Сценарий тренинга для родителей «Слушать ребенка. Как?»
методическая разработка

Медведева Наталья Александровна

Данный тренинг поможет познакомить родителей с техникой активного слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slushat_rebenka._kak.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

«Слушать ребенка. Как?»

Сценарий тренинга для родителей

Цель: познакомить родителей с техникой активного слушания.

Задачи:

  • Познакомиться ближе с родителями .
  • Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания
  • Провести совместный анализ ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком.
  • Научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях
  • Потренироваться использовать технику активного слушания

Материалы:

  • Мягкая игрушка
  • Формат бумаги А4,А3
  • Визитки
  • Карточки  с описанием различных ситуаций
  • Воздушные шарики
  • ________________________________________
  • ________________________________________
  • ________________________________________
  • ________________________________________
  • ________________________________________

Ведущие предлагают родителям зайти в класс и занять любое свободное место в полукруге.

Ведущий:

Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на наше собрание. Сегодня мы, психолог, педагог и воспитатель, работающие в вашем классе, проводим мероприятие в форме тренинга. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки, чтобы все знали, как к вам обращаться.

        Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители, и закончить следующее предложение: я пришел сюда…

Ведущий:

        Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.

        Перед  тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Разминка:

Нам необходимо разделиться на две группы по видимому признаку.

1 группа не дает упасть желтым шарикам.

2 группа не дает упасть красным шарикам.

Все вместе не дают упасть  зеленым шарикам.

Повторить несколько попыток.

Итог: все должны держать шарики в руках. До этого решения игроки должны дойти сами.

Обсуждение:

Шарик – проблема.

Не дать упасть шарику – решить проблему.

Руки – ресурсы, которые помогают решить проблемы.

Ведущий:

С помощью этой игры мы хотели вам показать, что проблемы решать в одиночку сложно. Всегда есть люди, которые смогут помочь справиться и решить эти проблемы.

Проблемы, которые связаны с нашими детьми, то же лучше решать вместе сообща, а не по отдельности.        

Ведущий:

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем, вспомним, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.

На листах бумаги запишите несколько вариантов ответов, которые вы говорите вашим детям, в случае если он плачет, потому что другой сломал или отобрал у него игрушку.

А теперь я прошу высказать то, что вы написали. Говорим по кругу, прошу мысли не повторять.

В это время другой ведущий вывешивает написанные на листах высказывания родителей на доску.

Ведущий:

Отлично, теперь другой вопрос: Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?. Работаем по тому же принципу.

Ведущий:

Прекрасно, но мне кажется, что дети от нас в эти минуты в первую очередь ждут понимания, а не родительских лекций и нотаций, а даже и порой угроз.

Ведущий:

Причина трудностей детей часто бывают спрятаны  в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка – мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом определив и обозначив его чувства.

Пример:

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше нее хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравиться..

Ведущий:

Сегодня мы предлагаем вам разыграть одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.

Ведущий предлагает желающим разыграть сценку.

Сценка:

        Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играет пятилетняя дочь и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинается дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущую дочь, а сзади – растерянный сын.

ДОЧЬ: У – у – у – у!

МАМА: Миша тебя обидел… (пауза).

ДОЧЬ: (продолжает плакать) Он меня урони – и – л!

МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…(пауза)

ДОЧЬ: (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.

МАМА: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала… (пауза)

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ:  (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).

МАМА: (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть…

ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне не интересно.

МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…  

Ведущий:

Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем  прописать  алгоритм действий этой техники.

Выдаются  чистые листы.

        

Представьте, что у вас случилась что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать в начале.

Родители высказывают свое мнение.

        

Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Вспомните только что разыгранную сцену.

Какое положение занимала мама, когда разговаривал с дочерью?

Участники должны сказать, что глаза ребенка и матери должны быть на одном уровне.

Ведущий:

Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: Занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно видимую информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать.

На панно появляется лист, на котором написан первый шаг в алгоритме по применению техники Активного слушания.

1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне)

Ведущий:

Вспомните, в какой форме беседовала мама?

Участники должны выйти на то,  что ответы матери звучали в утвердительной форме.

Ведущий:

Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

Пример

СЫН (с мрачным видом). Не буду больше водиться с Петей!

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить.

На листе и доске появляется вторая запись, второй пункт алгоритма.

