шпаргалки для родителей
материал (10 класс) на тему

Майорова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы  массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми.

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10.  Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания  

на тему:

«Подростки и наркотики»

 

Цель: профилактическая работе по предупреждению наркомании среди школьников. 

Задачи: просвещение родителей по здоровому образу жизни, противонаркотическому воспитанию и образованию школьников.

Оборудование: телевизор, dvd-плеер, авторская презентация «Подростковая наркомания. Способы профилактики».

Ход собрания

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы ближе и подробнее познакомиться с такой распространенной и серьезной проблемой как подростковая наркомания.

Организуется показ презентации «Подростковая наркомания. Способы профилактики» с комментариями учителя.

Слайд 1. Подростковая профилактика. Способы профилактики.

Предлагаю Вашему вниманию презентацию «Подростковая наркомания. Способы профилактики».

Слайд 2. Что такое наркомания

Наркомания – заболевание, возникающее в результате злоупотребления наркотическими веществами. Это психическая и физическая зависимость от наркотиков. Эта болезнь, которая практически не лечится. Наркоман не может жить без наркотиков. Наркотик становится частью обмена веществ в его организме.

Ежегодно около 70 тыс. человек в России погибают от употребления наркотиков. Но это лишь приблизительные цифры, так как официальной статистики гибели наркоманов в РФ не существует.

На данный момент употребление наркотиков стало серьезной проблемой среди молодежи. В течение последнего десятка лет эту проблему уже можно отнести к числу не только подростковых проблем, но и детских.

Слайд 3.

Эта проблема характеризуется:

  • Изменением статуса подростка в социуме, когда он начинает употребление наркотических веществ;
  • Контингент лиц, начавших употребление наркотиков, стал значительно моложе, чем раньше. Сейчас их возраст примерно 13-14 лет.
  • Наркотические вещества принимаются массово и детьми и подростками, причем подросткам очень долгое время трудно справиться с психическим влечением к наркотику.
  • Мифы про наркотики распространяются очень быстро, подростки и дети в них верят.

Слайд 4. Самые распространенные мифы о наркотиках:

  • 1 миф. «Я только один раз попробую, это совсем не страшно и не вызовет привыкания».
  • 2 миф. «Я могу отказаться от этого в любое время. Я не наркоман».
  • 3 миф. «Табак и алкоголь – тоже наркотики, однако в обществе они воспринимаются адекватно, поэтому легкие наркотики можно принимать».

Эти мифы очень опасны, потому что именно благодаря им подростки не ощущают опасность, которая исходит от наркотических средств. Уже после первого приема наркотических средств компоненты здоровья ухудшаются, а ведь их очень много: психические (духовные и душевные), социальные, генетические, физические (экологические и биологические). После принятия наркотика в первый раз – процесс падения всех этих компонентов уже не останавливается.

Слайд 5. Почему люди принимают наркотики?

Статистика показывает:

  • 45% начинают принимать наркотики из любопытства;
  • 43% под влиянием друзей;
  • 12% из желания убежать от проблем.

Слайд 6. Причины подростковой наркомании.

Основные причины, приводящие подростка к употреблению наркотиков (кроме генетической предрасположенности и родовой травмы) – причины, возникшие в результате неблагоприятных семейных отношений:

  • Неадекватная заниженная или завышенная самооценка;
  • Отсутствие четкой цели в жизни, отсутствие заботы о себе и о своем здоровье;
  • Недостаток любви и поддержки в семье;
  • Эмоциональная боль, разочарование в семье от психической (а иногда и физической) травмы, полученной в детстве от родителей;
  • Гиперопека со стороны родителей, отсутствие навыков самостоятельного приема решений, повышенная внушаемость;
  • Низкая устойчивость к стрессам, неумение справляться с трудностями;
  • Неумение получать удовольствие, удовлетворение от повседневной жизни;
  • Отсутствие нравственных ценностей, внутреннего стержня.

Слайд 7. Как Вы можете распознать признаки наркомании у Ваших детей?

