Консультации для родителей
консультация на тему
Повышение родительской компетенции в области речевого развития детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa.odt | 19.64 КБ |
kak_proverit_rechevuyu_gotovnost_k_shkole.doc | 29 КБ |
melkaya_motorika.odt | 31.45 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_roditelyam.odt | 24.2 КБ |
profilaktika_trudnostey_v_obuchenii_chteniyu.doc | 36.5 КБ |
rechevaya_gotovnost_k_shkole.odt | 26.85 КБ |
sekrety_gramotnogo_pisma.doc | 11.5 КБ |
sovety.odt | 29.65 КБ |
spetsificheskie_oshibki_na_pisme.doc | 36.5 КБ |
trudnosti_v_obuchenii.odt | 33.25 КБ |
chtenie_bez_oshibok.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”
(для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.)
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребенка .............................................................................................
Ф.И.О. родителя .........................................................................................................
2. Дата рождения ребёнка ...........................................................................................
3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
................................................................................................................................
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
.................................................................................................................................
5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет)
.................................................................................................................................
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
..................................................................................................................................
7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)
..................................................................................................................................
8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
..................................................................................................................................
9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)
..................................................................................................................................
10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
..................................................................................................................................
11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами
.................................................................................................................................
12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)
.................................................................................................................................
13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- работа над слоговой структурой слова;
- развитие лексики;
- развитие грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики:
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие психических процессов.
- коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)
14. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в общеобразовательной школе:
- формирование правильного звукопроизношения
- коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)
15. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)
.................................................................................................................................
.................................................................................................................................
16. Знакомы ли Вы с понятиями «Дисграфия», «Дислексия» (нет, да, что означает данные понятия?)
.................................................................................................................................
17. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)
.................................................................................................................................
18. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к учащимся, посещающим логопедические занятия.
.................................................................................................................................
19. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).
.................................................................................................................................
20. Ваши вопросы и предложения. ................................................................................
................................................................................................................................
.................................................................................................................................
................................................................................................................................
Дата ............................................. Подпись родителя: ..............................................
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь-это форма мышления. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:
- правильность произношения звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение элементарными навыками звукового анализа слов;
- словарный запас;
- связную речь.
Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Например, (названия картинок):
с Сахар, миска, соус
сь Сироп, кисель
з Забор, роза
зь Зефир, козел
ц Цветок, блюдце, огурец
ш Шоколад, шишка, душ
ж Желудь, ножик
ч Чашка, ручка, ключ
щ Щенок, ящик, борщ
р Ранец, кровать, костер
рь Редиска, грибы, букварь
л Лампа, половик, стул
ль Люстра, малина, соль
й Яйцо, майка, сарай.
Для проверки парных звонких и глухих (з-с) коза-коса, (б-п) бочки-почки, (р-л) рожки-ложки.
Убедить ребенка в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А.Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
Забодал меня котел (козел),
На него я очень зол.
Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.
Исследование слуховой дифференциации также проводится по специально подобранным картинкам. Например, мышка-мишка, мишка- миска…Картинки теперь называет взрослый, а ребенок лишь молча показывает на называемый предмет. Наиболее часто на слух не различаются звуки р - л – й.
Примеры:
- (з-с) роза – роса
- (с-т) санки- танки
- (с-ш) мишка- миска
- (р-л) рожки- ложки, корка - колко
- (ш-щ) чаша- чаща
- (ч-с) чайка- сайка
- (рь-ль) Марина- малина
- (к-г) корка- горка
- (ль-й) лямка- ямка
При не различении з– ж - ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы, подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять место звука в начале, середине, конце.
Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи…).
Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:
- название предметов, относящихся к личным группам, например: известные цветы, деревья, виды транспорта…;
- нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце- посуда), можно показать картинки ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;
- подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый лимон);
- подбор действий к предмету (птица…, уж…, собака…);
- кто чем занимается: повар…, ученик…,
- подбор предметов к действию: лает…, мяукает…;
- подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый, хороший - приятный;
- подбор слов противоположного значения: белый - черный, хороший - плохой;
- можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:
- золотое сердце
- злой язык
- короткая память…
Родителям полезно знать, что грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к четырем годам (сад, саду, сады…), а системой словообразования – к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы).
Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:
- назови один (глаза, уши, …);
- назови много (нос, лоб, ухо, …);
- закончи словосочетания:
- три помидора, пять…,
- одна конфета, шесть…,
- три медведя, пять…,
- одно зеркало, семь…
Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания:
Подбери подходящее по смыслу слово:
- Большой сад, а маленький…,
- маленькая куколка, а большая…
Закончи предложения:
- Весной картошку сажают, а осенью…
- Воду наливают, а соль…
Назови детишек:
- у медведицы-
- у коровы-
- у слонихи-
- у кошки-
- у собаки-
Образуй прилагательные:
- кораблик из бумаги
- шуба из меха
- у лисы хвост лисий
- у зайца хвост…
С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.
Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика рекомендации родителям
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно-развивающих методик.
Развитие мелкой моторики. Советы родителям.
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.
Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НЕДОСТАТКАМИ
Уважаемые родители!
Специальные логопедические занятия помогут формированию и коррекции у ребенка
-звуковой стороны речи;
- ее грамматического строя;
-обогащению словарного запаса;
- развитию связной речи;
- навыков письма и чтения.
Ваш ребенок научится объяснять и рассуждать, описывать предметы и явления, составлять сюжетный рассказ по картинке или серии картинок.
Специальные логопедические занятия не только развивают у ребенка интерес к слову и его точному, правильному употреблению, но помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, воображение.
Учитель-логопед поможет Вам правильно организовать эту работу. В его задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.
Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводится тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям:
— развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;
— воспитание произносительных навыков;
— развитие просодики речи;
— развитие звукового анализа и синтеза;
— обучение грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков; обучение письму;
— формирование активного и пассивного словаря;
— формирование лексико-грамматических категорий языка;
— развитие психологической базы речи.
И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя Вы, уважаемые родители!
Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания элементарных принципов любого обучения.
Правила проведения занятий
Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
· Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
· Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
· Занятия должны проводиться 2-3 раза в день.
· Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
· Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
· Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
· Не употребляйте слово «неправильно», хвалите даже за незначительные успехи.
· Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
· Не бойтесь экспериментировать.
· Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.
Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело. Даже если результат не будет виден сразу, вы добьетесь успехов, а количество обязательно перейдет в качество!
Удачи Вам и терпения!
Нарушения чтения
В современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термины: алексия и дислексия.
Определить наличие нарушений чтения возможно. Есть специфические ошибки, регулярное проявление которых должно вас насторожить.
Тревожные признаки, которые указывают на необходимость консультации учителя - логопеда:
- пропускает звуки;
- добавляет ненужные;
- искажает значение слов;
- смешивает буквы сходные по начертанию;
- переставляет буквы местами;
- пропускает начальные слоги слов;
- путает различия парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих;
- путает при чтении мягкие и твердые согласные;
- допускает ошибки связанные с нарушением произношения звуков;
- низкая скорость чтения;
-не понимает прочитанное.
Многие дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают. У детей же страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер.
Нарушения письма
· Для нарушения процесса письма используют термин дисграфия.
· Дисграфия является достаточно распространенным дефектом, который встречается у учащихся начальной школы и приводит, как правило, к стойким трудностям обучения.
· При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Их письменные работы содержат большое количество различных ошибок.
· Вовремя заметить наличие этих специфических ошибок и обратиться за консультацией к логопеду Вам помогут следующие рекомендации.
Тревожные признаки, которые указывают на необходимость консультации специалиста.
I. Ошибки звукового состава
1. Замены согласных.
2. Замены гласных.
3. Пропуски согласных.
4. Пропуски слогов и частей слова.
5. Перестановки.
6. Добавления.
7. Раздельное написание частей слова.
8. Пропуски гласных.
II. Лексико-грамматические ошибки
1. Нарушения согласования
2. Нарушения управления.
3. Замена слов по звуковому сходству.
4. Замена по семантическому сходству.
5. Пропуски слов.
6. Слитное написание слов.
III. Графические ошибки
1. Замена букв по количеству элементов.
2. Замена букв по пространственному расположению.
3. Зрительное письмо букв.
4. Общее искажение букв.
IV. Ошибки на правила правописания
1. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
2. Большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных.
3. Правописание мягких согласных.
4. Правописание безударных гласных в корне слова и. т.д., в этот пункт включаются все правила, которые изучал ребенок.
V. Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе.
1. Если перечисленные ошибки носят повторяющийся характер (искажения и замены букв; искажения звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме и. т. д.), то Вам следует обратиться за помощью к логопеду.
Ошибки письма могут по причине утомляемости, отвлекаемости.Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер.
