К логопеду нужно обратиться, если… (информация для родителей)
консультация на тему
На первом году жизни крохи
Роль логопеда часто выполняет профессиональный массажист.
Малыш начинает держать голову в 1-2 месяца - появляется -ГУЛЕНИЕ.
Начинает ползать в 5-8 мес - появляется -ЛЕПЕТ.
В 1 год пошёл - время появления - первых СЛОВ.
Залежался пухлый карапуз в пелёнках -вовремя не научился переворачиваться - общее моторное развитие начинает отставать, как следствие - речь запаздывает!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya.docx | 95.46 КБ |
Предварительный просмотр:
На первом году жизни крохи роль логопеда часто выполняет профессиональный массажист. Малыш начинает держать голову в 1-2 месяца - появляется ГУЛЕНИЕ. Начинает ползать в 5-8 мес - появляется ЛЕПЕТ. В 1 год пошёл - время появленияпервых СЛОВ. Залежался пухлый карапуз в пелёнках вовремя не научился переворачиваться - общее моторное развитие начинает отставать, как следствие - речь запаздывает!
К логопеду нужно обратиться, если…
(информация для родителей)
Этапы
Начиная с 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.
В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».
В 2 года ребёнок не разговаривает.
В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.
К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».
К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
Заключения специалистов
Отоларинголог установил снижение слуха.
Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.
Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
Ребёнок просовывает язык между зубами.
Общее впечатление от речи
Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
Не стремиться к общению.
Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.
Общение и развитие речи на первом году жизни
Каждый новорождённый ребёнок появляется на свет с определённым набором физиологических потребностей: питание, сон, контакт с телом матери... Максимальное удовлетворение потребностей оказывает значительное влияние на всю дальнейшую жизнь крохотного человечка. Создание психологического комфорта для грудничка является основой его успешного роста, развития и воспитания.
Потребность в общении также очень велика. Ещё до рождения мама со своим малышом много разговаривает. Ребёночек реагирует на мамино настроение, на голос папы, музыку. Уже на 2 – 3 месяце жизни у здорового младенца появляется так называемый «комплекс оживления» – это простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Первый год является фундаментом для дальнейшего успешного овладения языковыми нормами, контактирования с детишками и взрослыми, обучения.
Поэтому в этот период жизни, в 2 – 3 месяца, следует начинать заниматься речевым развитием крохи, учить его общаться, так как именно через общение развивается речь. Здоровый малыш с удовольствием будет с вами заниматься в силу того, что у него есть социальная потребность в общении.
Перечисленные ниже советы Вам в этом помогут.
1. Много общайтесь с ребёнком. При этом карапуз должен видеть выражение лица говорящего (яркую мимику, чёткую артикуляцию), слышать положительный тон. Взгляд малыша притягивают очки, накрашенные губы, заколки. Но не следует с этим переигрывать, чтобы ребёнок не отвлекался от самого лица, а только заострял на нём внимание.
2. Рассказывайте малышу потешки (например, «Сорока-воровка кашу варила…»), простые детские стишки (А.Л. Барто «Игрушки»). В них есть определённый ритм, который ребёнок чувствует с рождения. Т.е. важность здесь не только в словах, но и в рисунке самого произведения. Следует рассказывать медленно в послоговом темпе, чётко выговаривая каждый звук. Старайтесь изображать сюжет («Мишка косолапый…» – переваливайтесь с ноги на ногу).
3. Даже для абсолютно здоровых детишек в трёхмесячном возрасте полезен общий массаж тела. Массаж даёт сильный импульс для всего организма в целом: малыш начинает интенсивнее переворачиваться, ползать. У него появляется больше свободы движения, что важно для познания окружающего мира.
4. Показывая ребёнку предмет или замечая, что кроха остановил взгляд на чём-то, обязательно называйте его. Голосом следует выделять первый слог слова, а само слово произносить внятно и по слогам.
5. Давайте малышу прислушиваться к звукам окружающего мира: шуму дождя, лаю собаки, скрипу двери, гудению пылесоса. Это замечательным образом развивает неречевой (физический) слух. Именно развитый физический слух будет базой для понимания речи людей.
