Практические рекомендации для родителей воспитанников
методическая разработка на тему

Гуменюк Галина Владимировна

Практические рекомендации для родителей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_vospitannikov.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность процесса интеграции

детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство учреждения

  В Российской Федерации гарантируются общедоступность  дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Практика последних лет показывает, что  включение детей с ОВЗ в общеобразовательное дошкольное пространство стало нормой жизни. В связи с этим разработаны государственные программы по предоставлению детям с ограниченными возможностями одинаковых прав и необходимых для развития условий, обучение их навыкам самостоятельности и независимости.

Одной из острых социальных проблем является, на мой взгляд,  отсутствие терпимости и толерантности по отношению к особым детям, как со стороны сверстников, так и со стороны родителей других воспитанников. Общество начинает признавать, хотя и не сразу, что дети с ОВЗ и их родители имеют право на самореализацию. Задача специалиста - адекватно подготовить ребенка к приближающейся взрослости  с ее уникальными проблемами выбора и ответственностью.

В связи с этим, считаю необходимым проведение соответствующей работы, построенной в нескольких направлениях:

  1. Работа с педагогами и специалистами.
  2. Работа с родителями воспитанников.
  3. Работа с воспитанниками.

Отмечу, что непреложной истиной в  педагогической работе является  осознание общечеловеческих ценностей, прежде всего таких, как доброжелательное отношение к людям, которые не похожи на остальных.                                                                                             Соответственно, предотвращение агрессии и любого другого нежелательного и недопустимого поведения по отношению  к такому ребенку со стороны других детей входит в число стандартных педагогических задач воспитателей.

 Таким образом, немаловажную роль в развитии инклюзивного образования играет подготовка персонала образовательного учреждения. Так, при отборе педагогов, которым будет доверено заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учитываются: опыт работы, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, обучаемость и другие личностные характеристики, необходимые для подобной работы. Изменению подверглись функции воспитателей, специалистов, помощников воспитателей. Сегодня можно  смело сказать, что соблюдается дифференцированный подход к различным детям в рамках единого воспитательно-образовательного процесса.                        

Готовность специалистов оказать помощь и влияние на принятие интегрированного обучения существенно влияет на процесс интеграции. Эффективность интегрированного воспитания и обучения зависит не только от специальной подготовки и переподготовки кадров, а так же от состояния эмоциональной и педагогической вовлечённости в процесс интеграции. Из вышесказанного следует, что “идеального” педагога можно, по моему наблюдению,  охарактеризовать следующим образом:

-  не акцентирует внимание на дефекте особенного ребенка;

-  принимает его таким, какой он есть;

-  видит в нем самоценную личность.

Опыт работы показал, что основным принципом взаимодействия родителей со специалистами является  гуманизм, открытость, ответственность и профессионализм. В работе с родителями детей с ОВЗ наиболее эффективна модель сотрудничества, партнерства, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Изучение проблем и ресурсов семьи, понимание, какая помощь необходима родителям - важная составляющая работы.

В своей практической деятельности стремлюсь, чтобы проводимая работа помогала родителям типично развивающихся сверстников, по возможности, поменять восприятие   данной проблемы  и собственное мировоззрение, вследствие чего:

-  ведущим мотивом соорганизации и взаимодействия родителей типично развивающихся детей, посещающих конкретное учреждение, будет являться стремление к созданию наилучших условий развития своих детей, выстроенных на идеях толерантности и открытости;

- смогут транслировать в социуме толерантное отношение к непохожим людям.

В заключение, считаю необходимым подчеркнуть, что процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами образовательного пространства. Опыт практической работы показал, что ранняя, не только медицинская, но и социально - психологическая помощь ребёнку и его семье, является важным условием эффективной интеграции, поскольку результатом такой помощи является социально-психологическая готовность ребенка к интеграции. В случае, если ребёнок не получает социально-психологическую помощь от специалистов, то компенсирующую роль могут играть родители при  условии открытости семьи и возможности включения ребёнка в типичные для своего возраста процессы.

Примечательно, что специально выстроенная подготовка группы к принятию особого ребёнка не всегда требуется. Основное условие успеха заключается в том, какие образцы отношения к нему задают взрослые.

Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Всякая жизненная позиция требует времени, необходимого для жизненного опыта и к этому надо  быть готовым. Таким образом, мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры для достижения желаемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной».

практические рекомендации для родителей для организации полезного игрового досуга с детьми...

Тема: «Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной

Методическая разработка, которая поможет родителям организовать игровой досуг с ребенком....

Преемственность в работе по развитию слухового восприятия сурдопедагога и родителей (практические рекомендации для родителей).

В  данном материале материале описывается взаимосвязь таких понятий, как "слух" и "речь", приводятся конкретные упражнения по развитию слухового восприятия  ребенка в домашних условиях....

Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)

Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий....