Технология социального театра, как новый вид профилактики в подростковой среде
методическая разработка

Ольга Владимировна Дурова

Социальный интерактивный театр приобретает все большую популярность в мире как метод развития демократии, активизации общества, формирования культуры прав человека, защиты и продвижения интересов различных общественных групп. Он берет свое начало из форум-театра...
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc39 КБ
Office presentation icon sotsialnyy_teatr.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка на тему «Технология социального театра, как новый вид профилактики в подростковой среде»


Социальный интерактивный театр приобретает все большую популярность в мире как метод развития демократии, активизации общества, формирования культуры прав человека, защиты и продвижения интересов различных общественных групп. Он берет свое начало из форум-театра.

Основная цель (идея) социального интерактивного театра - показать подросткам , обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить детям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих.

Задачи позволяет эффективно менять ситуацию в локальных общественных группах, при этом их спектр может быть очень широк: в настоящее время данный метод успешно применяется в работе с детьми и молодежью, представителями самых разных социальных слоев и профессиональных сообществ.

Технология представлений предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы.


Основоположником форум-театра, а следовательно и социального интерактивного театра, является бразильский режиссер Августо Боаль, создатель Народного Театра Угнетенных. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.

Социальный интерактивный театр это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшению общества через изменение своего поведения. Задача представления - подтолкнуть зрителей к активному решению своих проблем, поднять дискуссию в обществе.

"Вторичные" результаты - позитивные изменения в актерской группе, изменения личности актеров. Здесь социальный театр пересекается с психодрамой и социодрамой, однако следует помнить, что он предназначен для более широкой задачи и направлен на общество в целом или большую целевую группу


"Театр не имеет ничего общего со зданиями... Театр, или театральность - это способность, это человеческое качество, которое позволяет человеку наблюдать за собой в действии, в деятельности. Приобретенное таким образом самопознание позволяет человеку стать субъектом (тем, кто наблюдает) другого субъекта (того, кто исполняет роль). Это позволяет человеку представить разные возможности своих действий и изучить альтернативы. Человек может наблюдать себя в момент наблюдения, в момент действия, в момент ощущения и в момент осмысления. Ощутить себя тем, кто ощущает, и подумать о себе, который думает...". Августо Боаль.

Первое - целевые аудитории. Работа по технологии социальный интерактивный театр может быть эффективна для любого человека, или группы, которые идентифицируют себя с жертвами угнетения и насилия.

Второй компонент - актеры. Актерами современных социальных театров в мире являются представители целевых групп, которые заинтересованы и мотивированы заниматься разрешением своих проблем через изменение общества.


Следующий компонент - сценки и сценарии. При разработке сценариев необходимо учитывать, что основой любого драматического действия является конфликт. В социальном театре сцена заканчивается на пике конфликта. Конфликт сознательно доводится до максимальной остроты. Решение конфликта не дается в сценарии. Найти решение и разрешить его на сцене, а затем в жизни - задача аудитории, "активных зрителей" социального интерактивного театра.

И последний компонент социального интерактивного театра - модератор. Роль модератора заключается в организации процесса подготовки актеров, он проводит упражнения, корректирует сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, и осуществляет работу с аудиторией во время показа.

Приступая к тренингу, следует разбить работу с группой на 2 основных этапа: подготовка актеров и подготовка сцен. Этап подготовки актерской группы занимает половину времени тренинга. Вторую половину времени делят на 3 части.
Первая часть посвящается обсуждению ситуаций нарушения прав и свобод, угнетения, которые произошли с участниками или свидетелями которых они стали. Из этих ситуаций разрабатывается сценарий для представления. Вторая часть посвящена репетициям мизансцен и спектакля в целом с использованием актерских техник. Третья часть - театр-форум. Пространство комнаты делают похожим на сцену и зрительный зал, участники поочередно представляют свои сцены, остальные группы принимают на себя роль зрителей, предлагают возможные варианты замен, помогают улучшить сцены. Каждый из данных этапов будет подробнее описан ниже.

Начало занятий в социальном интерактивном театре предполагает вводный инструктаж:

. Кратко рассказать присутствующим о технологии.