Обратите внимание на неожиданные изменения в поведении подростка:

  • резкое снижение или повышение активности;
  • потеря интереса к учебе, увлечениям, пропуски занятий;
  • необъяснимая раздражительность, лживость, рассеянность;
  • появление подозрительных приятелей, резкое изменение круга друзей;
  • появление скрытости в поведении, отказ сообщать о своем местонахождении;
  • позднее возвращение домой в необычном состоянии;
  • трудное пробуждение по утрам, невнятная речь;
  • потеря аппетита, снижение веса, сонливость.

Помните, что некоторые из перечисленных здесь признаков употребления наркотиков совпадают с типичными особенностями подросткового поведения.

Слайд 8. Вас должно насторожить:

  • исчезновение денег или ценностей из дома;
  • увеличение требуемой суммы денег на карманные расходы;
  • наличие у подростка медикаментов, шприцев, ампул, тюбиков из-под клея.

Слайд 9. Результаты анкетирования.

С целью изучения отношения учащихся нашего класса к наркотикам, мною было проведено анонимное анкетирование. Результаты анкетирования показали, что ни один ученик 9 «В» не пробовал наркотиков.

Слайд 10. Результаты анкетирования.

В процессе анкетирования ребята также отвечали на вопрос «Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество?» 100 % анкетируемых учеников ответили «нет».

А сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент, в котором учащиеся нашего класса говорят о своем отношении к наркотикам.

Слайд 11.  Видеофрагмент об отношении учащихся нашего класса к проблемам наркомании.

Демонстрация видеофрагмента.

Таким образом, учащиеся нашего класса воспринимают проблему наркомании проблему наркотиков адекватно и к наркотикам относятся негативно. Но, тем не менее, всегда необходимо проводить профилактику наркомании, т.к. это очень серьезная проблема.

Слайд 12.

Что делать родителям, чтобы их ребенок не стал наркоманом?

  • Выберите позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью. Не ждите, когда беда постучится к Вам в дом. Берите литературу, найдите время, чтобы говорить с Вашим ребенком на темы наркомании.
  • Создайте в своей семье атмосферу любви, доверия и безопасности, вырабатывайте ясные и справедливые правила совместной жизни, выполняйте взятие обещания, интересуйтесь заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром.
  • Развивайте в ребенке навыки самостоятельного приема решений, инициативу, собственный взгляд на происходящее. Лучше, чтобы Ваш ребенок был ведущим, а не ведомым.

          Слайд 13.

  • Учите подростка справляться с трудностями и неудачами, говорите, что отрицательный опыт, это тоже опыт.
  • Учите ребенка видеть и понимать красоту окружающего мира, учите получать удовольствие в повседневной жизни (от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми и т.д.)
  • Вашему ребенку необходимо предоставить выбор самому решить никогда не прикасаться к наркотикам. Ваша роль должна быть не запрещающей, не наставляющей, а поддерживающей, принимающей, информирующей.

Слайд 14. Донесите до Ваших детей, что:

  • Вслед за удовольствием от принятия наркотиков наступают сильные физические муки;
  • Сильно портится физическое здоровье;
  • Резко снижаются умственные способности;
  • Высокий риск заражения СПИДом, другими инфекционными заболеваниями;
  • Уменьшается и сходит на нет половая потенция;
  • Подросток лишается будущего;
  • Те, кто употребляет наркотики – не самые крутые. Они самые глупые. Продажа наркотиков – большой бизнес и наркоман играет в нем роль пешки, дурочка, который расплачивается за свою глупость не только деньгами, но и своей жизнью.

Наркоманию можно победить только тогда, когда с каждым подростком в каждой школе, в каждом семье будет проводиться регулярная работа по формированию правильного отношения к наркотикам!

Осуществляется раздача «Памятки для родителей по профилактике наркомании» (Приложение).

Слайд 15. Спасибо за внимание!

