Родительское собрание "Как стать другом своему ребенку"
методическая разработка на тему

Дубасова Татьяна Николаевна

О формировании взаимоотношений в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelsoe_sobranie_kak_stat_drugom_svoemu_rebenku.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы современного подростка

  • Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подростковой         личности
  • Задачи: - познакомиться с особенностями поведения подростков
  • -обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношении взрослых и детей и наметить пути их решения
  • -предложить практические рекомендации родителям и детям по профилактике конфликтов в семье.

Как стать другом для своего ребенка

Возможность быть родителями – одна из главных радостей в жизни. Но в то же время это и большая ответственность.  

А в чем состоит ваша роль, роль родителей?

Планировали ли вы когда-нибудь отпуск? Карьеру? Бюджет?

Тогда вы знаете, что это занимает много времени и иногда даже требует помощи специалиста. Почему же мы тогда не планируем будущую жизнь в качестве родителей?  

Очень часто на вопрос «Как стать другом для своего ребенка?» родители отвечают: «Ну, какой я друг? Я – родитель…». Но именно Вы можете подготовить его к полноценной жизни в сложном, не всегда дружественном, не всегда здоровом мире.

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок смог сказать «нет» наркотикам, алкоголю, распущенному сексу и другим не очень полезным вещам? Тогда постарайтесь стать для него другом, как бы мал  или велик он сейчас не был. Чем большим другом Вы станете для ребенка, тем внимательнее он будет прислушиваться к Вам, тем сильнее захочет жить Вашими ценностями.  

Бесспорным является тот факт, что качество жизни во взрослом возрасте определяется взаимоотношениями с родителями в детстве. Если Ваши слова и поступки показывают детям, что они не похожи на других, что Вы их любите такими, как они есть, то став взрослыми, они поймут, что личный успех, положение в обществе, красота и состояние не приносят такого счастья, которое можно испытать в семье.

Что нужно?  

 Любовь; ровное, доброе отношение к ребенку; внимание; воспитание чувства ответственности; родительский авторитет.

Правила: ребенка нельзя обманывать; нельзя излишне опекать; нельзя игнорировать; слов недостаточно, нужны дела.

Начинать дружить никогда не поздно! Главное - не бояться и верить в успех, ведь в каждом из родителей скрыт огромный потенциал возможностей и способностей. Приложите усилия, и Вы увидите удивительные вещи. Вы откроете себя и своих детей заново!

О понимании

Итак, первым делом – понимание, ровное, доброе отношение к ребенку, любовь и терпимости.

Два правила: воспитание без взаимопонимания ведет к бунту; воспитание плюс взаимопонимание способствует гармонии. 

И помните: если ребенок не видит постоянства ваших чувств, его самосознание не развивается, а самоуважение – уходит. Дайте ребенку понять, что Вы его любите независимо от поведения.

О том, что Ваш ребенок нужен не только вам!

Почему так важно относится к ребенку ровно? Дело в том, что Ваш ребенок нужен не только Вам. Он нужен и самому себе! Кто он и какой он, малыш узнает от нас, взрослых. Наши слова и действия по отношению к ребенку сообщают ему эту важную для него информацию. А какие слова и выражения чаще всего используем мы, взрослые, оценивая своего ребенка? Ровные отношения непомерно важны. Они дают ребенку чувство уверенности в себе, делают его искренним и откровенным и создают атмосферу доверия между Вами и ребенком.

С другой стороны, неровные отношения возникают, когда ребенком довольны лишь при условии исполнения им родительских требований. Если ребенок слушается, добивается успехов, в чем-то преуспевает, то им довольны. Если же его успехи не соответствуют родительским требованиям, он начинает чувствовать себя неуверенным, отвергнутым, ненужным, теряет самоуважение. Ребенок перестает быть откровенным, исчезает доверие между ним и родителями.

О вреде стандартизации

Несмотря на схожесть возрастных проявлений, следует понимать, что каждый ребенок уникален по своей природе. Воспитывая ребенка, надо принимать во внимание его характер и наклонности, уровень физического и умственного развития. Правило: нельзя причесывать всех под одну гребенку: «стандартизация» разрушает личность ребенка!  Главная задача родителей увидеть в своем ребенке личность, развивать в своем сыне или дочери индивидуальность и воспитывать их соответственно. Но нам с Вами просто необходимо научиться любить детей не за заслуги.

