Как преодолеть трудности на письме
консультация
Как преодолеть трудности на письме
(аграмматическая дисграфия)
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rokomendatsi.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Как преодолеть трудности на письме
(аграмматическая дисграфия)
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.
Выделяют пять форм дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия, акустическая дисграфия.
Подробнее остановимся на аграмматической дисграфии.
Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Несколько советов родителям:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Упражнения, которые помогут в преодолении аграмматической дисграфии:
- Прочитай слова и соедини их линиями с нужным корнем
СНЕЖОК -СНЕГ(Ж)- НОСИК
СИЛУШКА -СИН- НОСИТЬ
СИЛЬНЫЙ -СИЛ- СНЕЖНАЯ
СИНИЙ СИЛАЧ
- Прочитай слова. Выдели в них приставку.
ЗАСТАВКА ПОГОНЩИК
ОБЪЕЗД НАСТУПЛЕНИЕ
ЗАГОВОР НАШИВКА
ПРИГЛАШЕНИЕ ОБГОНЯТЬ
ПРИЗЕМЛИТЬСЯ ВХОДНОЙ
- Помоги приставкам встать в слова так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.
Образец: приклеить – отклеить.
ПРИНЕСТИ_______________ ВПОЛЗТИ________________
ПРИВЯЗАТЬ______________ ВСКОЧИТЬ_______________
ПРИВЕЗТИ_______________ ВПУСТИТЬ_______________
ВОГНУТЬ________________ ВПОРХНУТЬ______________
- Замени словосочетание словом с приставкой.
Образец: часы на стене – настенные часы
Час перед рассветом______________________
Переход под землей______________________
Повязка на руке__________________________
Камни под водой_________________________
Шаг без шума____________________________
Совет без пользы_________________________
- Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие:
РУКА НОГА ДОМ
СТОЛ УСЫ НОС
- Вставь предлоги ОТ, ИЗ и запиши предложения.
Бабушка приехала ___деревни.
Бабушка приехала ___подруги.
Зрители выходили ___театра.
Зрители отошли ___театра.
Дым валит ___ трубы.
___ парохода валит дым.
- Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С, СО.
Лампу, стола, со, убрали_____________________________________________
Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на___________________________________
Маша, кашу, маслом, с, ела___________________________________________
- Вставь слова, обозначающие признаки предметов. Перепиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.
Первая прогулка.
На …тропинку из …кустов выскочил первый цыплёнок. Следом за ним второй цыплёнок. А потом и … цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих … цыплят на прогулку.
- Вместо точек написать слова: он, она, оно.
Образец: На столе яблоко. Оно сладкое.
Брат хорошо учится. ... отличник.
Мама пришла с работы. ... устала.
Пригревает солнышко. ... ласковое.
Зацвела липа. ... душистая.
Развевается флаг. ... большой.
Шумит море. ... огромное.
Дедушка любит пчёл. ... пчеловод.
Птицы оставили гнездо. ... опустело.
- Почему их так назвали? (Задание выполняется устно.)
Образец: Пчеловод разводит (кого) пчёл.
а) Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод;
б) пылесос, мясорубка, хлеборезка, водопровод, нефтепровод, газопровод, соковыжималка, скороварка, молниеотвод.
- Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.
Стол изготовлен из ... .
Стакан сделан из ... .
Сапоги сшиты из ... .
Коньки сделаны из ... .
Носки связаны из ... .
Шубка сшита из ... .
Слова для справок: шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей "Как преодолеть трудности обучения чтению"
Простые упражнения для тех, у кого дети испытывают трудности в обучении чтению....
Как преодолеть трудности в заучивании стихотворений
В статье рассказывается, о том что делать, если Ваш ребёнок не может выучить стихотворение....
Аграмматическая дисграфия, как преодолеть трудности на письме
Аграмматическая дисграфия, как преодолеть трудности на письме...
Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка
Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...
Заповеди для родителей: как преодолеть трудности в поведении
Данный материал содержит советы родителям...
Как преодолеть трудности чтения и письма
В статье представлен практический опыт по предупреждению и преодолению ошибок чтения и письма у учащихся начальной школы....
Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.
Тема моей работы по самообразованию – «Раннее обучение детей английскому языку с 1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...