Список использованных источников

1. Профилактика наркомании. Памятка для родителей. [Электронный ресурс] // Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Центр социальной помощи семье и детям города Первоуральска". URL: http://rosinka.net/profilaktika-narkomanii-pamyatka-dlya-roditelej/

2. Особенности наркомании у подростков. Что за ними скрывается? [Электронный ресурс] // Наркологический центр URL: http://narkomaniyastop.ru/narkomania/narkomaniya-sredi-molodezhi.html 

 

Приложение

Памятка для родителей

по профилактике наркомании

Что делать родителям, чтобы их ребенок не стал наркоманом?

  • Выберите позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью. Не ждите, когда беда постучится к Вам в дом. Берите литературу, найдите время, чтобы говорить с Вашим ребенком на темы наркомании.
  • Создайте в своей семье атмосферу любви, доверия и безопасности, вырабатывайте ясные и справедливые правила совместной жизни, выполняйте взятие обещания, интересуйтесь заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром.
  • Развивайте в ребенке навыки самостоятельного приема решений, инициативу, собственный взгляд на происходящее. Лучше, чтобы Ваш ребенок был ведущим, а не ведомым.
  • Учите подростка справляться с трудностями и неудачами, говорите, что отрицательный опыт, это тоже опыт.
  • Учите ребенка видеть и понимать красоту окружающего мира, учите получать удовольствие в повседневной жизни (от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми и т.д.)
  • Вашему ребенку необходимо предоставить выбор самому решить никогда не прикасаться к наркотикам. Ваша роль должна быть не запрещающей, не наставляющей, а поддерживающей, принимающей, информирующей.

Донесите до Ваших детей, что:

  • Вслед за удовольствием от принятия наркотиков наступают сильные физические муки;
  • Сильно портится физическое здоровье;
  • Резко снижаются умственные способности;
  • Высокий риск заражения СПИДом, другими инфекционными заболеваниями;
  • Уменьшается и сходит на нет половая потенция;
  • Подросток лишается будущего;
  • Те, кто употребляет наркотики – не самые крутые. Они самые глупые. Продажа наркотиков – большой бизнес и наркоман играет в нем роль пешки, дурочка, который расплачивается за свою глупость не только деньгами, но и своей жизнью.



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ  

о классном родительском собрании

1. Общие положения.

Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе – созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

2. Классное родительское собрание:

– определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;

– избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию;

– рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;

– решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;

– слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку;

– слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку;

– обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;

– рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;

– утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;

– принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

3 Правила проведения собраний.

3.1 Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

3.2 Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.

3.3 Главным методом проведения собрания является диалог.

3.4 Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее чем за 3 дня до даты проведения собрания.

3.5 Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее чем за 4 дня до проведения собрания.

3.6 Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

3.7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

3.8 Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

3.9 Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

4 Принципы проведения родительского собрания

4.1 Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

4.2 Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3 У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

Директор школы: ___________________Малых И.П.

Зам. директора по ВР___________________Майорова С.А.



Предварительный просмотр:

МОУ Истринская СОШ №3

Родительское собрание

               Конфликт поколений… Можно ли его избежать?

Классный руководитель: Майорова С.А.

О конфликте поколений говорили многие известные люди. И.С. Тургенев посвятил этой проблеме роман «Отцы и дети». Прошло более 100 лет, а проблема существует и поныне.

Конфликт поколений – это противоборство старого и нового, реальный факт, с которым каждый из нас сталкивается в повседневной жизни. И чем взрослее становятся дети, тем актуальнее проблема. Мы и наши дети – люди разного времени, у нас разные интересы, невозможно отрицать этот факт. Для того, чтобы успешно разрешать возникающие противоречия между поколениями, находить общий язык с ребёнком, и таким образом влиять на его развитие, важно знать некоторые правила поведения и общения. Сегодня мы о них и поговорим.

Как заметил известный юморист, с каждым поколением дети становятся всё хуже, а родители всё лучше, и, таким образом, из всё более плохих детей получаются всё более хорошие родители.

Давайте обратимся к народной мудрости. (внимание на презентацию, компьютер). (Родители дополняют пословицы).

        интересы

ДЕТИ

РОДИТЕЛИ

        конфликт        

  • «воспитание» ребёнка                           я -  не ребёнок
  • Собственный авторитет                          неприкосновенность ( я –            

                                                                       личность)

                                                                       самоутверждение среди                            

                                                                       сверстников

                                                                       против замечаний,    

                                                      обсуждений по поводу своего «я»

Родители не понимают детей, дети – родителей.

Разговор о позициях только способствует усилению противоречий между родителями и детьми, непониманию и возникновению конфликта.

Предлагаю рассмотреть ситуацию из жизни, в которой каждая из сторон защищает свою позицию. Ситуация на рынке. На базаре два умных: один старается дороже продать, другой – дешевле купить.

Покупатель        переговоры                                 Продавец

(сбивает цену, говоря о качестве                                        (хочет продать  

  товара, о завышенной цене)                                            вещь дороже)

позиционный торг

         Любой переговорный процесс  должен:

  • Привести к разумному соглашению
  • Быть эффективен
  • Улучшить или по крайней мере не испортить отношения сторон.

При позиционном торге возможно 2 подхода: мягкий и жёсткий. (Работа с презентацией).

В этом случае одна из сторон обязательно должна идти на уступки. А это ущемление интересов противоположной стороны. Существует ли конструктивный подход? Да, такой подход называют принципиальным. (Работа с презентацией).



Предварительный просмотр:

К родительскому собранию о деловом стиле одежды учеников.

 «На вкус и цвет товарищей нет»

П р о а н а л и з и р о в а т ь:

1) Что не нравится или, наоборот, нравится в одежде ребят?

2) Почему нравится? В чём проявился хороший вкус в подборе одежды?

– Удачно подобрана цветовая гамма;

– идёт к лицу;

– к месту и ко времени;

– в соответствии с возрастом и т. д.

В ы в о д. Одежда должна соответствовать возрасту, времени, фигуре при соблюдении сочетания цветов.

Большую роль в нашей внешности играет одежда. Опрятная, красивая, модная, со вкусом подобранная, она очень украшает.

Надо ли следовать моде? Безусловно, однообразие приедается, а новая мода вносит разнообразие, освежает внешность, а значит, улучшает самочувствие, радует глаз, поднимает тонус.

Но порой стремление быть модно одетым, приобрести любой ценой «дефицит» у иных людей превращается в навязчивую идею. В жертву приносятся отдых, здоровье. Стоит ли мода таких жертв? Нельзя ли обойтись без них, и с помощью собственного хорошего вкуса быть всегда модно, элегантно и красиво одетым?

Быть одетым модно – значит взять из моды то, что больше подходит к вашему росту, фигуре, ногам, цвету глаз и волос, что соответствует вашей неповторимой индивидуальности. Допустим, модельеры предлагают «летящий» силуэт, юбку «солнце» или плиссе, высокий и тонкий каблук, клетчатые ткани для платья. Но это вовсе не значит, что девушка высокого роста должна носить туфли на высоком каблуке, а полная девушка – клетчатое платье или плиссированную юбку.

Говорят, что у каждой моды есть свои поклонники и свои рабы. Поклонники используют всё лучшее из моды, надевая лишь то, что выделяет в их внешности самое выигрышное и скрывает недостатки. Рабы моды одевают всё, что достанут «по случаю», независимо от того, насколько это им идёт, и потому зачастую выглядят не модными, а смешными, карикатурными.

Законодатели моды французы говорят: элегантно – это просто, строго и незаметно с первого взгляда. Элегантность зависит от умелого сочетания расцветки тканей, из которых сшита одежда.

Самое главное: одежда должна быть удобной, практичной, красивой, но не броской.

«Одеваться со вкусом» и «модно одета» – равнозначны ли эти понятия?

«Модно одета» – это вовсе не означает, что девушка привлекательна в этой одежде. А вот «одета со вкусом» – значит, одета так, как ей идёт, она привлекательна в этой одежде. В этой оценке будет всё: и что одета модно, и одежда её украшает, и в облике есть что-то интересное.

  Одежда делового стиля должна быть функциональной, гигиеничной, доступной по цене и нравиться школьникам.

Школьная одежда должна быть скромной, сдержанной и неброской. Практичная ее сторона, конечно же имеет тоже далеко не последнее место. В учебном заведении дети проводят по пять - шесть часов ежедневно, поэтому, выбирая костюм для подростка нужно в первую очередь гнаться не за тенденцией, а за его качеством.

   Никаких экстремальных цветов, все спокойно, умиротворяюще и настраивает на учебу, а не на дискотеки и развлечения.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе.

Тема лектория: «Психология возраста. 10 ЛЕТ – 10 БЕД.  Адаптация пятиклассника»

Вот и закончилась начальная школа. Впереди следующий этап взросления Вашего ребенка. Как он сложится, с какими трудностями столкнется ребенок? Стоит ли родителям волноваться по поводу успеваемости в пятом классе? Есть  ли необходимость помощи своим детям?

В пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень  серьезным испытанием для школьника.

В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения.

Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.

У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость...

 В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.

Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?

 Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?

Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.

В связи с этим ребенок впервые учится  учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности.  

Таким образом, в пятом классе у человека начинает формироваться основной навык  умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны  с  ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.

 Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже пристают к ребятам из старших классов.

Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.

Дают о себе знать физиологические факторы в развитии

  • Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.  
  • У ребенка начинается перестройка гормональной системы,
  • характерны перепады самочувствия.
  • Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.

Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.

  • В этот период появляется потребность в самоутверждении.
  • Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
  • Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его  представлению о себе.
  • Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников.  

Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса? Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители – друзья и единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.

Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития  характерны  для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений.

Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах.

Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников.

Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства

В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.

Подростковый возраст – это трудный возраст. Для  психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные  конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.

Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации:

  • нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
  • отсутствие мотивации к обучению;
  •  несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.).

Родительское собрание.  Лекция + компьютерная презентация

Тема: Детская агрессивность.

 

Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения  своей способности любить,

он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

 Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.

                                        Эрих Фромм

Слайд 2.

Вопросы для обсуждения

  1. Анализ проблемы агрессивности.
  2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
  3. Поощрение, наказание в семье.
  4. Законы преодоления детской агрессии.
  5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

 

                         Уважаемые мамы, папы!

       Тема  нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.  К сожалению,  эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

  Но начну я издалека. Что приводит к конфликтам? Злость или агрессивное поведение. Именно об этом я хочу сегодня поговорить. Давайте определимся с понятиями. Что такое, по-вашему, агрессия? А агрессия и злость – это одно и тоже,  или нет?  Злость это чувство, а агрессия – это поведение, в котором это чувство проявляется. Причем, злость – это лишь степень негативного чувства, которое несет в себе энергию.

Сначала, может возникнуть недовольство, затем оно порождает раздражение, затем появляется злость, которая может перерасти в гнев, гнев – в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость. Это выглядит таким образом: СЛАЙД 3.

Негативные чувства – это вполне естественное явление, которое заложено природой, и его вряд ли можно избежать. Это сигнал о том, что что-то не в порядке. Нужно помнить об этом и учиться справляться с негативными чувствами, которые возникают у нас постоянно, чтобы они не причиняли нам серьезных неудобств.

Как же соотносятся злость и агрессия?   Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

         Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически  (ударили)  и вербально  (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

      В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

      Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые  формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

      Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников  и т.д.

        Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

  Злость может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку агрессия – это поведение, т.е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.

Причины появления агрессии у детей могут быть разными: это и соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.

Слайд 4 - 5

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка) [1] Стратегии воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка

Агрессивный (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал

Агрессивный (ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

 

 Каков же портрет агрессивного ребенка ?

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Взрослым  не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как же выявить агрессивного ребенка? Существуют определенные критерии агрессивности [1].

Слайд 6

Ребенок:

Часто теряет контроль над собой

Часто спорит, ругается с взрослыми

Часто отказывается выполнять правила

Часто специально раздражает людей

Часто винит других в своих ошибках

Часто сердится и отказывается сделать что-либо

Часто завистлив, мстителен

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка [1]. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет». Раздать листы

Слайд 7

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Как можно помочь агрессивным детям?

Существует три основных этапа в работе над агрессией.

  1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

1. Работа с гневом.

Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили какие способы есть у Вас. (Учитель  раздает небольшие листки бумаги, на которых родители должны ответить на следующий вопрос: Как Вы выражаете свою злость?) Напишите, как минимум три способа. (Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске). Теперь посмотрим, какие способы преобладают у вас. Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные. Затем, в качестве подведение итогов, родителям раздаются памятки для них и их детей, в которых указано большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались, также желающие могут дописать какие-либо недостающие способы на, их усмотрение.). Крик или повышенный тон, ругательства, обзывание- как правило

Способы выражения (выплескивания) злости

Громко спеть любимую песню

Пометать дротики в мишень

Попрыгать на одной ноге

Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

Пускать мыльные пузыри

Устроить бой с боксерской грушей или подушкой

Пробежать по коридору школы,

Полить цветы

Быстрыми движениями руки стереть с доски

Забить несколько гвоздей в мягкое бревно

Погоняться за кошкой (собакой).

Пробежать несколько кругов вокруг дома

Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)

Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)

Постирать белье

Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями

Сломать несколько ненужных игрушек

Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»

Стучать карандашом по парте

Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его

Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

Помыть посуду

Принять прохладный душ

Послушать музыку

2. Следующий этап или, можно назвать его способом, работы над агрессией является обучение навыкам распознавания и контроля эмоций.

Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивные. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивного ребенка очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознавать свои и чужие эмоции.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела (пояснить).

Еще один способ контролировать свои эмоции – это заявить о них.

 Для этого поможет игра «Камушек в ботинке» [2].

В эту игру полезно играть, когда ребенок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

Первый этап (подготовительный): «Случалось ли, что вам в ботинок попал камешек? Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвия бритвы краями».

 Далее вы говорите ребенку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхнули камешек, а, придя домой, просто снимали ботинки?» Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но на утро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства обычно испытывают дети. Так маленькая проблема становиться большой неприятностью.

Второй этап: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и не малые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно поговорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее вы говорите: «Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: « У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете. Скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите. Что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». И вы вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камушка». Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

3. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях.

Например, ребенок насорил, и вы ему говорите: «Ты – негодник. От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: «Я расстраиваюсь, когда вижу, что ты мусоришь ». Таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.

Список литературы

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. / Нетрадиционные формы работы с родителями / / М.: 5 за знания, 2005

Фопель К. / Как научить детей сотрудничать // М.: Генезис, 2001



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».

Цель: познакомиться поближе с семьями учащихся, их традициями, увлечениями; уточнить некоторые факты из жизни семьи, представляющими интерес для организации внеклассной работы с детьми и родителями класса; развивать познавательную активность и творческое мышление учащихся.

Участники: учащиеся 5-го класса и их родители.

Форма проведения: презентация творческих проектов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы ватмана, маркеры.

Предварительная подготовка: выбор семьями тематики проектов, подготовка выставки «Кто на что способен», съемка видеоролика «Моя семья – самая лучшая на свете!»

Ход собрания:

  1. Презентация семейных проектов.
  1. Приветственное слово классного руководителя.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас и хотела бы поблагодарить всех, кто пришел сегодня на наше собрание. Я думаю, что каждый из вас  понимает, какую важность имеет наша встреча, ведь наш сегодняшний разговор пойдет о семье, ее культурных ценностях, их значении в воспитании наших детей, в развитии их познавательных способностей, стремлении каждой юной личности к  самопознанию и саморазвитию. Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – это корни, а каковы корни, таков и росток.

  1. Поэтическая минутка (дети читают стихотворения)

1 . В семейном кругу мы с вами растем.

               Основа основ – родительский дом.