О том, что не следует строить свою жизнь по чужому проекту!

  Многие родители ценность человека видят в его внешности, в его достижениях, в его положении в обществе и в богатстве. Конечно, человеку свойственно стремиться к лучшему. Это нормально. Важно другое. Важно, чтобы человек понимал, что ценен он для своих близких не количеством и качеством своих заслуг, не размером наличности в кошельке, не привлекательной внешностью или статусом. Ценность человеческая основывается на том, кто Вы есть, - на Вашей личности. И дети интуитивно это понимают. Если Вы успешный предприниматель или процветающая бизнес-леди, Вам не приходит в голову рассказывать своему ребенку о своих заслугах для того, чтобы он Вас сильнее любил. Когда Вы приходите домой, детские ручонки обвивают Вашу шею, озорные глаза смотрят Вам в лицо. Вы оба рады общению.… А успехи, положение, внешность и деньги здесь абсолютно ни причем. Эти показатели могут исчезнуть. А останется ли взаимопонимание, доверие и дружба?.. Объясняйте детям, что успехи, внешность, деньги, положение в обществе - это хорошо, но далеко не самое главное в жизни. Объясняйте своим самым любимым и дорогим людям на свете, что не стоит строить свою жизнь по обложкам глянцевых журналов. Это всё чужие проекты. Никогда не обзывайте ребенка, не вешайте ярлыков, не сравнивайте с другими детьми, а особенно с братьями и сестрами. Когда наказываете малыша или подростка, будьте особенно бдительны к своим словам, чтобы у него не создалось ощущение, что Вы его не любите.

О том, как подобрать ключик к ребенку

        Как вы показываете ребенку, что любите его? По способу восприятия информации о том, что их любят, всех людей можно разделить на пять групп: прикосновение, слова поощрения, время, подарки, помощь.

О том, что доброе дело должно быть обязательно отмечено!

Добрые и ровные отношения с детьми очень важны, потому что помогают им понять – жизнь имеет смысл! Человек понимает: важен не только он сам, но и все, что он делает. И дело не в желании похвалы, хотя и это важно. Одобрение помогает понять свою значительность: человек чувствует, что и он и его дела важны для кого-то ещё, помимо него самого. Одобрение важно даже в мелочах!

Можно постоянно делать замечания, а вот похвалить забывать.

Можно стараться всегда быть рядом, но лишь для того, чтобы сделать замечание или удержать своего ребенка от неверных, на наш взгляд, поступков и поправлять его на каждом шагу.

Вместо того чтобы толковать о том, что дети делают неправильно, начните прилагать сознательные усилия, чтобы увидеть то, что дети делают правильно! Смотрите внимательно на своих детей, находите каждый день одно – два качества или поступка, за которые их можно похвалить и сказать доброе слово. Если Ваш ребенок делает уроки, скажите, как вам приятно видеть его усердие, не забыл выбросить мусор, поблагодарите его за это. Тем самым Вы показываете своим детям, что Ваше внимание можно привлечь, делая что-то хорошее, а не наоборот.

Вам-то приятно, когда Вас хвалят за Вашу работу? А ведь Вы за неё ещё и деньги получаете…

Нужно научиться ценить усилия своего ребенка больше, чем его достижения, и ценить достоинства своего ребенка больше, чем его усилия.

Когда наши дети плохо себя ведут, первый и естественный порыв – поругать их. Но это лишь первый барьер, который надо преодолевать. Второй барьер звучит примерно так: «Меня не часто хвалили, да и любовь не всё время выказывали. Тем не менее, я вырос нормальным человеком». Это всего лишь предлог, чтобы увильнуть от исполнения родительских обязанностей. Третий барьер заключается в приложении множества усилий, чтобы быть другом для своего ребенка и подготовить его к жизни в мире конкуренции.

О несбывшихся надеждах…

Родители возлагают на детей массу надежд. Порой родителям хочется, чтобы дети добились того, что не удалось сделать им самим. Родители как бы хотят прожить жизнь заново в своих детях. От детей требуют, чтобы они оправдывали все родительские надежды. Добавьте сюда требования школьных учителей и сверстников, и жизнь становится просто невыносимой.