6. В предложениях выделяйте голосом ключевое (главное) слово. Например, «Сейчас мы пойдём гулять» или «Мишка хороший». Старайтесь говорить простыми короткими фразами о реальных вещах и ситуациях, в которых ребёнок находится в момент речи.
7. Если Вы чем-то заняты, а малыш находится рядом, озвучивайте все свои действия. Особенно это важно, когда ребёнок является участником событий («Давай снимем штанишки, сядем на горшок…»). Малышу очень интересно познавать мир вещей, которыми он окружён, через их конкретное применение. Это надёжно позволяет новым словам закрепиться в памяти. Так очень быстро накапливается пассивный словарь крохи – те, слова, которые он понимает. Выполнение действий с одновременным их озвучиванием можно условно назвать игрой «Радио» или «Комментатор».
8. Общайтесь с малышом «взрослым» языком, не сюсюкайтесь. Дети учатся говорить по образцу взрослого, они подражают речи родителей. Сюсюканье затормаживает речевое развитие!
9. Говоря карапузу новое слово, предложите ему альтернативу: «взрослое» слово и детский вариант. Например: машина – би-би, кушать – ням-ням, упал – бух. Артикуляционный аппарат ещё не созрел для произношения сложных слов, а сказать хочется многое. Это поможет снять речевой барьер между невозможностью и огромным желанием сказать.
10. На первом году жизни в речи малыша появляются многие звуки и слоги родного языка. Как только появляется что-то новенькое, заостряйте на этом внимание. Предлагайте разные варианты слов с новым слогом, играйте с ним. Например, из слога «бу» может получиться булка, бумага, букет, бубен. Так из неосознанного лепета появляются первые осознанные слова.
11. Стимулируйте рост активного словаря – тех слов, которые ребёнок может произнести. Для этого задавайте простые вопросы, на которые малыш понимает как ответить. Если ответить сам не может, принимайте ответ в любой форме: пусть покажет нужную игрушку, что-то принесёт. Или ответьте сами. Здесь главное, чтобы кроха Вас понял.
12. Проводите многократные «квартирные» экскурсии: «Холодильник – домик для продуктов», «Кухня», «А что у нас в диване?», «Мамина косметичка». Потом можно выбраться за пределы квартиры. Здесь возможны экскурсии «У папы в машине», «У дедушки в сарае», «Электричка» и пр. Разрешайте карапузу трогать экспонаты.
Только так, через ненавязчивые игровые занятия, можно удовлетворить социальную потребность малыша в общении. Занятия пойдут на пользу, если карапуз сыт, сух и в хорошем расположении духа. В хорошем настроении должна быть и мама. Если ребёночек не хочет заниматься или предлагает свой вариант игры, следуйте его желанию. Общение – это когда тебя понимают…
Этапы нормального речевого развития ребёнка от 0 до 3 лет
Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.
Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!
Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «синюська» - свинюшка.
К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.
В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию...) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать ученикам и их родителям для успешной сдачи ЕГЭ.
Презентация с сайта Учительский портал. Автор: Лукяненко Элеонора АнатольевнаМесто работы: МОУ СОШ №256, г.Фокино Приморского края.http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-16245 http://www.uc...
Родительское собрание «Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ»
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...
Памятка для родителей "Как себя нужно вести если у вас застенчивый ребенок"
Памятка для родителей "Как себя нужно вести если у вас застенчивый ребенок"...
Памятка для родителей "Как себя нужно вести если у вас беспокойный ребенок"
Памятка для родителей "Как себя нужно вести если у вас беспокойный ребенок"...
Когда нужно обратиться к логопеду?
Этапы усвоения детьми трудных звуковПримерные сроки окончательного освоения детьми звуков речиПричины появления нарушения речи...
Что нужно знать о плохом поведении подростков (информация для родителей)
Нарушение поведения – повторяющиеся поступки, включающие агрессивность в результате дезадаптации поведения. Проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возр...