Как преодолеть трудности на письме
консультация

Ивакина Екатерина Вячеславовна

Как преодолеть трудности на письме

(аграмматическая дисграфия)

 

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rokomendatsi.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Как преодолеть трудности на письме

(аграмматическая дисграфия)

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия, акустическая дисграфия.

Подробнее остановимся на аграмматической дисграфии.

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Несколько советов родителям:

  1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Упражнения, которые помогут в преодолении аграмматической дисграфии:

  1. Прочитай слова и соедини их линиями с нужным корнем

СНЕЖОК                        -СНЕГ(Ж)-                        НОСИК

СИЛУШКА                -СИН-                        НОСИТЬ

СИЛЬНЫЙ                        -СИЛ-                        СНЕЖНАЯ

СИНИЙ                                                        СИЛАЧ

  1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.

ЗАСТАВКА                        ПОГОНЩИК

ОБЪЕЗД                                НАСТУПЛЕНИЕ

ЗАГОВОР                                НАШИВКА

ПРИГЛАШЕНИЕ                ОБГОНЯТЬ

ПРИЗЕМЛИТЬСЯ                ВХОДНОЙ

  1. Помоги приставкам встать в слова так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить – отклеить.

ПРИНЕСТИ_______________                        ВПОЛЗТИ________________

ПРИВЯЗАТЬ______________                        ВСКОЧИТЬ_______________

ПРИВЕЗТИ_______________                                ВПУСТИТЬ_______________

ВОГНУТЬ________________                                ВПОРХНУТЬ______________

  1. Замени словосочетание словом с приставкой.

Образец: часы на стене – настенные часы

Час перед рассветом______________________

Переход под землей______________________

Повязка на руке__________________________

Камни под водой_________________________

Шаг без шума____________________________

Совет без пользы_________________________

  1. Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие:

РУКА                НОГА                ДОМ

СТОЛ                УСЫ                        НОС

  1. Вставь предлоги ОТ, ИЗ и запиши предложения.

Бабушка приехала ___деревни.

Бабушка приехала ___подруги.

Зрители выходили ___театра.

Зрители отошли ___театра.

Дым валит ___ трубы.

___ парохода валит дым.

  1. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С, СО.

Лампу, стола, со, убрали_____________________________________________

Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на___________________________________

Маша, кашу, маслом, с, ела___________________________________________

  1. Вставь слова, обозначающие признаки предметов. Перепиши текст и подпиши вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

Первая прогулка.

На …тропинку из …кустов выскочил первый цыплёнок. Следом за ним второй цыплёнок. А потом и … цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих … цыплят на прогулку.

  1. Вместо точек написать слова: он, она, оно.

Образец: На столе яблоко. Оно сладкое.

Брат хорошо учится. ... отличник.

Мама пришла с работы. ... устала.

Пригревает солнышко. ... ласковое.

Зацвела липа. ... душистая.

Развевается флаг. ... большой.

Шумит море. ... огромное.

Дедушка любит пчёл. ... пчеловод.

Птицы оставили гнездо. ... опустело.

  1. Почему их так назвали? (Задание выполняется устно.)

Образец: Пчеловод разводит (кого) пчёл.

а) Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод;

б) пылесос, мясорубка, хлеборезка, водопровод, нефтепровод, газопровод, соковыжималка, скороварка, молниеотвод.

  1. Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.

Стол изготовлен из ... .

Стакан сделан из ... .

Сапоги сшиты из ... .

Коньки сделаны из ... .

Носки связаны из ... .

Шубка сшита из ... .

Слова для справок: шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Как преодолеть трудности обучения чтению"

Простые упражнения для тех, у кого дети испытывают трудности в обучении чтению....

Как преодолеть трудности в заучивании стихотворений

В  статье  рассказывается, о том что делать, если Ваш ребёнок не может выучить стихотворение....

Аграмматическая дисграфия, как преодолеть трудности на письме

Аграмматическая дисграфия, как преодолеть трудности на письме...

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка

Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...

Заповеди для родителей: как преодолеть трудности в поведении

Данный материал содержит советы родителям...

Как преодолеть трудности чтения и письма

В статье представлен практический опыт по предупреждению и преодолению ошибок чтения и письма у учащихся начальной школы....

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Тема моей  работы по самообразованию – «Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...