подготовке урока в начальной школе по теме "Моя семья. Любимые занятия членов семьи. Распорядок дня", направлена не только на отработку гр...
Методическая разработка дистанционного урока в 10 классе на тему "Функция y = cosx, свойства, график, периодичность, основной период. Применение свойств функции y = cosx."
Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Ознакомиться со свойствами функции y = cosx; ее графиком, периодичностью и основным периодом;Уметь применять свойства функции y = cosx при решении зада...