А какой пример Вы подаете детям? Помогаете ли Вы им измениться, чтобы они могли стать другими, чтобы имели свободу рисковать, искать, узнавать, открывать новое. Как Вы воспитываете детей? Имеют ли они право на неудачу? Или Вы требуете от них во всем добиваться совершенства?

Если дети учатся быть осторожными и не рисковать, они никогда не предложат миру ничего гениального. Если они жаждут совершенства, то это совершенство регламентировано и организованно нашими с вами амбициями.

 О силе объятий

Родители должны помнить, что не только маленькие дети нуждаются в том, чтобы их обнимали, гладили и целовали. В этом проявлении любви нуждаются все, абсолютно все! И взрослые, и дети всех возрастов. Родители больше обнимают и целуют маленьких детей. По мере того, как дети взрослеют, объятий и поцелуев становиться всё меньше. К тому времени, когда дети переходят в средние классы, родители практически перестают их обнимать и целовать. Одна из причин в том, что подростки сами отмахиваются от родителей, как бы говоря, я уже взрослый, мне это не нужно! Не верьте им!!! Они нуждаются в любви! Наши подросшие дети остро испытывают потребность любить и быть любимыми, их часто беспокоит проблема – «я одинок». Каждый родитель несет ответственность за то, чтобы ребенок получил определенную меру любви, иначе он не обретет уверенности в себе, не будет ценить себя.  

Задумывались ли Вы, как мало мы разговариваем с нашими детьми, как мало показываем им положительных примеров! Как часто мы говорим нашим детям одно, а делаем совсем другое.

Родители часто совершают ошибку, вдалбливая детям различные правила. Правила важны и должны быть. Но чтобы ребенок воспринял правила, у него должен быть контакт с родителями.  

Сколько бы раз Вы не обняли ребенка, всегда будет мало. В таких простых вещах, как объятие, подмигивание, в словах «я тебя люблю», заключена огромная сила. Чтобы стать настоящим другом для своего ребенка, обнимайте его и почаще!!!

О самом важном деле родителей

Все рождаются со способностью любить, но не все умеют любить, потому что не все видят, как любят друг друга самые главные в их жизни люди – родители. Нет сомнения, ребенок обретает уверенность в себе под влиянием родительской любви. Но также значима и та любовь, которую родители испытывают друг к другу. К сожалению, очень часто в семьях родители не показывают любви друг к другу.

Если Вы любите своего ребенка, то не забывайте любить и друг друга. Помните: дети видят Вас.

О законе перехода количества в качество

Очень часто родители подрастающих или уже взрослых детей сетуют: «Я его так любила, а он меня просто игнорирует». Конечно, грустно это понимать, обидно слышать. Но ответьте себе: «А как любили? В чем эта любовь проявлялась? Чувствовал ли Ваш ребенок, что он дорог Вам?»

И самым распространенным ответом следует фраза: «Да ведь всё самое лучшее для него: и еда, и одежда, и игрушки, и телефоны, и компьютеры! И чего ему не хватало?»

Оказывается, что многие из родителей не осознают, что же на самом деле нужно ребенку, чтобы чувствовать себя нужным и любимым, чтобы видеть в папе и маме друзей, чтобы нуждаться в общении с ними, даже когда он уже вырос!

Вспомните… Вашему малышу 2-3 года. Он подходит к Вам с просьбой поиграть с ним. А Вы в это время были чем-то заняты и отказали ему. Конечно же, занятие было важным, а Вам не хотелось отвлекаться… Но разве Вы подумали тогда о том, что работа будет всегда, а вот Вашему малышу не всегда будет 2 года.

  • Если мы сегодня будем жалеть время для детей, завтра они пожалеют его для нас.

 Если вы хотите быть другом своему ребенку, нужно знать, как он мыслит, нужно «настроиться на его волну». Лишь после этого Вы сможете увидеть жизнь его глазами, понять его темп. Тогда-то Вы и научитесь общаться с ним.

Ребенок прислушается к Вашим словам, если Вы дадите ему понять: «Милый, ты настолько важен для меня, что я охотно прерву свои занятия, чтобы помочь тебе и провести время с тобой».