               В семейном кругу все корни твои,

               И в жизнь ты входишь из семьи.

               В семейном кругу мы жизнь создаем,

               Основа основ – родительский дом.

                                                                    2. Как хорошо на свете жить

                                                                        С родителями рядом:

                                                                         Никто не позволит в семье мне тужить,

                                                                         Согреют и лаской, и взглядом.

                                                                         Друзья! От души я хочу вам сказать:

                                                                     Друг другу в семье мы должны помогать,

                                                                     От невзгод и печалей оберегать,

                                                                      Традиции предков своих продолжать.

  1. Игра-активатор «Хвасталки» (присутствующие родители и дети делятся радостными событиями, произошедшими в их жизни).
  2. Девиз собрания: «Когда семья вместе – так и душа на месте» (на слайде).
  3. Презентация семейных проектов:
  • «Моя родословная»

Существует такое понятие, как родословная семьи.  Почему каждому человеку очень важно знать свою родословную? (опрос) Потому, что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями, символами, достижениями рода.

Что дом делает домом? То есть домом, непохожим на другие дома? (вещи) Правильно, человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя с ее помощью и память о дорогом нам человеке. И, наверное, у каждого дома, в гараже, чулане, на чердаке у бабушки или на даче можно найти старинные семейные реликвии.

  • «Мое имя»

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. Конечно, большое значение имеет  имя, которое дают ребенку при рождении. На занятиях в рамках программы «Зажги свою звезду!» наши ребята подготовили проекты «Мое имя», которые они сегодня нам и представят.

  • «Герб моей семьи»

В феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности.

  • «Профессии наших пап и мам»

Все вы, ребята, любите и уважаете своих родителей. Но ведь они не только в семье любимы и уважаемы. У них есть работа, трудовой коллектив, в котором они бывают достаточно продолжительное время, где у них есть друзья, где они занимаются любимым делом. Давайте послушаем рассказы ребят о профессиях родителей, а вы, уважаемые родители, можете дополнить их .

  • «Кто на что способен»

Говорят, что все семьи счастливы по-своему, и у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-либо любимое дело, которое объединяет и взрослых и детей: одни шьют, другие часами могут рассказывать о бабочках и жуках из своей коллекции, есть спортивные семьи. И наши семьи – не исключение. Они нам расскажут о своих увлечениях.

  • «Мой любимец»

Дом и семью трудно представить себе без братьев наших меньших – животных. Я знаю, что у многих из нас дома есть собаки, кошки, попугаи или другие животные. Расскажите, пожалуйста, о своих любимцах.

  1. Анализ высказываний «Моя семья – самая лучшая на свете» (видеоролик)
  2. Экспресс-проект «Семья 21 века» (работа в группах детей и родителей)
  3. Подведение итогов:
  • Высказывание участников собрания
  • Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все ладно, хорошо, взаимоуважительно. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
  1. Поэтическая минутка.

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

И порою забываем,

Что в заботах и тревогах

Главное – семью сберечь.

Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нем на тысячу лет!

Мы вам желаем от души,

Чтоб были дела хороши,

Чтоб в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьмиДля психологов,воспитателей,учителей начальной школы Автор: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина ...

Шпаргалка для родителей

Обучая ребенка дошкольного возраста чтению и развивая у него фонематический слух, родителям следует помнить некоторые правила русского языка....

Шпаргалка для родителей

Если ребенок ворует,если дерется, если у ребенка страхи,а если он устраивает истерики.Еще много "если..."Как справится с проблемой ,что сказать ребенку и как вести себе родителям....

Шпаргалки для родителей

Несколько полезных советов учителя-логопеда о занятиях с ребенком дома....

Шпаргалка для родителей.

7 летний ребенок... Что онможет сам, а при помощи взрослого?...

шпаргалка для родителей

помошь родителям в фонетике английского языка...

Шпаргалки для родителей

Яркая и красочная в оформлении презентация, содержит краткие, но необходимые советы для родителей  будущих первоклассников. Они раскрывают условия охраны здоровья детей, организацию обучени...