. Рассказать об ожиданиях организаторов, о том, как и для чего будет использован результат работы группы.

Важным этапом работы является подготовка актеров. При подготовке ставятся цели развития актерского мастерства в традиционном понимании, а так же навыков и способностей, необходимых для интерактивной работы со зрителем, способности к импровизации и быстрому созданию и интерпретированию выразительных образов. Могут применяться актерские и психологические упражнения, разминки из телесно-ориентированных систем

Подготовка спектакля в социальном театре предполагает следующие этапы.

Первый этап связан с выбором проблемы. Важным в этом этапе является доступность и узнаваемость ситуации, ничего надуманного или фантастического в них не должно быть, они должны соответствовать реальной жизни.

Второй этап связан с разработкой сценария и написания мизансцен.
На этом этапе важно взаимодействие группы между собой. В постановке могут участвовать от 4-х до 6 участников.

       Сценарий должен быть наиболее приближен к действительности, к реальности. Диалоги должны быть написаны простым языком, места действия должны быть "живыми". В социальном театре должна присутствовать жизненная правда, чтобы задеть, спровоцировать зрителя на активность.
         В сценарии изначально должна присутствовать конфликтная ситуация в начале сюжета, а кульминация должная заканчиваться трагедией. Зритель должен почувствовать, что эта сцена может закончиться иначе. В сценарии должны быть заложены моменты ("бомбы"), в которых в последующем зритель сможет сделать "СТОП" и изменить ситуацию, то есть действия, которые призваны провоцировать зрителя на действие по разрешению и предотвращению конфликта.


Таким образом, сценарий должен быть:

1.максимально приближенным к жизни;
2.эмоциональным, завершаться потенциальной трагедией;
3.с присутствием 4-х статусов героев и полностью расписанным для них текстом;
4.с четко узнаваемыми моментами для "СТОПов".

Третий этап: подготовка и репетиция спектакля.

Работа с ведущим социального театра джокером.

Задачи джокера (фасилитатора)
1. провоцировать зрителя на обсуждение
2. начинать и вести дискуссию
3. контролировать ситуацию внутри группы

Джокер должен:
1. владеть навыками тренерской деятельности и методикой "Форум-театра"
2. владеть информацией по проблеме, поднимаемой в спектакле

3.быть лидером в группе по подготовке "Форум-театра"
4. следить за работой внутри группы (написание сценария, его детализация,

5. оценивать поведение участников группы в конкретных ситуациях).

Во время проведения "Форум-театра"

1.четко формулировать свои вопросы
2.наталкивать зрителя на размышление
3.принимать все мнения зрителя, не критикуя и не оценивая их
4.уметь делать СТОП, если этого не сделали зрители.

Примерные вопросы:

что вы чувствовали после первого просмотра спектакля?

что вы чувствовали по отношению к 100% угнетателю, угнетенному?

что вы чувствовали, заменяя актеров?

что вы чувствовали, когда вам не удалось изменить ситуацию?

может ли эта ситуация произойти в нашей жизни?

. Обсуждение итогов спектакля актерами и специалистами.

Важный момент здесь - выявление успешных или неуспешных действий актеров. Обсуждаются те "открытия" зрителей, которые могут помочь успешно проводить спектакли по данному сценарию в дальнейшем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология социального театра, как новый вид профилактики в подростковой среде»

Слайд 2

Ольга Владимировна Никулина Социальный педагог МБОУ «Красногорская СОШ»

Слайд 3

Знакомство с основами социального театра, через активные формы работы ( образовательная основа)

Слайд 4

Основы актерского мастерства

Слайд 5

«Примерка масок», раскрепощение

Слайд 6

Выбор актуальной проблемы в подростковой среде

Слайд 7

Выбор актуальной проблемы в подростковой среде

Слайд 8

Социальный театр в действии

Слайд 9

Социальный театр в действии, педагог не только наставник, но и прямой участник постановки

Слайд 10

Фасилитация

Слайд 11

Межрайонный фестиваль социальных театров в пгт. Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....

Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...

"Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"

Доклад для выступления на педагогическом совете школы на тему "Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"....