Когда Вы внимательны к детям, они понимают, что дороги Вам. А когда невнимательны, они как бы слышат: «Я люблю тебя, но другие вещи мне дороже. Не настолько ты и важен». Если вы говорите, что дорожите ребенком и безоговорочно любите его; если говорите, что цените его и хотите, чтобы он почувствовал собственную ценность, но не тратите на него своё время, то Вы фальшивите!

Обоюдное удовольствие от общения можно получить только в том случае, если проводишь много времени с детьми. Количество обязательно переходит в качество.

Если Вы хотите быть достойным любви и доверия другом, Вам придется жертвовать своим временем. Тогда у ребенка появится чувство собственной значимости и защищенности.

  Если проявить настоящий интерес к своим детям сегодня, то они проявят интерес к Вам завтра.

О том, как воспитать ответственного ребенка

В воспитании детей сначала необходимо установить взаимопонимание и только после достижения взаимопонимания можно и нужно применять в воспитании запреты. Однако следует помнить, что запреты без любви могут вызвать открытое неповиновение со стороны ребенка. Но и любовь без запретов порождает не меньше проблем. Удержать детей в определенных рамках помогут два момента: ответственное отношение к своим обязанностям и родительский авторитет.

Благодаря родительскому авторитету дети получают представление о добре и зле, учатся делать правильный выбор в раках существующих запретов, приобретают уверенность в собственных силах.

  • Ответственное отношение к жизни и родительский авторитет невозможны друг без друга.

Такие понятия, как «обязанности» и «ответственность», не очень-то популярны, и не только у детей. Ведь чтобы выполнить взятые обязательства, нужно изменить привычный образ жизни. Куда легче делать то, что вздумается и ни перед кем не отчитываться. Но жизнь устроена по-другому. Если бы все бежали от ответственности, общество лежало бы в руинах. Без ответственного отношения дома воцарился бы хаос. Так иногда случается во многих семьях. И всё из-за того, что один из членов семьи отказывается выполнять свои обязанности. Стать ответственным – значит вырасти зрелой, уравновешенной личностью. Быть ответственным – значит уметь подчиняться другим, уметь служить людям своими знаниями и умениями.

Поступать ответственно может только уверенный в себе человек, который осознает свою значимость, так как ближние проявляют к нему искренний интерес. Если Вы любите и цените своего ребенка, то он имеет хороший шанс стать ответственным человеком. Да он просто захочет быть ответственным человеком!

О необходимости прислушиваться к мнению детей 

Вы когда-нибудь пытались отчитываться перед детьми за свои поступки? Такой вопрос вызывает протест у многих взрослых: «С какой это стати я должен держать ответ перед ребенком? В конце концов, это дети обязаны отчитываться перед взрослыми!»

Но как дети научаться быть ответственными, если взрослые не покажут, как это можно сделать? Ведь  именно родители дают своим детям модели для подражания. Следовательно, лучший способ воспитать в детях чувство ответственности – пример родителей! Способность уважать чужое мнение необходимо поддерживать и развивать, чтобы потом дети могли адекватно воспринимать наши замечания и просьбы.

Если Вы хотите воспитать ребенка ответственным человеком необходимо помнить, что мы, взрослые, судим о себе по нашим намерениям. А наши близкие судят о нас по нашим поступкам.

Улавливаете разницу? Поэтому и говорят, что благими намерениями устлана дорога в ад,  так как намерения есть, а их реализации нет. Прислушайтесь к мнению своего ребенка! Он поможет Вам воспитать его ответственным человеком!

О формировании у ребенка чувства ответственности.

Когда ребенок еще маленький, мы не задумываясь, принимаем различные решения за него, и это нормально. Но вот он подрос, начал ходить и говорить. И вот тут-то уже можно приучать малыша принимать различные решения самостоятельно. Каким образом? Начинать нужно с малого, давая ему право выбора.    

С возрастом ребенка будут расти возможности права выбора, которые Вы обязательно будете обсуждать с ним. Только не забывайте объяснять ребенку, что, сделав выбор, он несет ответственность за своё решение. Если Вы, к примеру, хотите, чтобы Ваш подросший ребенок помогал Вам по дому, предложите ему на выбор несколько обязанностей. Определяясь со своим выбором, ребенок будет чувствовать себя самостоятельным. Он вынужден будет планировать свой день, чтобы справиться со своим выбором. А это будет способствовать формированию самодисциплины. Если, конечно, Вы будете контролировать выполнение обязанностей, поощрять успехи и поддерживать в трудностях.