2. Повтор услышанного от ребенка.

Ведущий:

Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.

На листе и доске появляется третья запись, третий пункт алгоритма.

3. Делать паузы между фразами.

Ведущий:

И самый главный момент – это обозначение чувства ребенка.

На листе и доске появляется четвертая запись, четвертый пункт алгоритма.

4. Обозначение чувства ребенка.

Ведущий:

Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства – в утвердительной форме.

На листе и доске появляется последняя запись, последний пункт алгоритма.

5. Чувства – в утвердительной форме.

Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты алгоритма и раздает каждому родителю алгоритм техники активного слушания..

Ведущий:

Если у вас возникли вопросы, сейчас самое время их задать. Отвечать на эти вопросы могут и сами родители.

Ведущий:

А теперь давайте потренируемся использовать технику АС.

Каждый из вас получит карточку, на которой описаны ситуации.

Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок. И написать вариант ответа родителей.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ответ родителей.

Дочь: «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка – хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось»

Ведущий:

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.

Участники без проблем справляются с предложенным задание.

Ведущий:

Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записывать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком.

Участники по желанию разбиваются на пары и с огромным удовольствием и интересом обсуждают различные ситуации,  с которыми сталкиваются в процессе общения с детьми. Затем записывают эти ситуации на карточки и отдают ведущему.

Ведущий:

Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной  ситуацией и попробовать ее показать, используя технику АС.

На данном этапе пары разыгрывали доставшиеся им ситуации, пробуя использовать технику АС. Было видно, как сложно участникам применять полученные знания на практике. Разыгрывание этих ситуаций помогло многим родителям понять, почему активное слушание не сработало.

Причина в основном сводилась к одному: родители не всегда понимали, почему ребенок ведет себя, так или иначе.

Ведущий:

Вы только что попробовали использовать технику АС. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам так и хочется задать ребенку вопрос и прокомментировать ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам эта техника активного слушания для общения с ребенком?

На доске появляется лист, на котором написано:

Результаты применения техники АС.

Родители по желанию высказывают свое мнение.

Ведущий:

Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника АС. Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.

Ведущий зачитывает.

Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.

Ребенок сам учится решать свои проблемы.

Ребенок начинает активно слушать родителей.

Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, т.е. меняются и сами родители.

Ведущий:

Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Мне понравилось сравнение, которое приводится в книге «Общаться с ребенком. Как?»

Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часами в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук, и все это нужно для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.

        Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

        Мы не будем сейчас давать оценку этой технике. Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:

  • Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?
  • Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?

Техника Активного слушания.

1 шаг.

Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему  поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

2 шаг.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможны неправильные реплики:

- А что случилось?

- Ты что, на него обиделся?

Помните фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия, которого ждут наши дети.

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложением очень незначительна, иногда это всего лиши интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок ответит: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начинать рассказывать о случившемся.

3 шаг.

Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает детям разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

4 шаг.

В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу…

ОТЕЦ: (после паузы): Ты на него обиделся… (обозначение чувства).

Иногда у родителе возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в нашем примере слово «водиться» отец заменил «дружить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей по теме «Безусловная любовь к ребенку»

Формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»; расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний....

Тренинг для родителей "Как помочь ребенку в овладении грамотой"

Проводится на родительском собрании для демонстрации игровых приемов формирования средств языка....

Занятие с элементами тренинга для родителей и учащихся «Слушать ребёнка, как?»

Цель:  Познакомить родителей и учащихся с техникой активного слушания, умения расслабления, создание дружеской атмосферы.Задачи:- Познакомиться ближе с родителями;- Выяснить у родителей, что они ...

Семинар для родителей "Почему ребенок не слушается"

На семинаре разбираются основные вопросы:1. Что такое плохое поведение.2. Причины плохого поведения детей.3. Пути преодоления трудностей взаимопонимания между детьми и родителями....

Консультация для родителей "Учим ребенка, слушать музыку"

Консультация для родителей "Учим ребенка, слушать музыку"...

Тренинг для родителей " Умеем ли мы слушать и слышать своего ребенка"

Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга» - это вдохновляющая программа, с помощью которой Вы лучше поймете своего ребенка, особенности его характера, научитесь устанавливать с ни...

Консультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"

Консультация для родителей "Учим ребенка слушать музыку"...