По мере роста наших детей всех родителей ожидает одна ловушка. Все мы так привыкаем принимать решения за своих детей по принципу «я лучше тебя знаю, что для тебя лучше», что к подростковому возрасту начинаем недоумевать, почему моё чадо игнорирует мои замечания. Почему моё мнение для ребенка становиться незначимым? Почему я катастрофически теряю свой авторитет в глазах ребенка? Почему, в конце концов, он меня абсолютно не слушается?

Ответ очевиден. Мы не научили его принимать решения и брать ответственность за эти решения я на себя. И вот подросток уже понял, что гораздо проще «сваливать» свою ответственность на другого. Только вот уважения к взрослым это понимание не прибавило. Таким образом, мы своими собственными руками не только выращиваем инфантильную личность, не способную на поступок, но и разрушаем родительский авторитет в глазах детей.

О стилях воспитания и об особенностях родителей-диктаторов

Задайте себе вопрос: «Какого метода воспитания придерживались ваши родители?» Ответ на этот вопрос поможет Вам понять Ваше собственное отношение к родительской власти. Потому что Вам необходимо решить, в чем эта власть состоит и как ею пользоваться.

Существуют четыре стиля воспитания: диктат – «делай, как я хочу!»; вседозволенность – «делай, как хочешь!»; безразличие – «мне всё равно, что ты делаешь»; обратная связь – «я слушаю тебя… я забочусь о тебе… я хочу тебя понять…»

Каждый из четырех стилей характеризуется определенным отношением к родительской власти.

О том, что следует помнить, наказывая детей

Необходимо всегда помнить: когда дети совершают проступок, они, как правило, ищут у нас сочувствия. Разумеется, если ребенок провинился, нельзя оставлять его безнаказанным. Необходимо принять меры. Но какие? Что должен увидеть и услышать нашкодивший ребенок?

Лучше всего спокойно разъяснить ребенку, что подобное поведение недопустимо, и, если это необходимо, изолировать его на некоторое время от остальных членов семьи. При этом обязательно нужно сказать ребенку о продолжительности изоляции, и о том, что он должен сделать, пока будет находиться в одиночестве.

Необходимо строго придерживаться рамок дозволенного и быть последовательным. Если вы пообещали наказать ребенка за определенный проступок, обязательно накажите.

  Дети очень чувствительны к непоследовательности взрослых в словах и поступках. Помните об этом. Бывает, что логические последствия вступают в действие вполне гладко. Но бывают ситуации, когда страсти накаляются, доходит до словесных перепалок, возникает напряженность в отношениях. Родитель, желающий всегда иметь авторитет в глазах своего ребенка, должен быть готов прощать или просить прощения. Труднее всего нам даются слова – «Прости меня, пожалуйста». Тем не менее, приходиться ими пользоваться, если Вы решили сделать свою родительскую власть инструментом любви, а не ненависти.

        В словах вообще заключена огромная сила,  а в словах прощения особенно. Помните об этом. И это поможет вам не только привить дисциплину и воспитать ответственность у Вашего ребенка.

Как стать для своего ребенка настоящим другом? – Сделать шаг навстречу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учимся понимать своего ребенка"

Данная разработка помогает объединить воспитательные усилия семьи и школы в формировании подрастающей личности,расширить психологические знания родителей, помочь наладить отношения детей и родителей в...

Родительское собрание "Как помочь своему ребенку быть успешным в учебе?"

Практические рекомендации для родителей и классных руководителей, как помочь обучающимся пятого класса повысить успеваемость в школе....

Родительское собрание "Учимся понимать своего ребенка"

Родительское собрание "Учимся понимать своего ребенка" Статья отнесена к разделу: Работа с родителями Цели: расширить психологические знания родителей; помочь наладить отношения детей, родите...

Родительское собрание "как научить своего ребенка правильно питаться"

Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиваться физически и умствен...

Как стать другом своему ребенку, как заслужить его доверие

Несколько  простых советов по общению с подростками...

Родительское собрание "Как помочь своему ребенку?"

Родительское собрание «Как помочь своему ребенку?» Сценарий....