2. Многие дети, которые начинают учиться писать, делают ошибки, но они носят временный характер и со временем исчезают. У детей же страдающих дисграфией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы и носят стойкий характер.
Предварительный просмотр:
Профилактика трудностей в обучении чтению
Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.
Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.
Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения.
В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.
В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде.
В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:
- формирование представления о собственном теле.
На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;
- формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.
Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);
- формирование представлений о последовательности.
Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:
а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;
- формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.
Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.);
- формирование представлений о слоговом составе слова.
Для занятий очень удобно использовать мяч:
а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");
б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.
Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.
Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.
- Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях.
- Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.
На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.
На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).
Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.
Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.
Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.
Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.
Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.
Тренировка удержания порядка следования букв:
1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.
2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.
Тренировка повышения скорости распознавания букв:
1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.
2. Ребенка просят на время прочитать последовательности букв, расположенных на карточках не в алфавитном порядке (используется несколько карточек с 4-6 строчками букв на каждой).
3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:
от на рак дай соль труд парк хвост
из за пар май боль крот март дрозд
ах не сок бей пыль стол торт крест
На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.
Тренировка запоминания прочитанного:
1. Словесное лото.
Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.
2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.
Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".
3. Реконструкция связного текста.
Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.
Предложенные упражнения помогают увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания.
Предварительный просмотр:
Логопед родителям - «Речевая готовность к школе»
Выступление на родительском собрании будущих первоклассников с темой: «Речевая готовность к школе»
Приходя в первый класс, у ребенка должен быть соответствующий уровень речевого развития.
На что необходимо обратить внимание:
- Речевая коммуникация
- Связная речь
- Словарь
- Грамматика
- Произношение
Речевая коммуникация - это когда ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.
К 7-ми годам у ребенка хорошо развита связная речь. Он должен уметь пересказывать небольшие по объему незнакомые рассказы и сказки.
При пересказе обращать внимание :
Он должен правильно формировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ, уметь использовать сложные предложения, должны отсутствовать подсказки по ход у пересказа.
К 7ми годам у ребенка достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - веселый, бежать - стоять), синонимы ( лошадь, конь, жеребец, скакун) и т. д.
Грамматика - к 7-ми годам ребенок должен уметь понимать различать грамматические конструкции.
Пример : Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что он сделал вначале?
Охотник бежит за собакой. Кто бежит впереди?
А также правильно образовывать слова.
Пример: Варенье из слив - сливовое, шапка из соломы - соломенная.
У лисы - лисята, у льва - львята.
Звукопроизношение. Приходя в школу ребенок не должен пропускать, искажать, заменять звуки другими звуками.
В 7 лет ребенок произносит все звуки родного языка в словах, во фразовой речи.
Помните, что правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.
Овладевая навыками письма для первоклассников представляет не мало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти рук, которые ещё недостаточно развиты. Для детей такая работа трудна и утомительна. Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушечек пальцев. Поэтому хорошо если место «хватки» карандаша или ручки покрыто пупырышками, они были трехгранными.
Чтобы ученику было удобно держать ручку, тогда почерк скорее стабилизируется.
(показ ручки и карандаша)
Выступление на родительском собрании у первоклассников
Тема: «Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь.»
Необходимо помнить, чт о устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления Грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.
Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат - неуспеваемость по письму и чтению.
Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:
- Замены
- Пропуски гласных и согласных
- Пропуски слогов и частей слова
- Перестановки
- Добавления
- Разделенное написание частей слова
Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов - одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребе нок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?
Коррекция проводится поэтапно и последовательно.
- Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.
- Развивается артикуляционная и мелкая моторика.
- Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)
- На выработку направленной воздушной струи
- Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)
- Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.
- На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)
Динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть у всех различной.
Вся речевая работа идёт с использованием игр, картинок, пособий.
Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Добивайтесь того, чтобы ребён ок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.
Желаю успехов!
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
- Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
- Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ними заниматься по заданиям логопеда.
- При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.
- Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Предварительный просмотр:
СЕКРЕТЫ
ГРАМОТНОГО ПИСЬМА
КАК ПРАВИЛЬНО СПИСЫВАТЬ ТЕКСТ
- Прочитай предложение целиком, чтобы понять его.
- Прочитай предложение или часть его по слогам, чётко.
- Запиши в точности то, что прочитал.
- Сверь свою запись с образцом – нет ли отличий?
КАК ПИСАТЬ ДИКТАНТ
- Прослушай предложение.
- Повтори его, чтобы запомнить.
- Скажи по слогам, как будешь писать.
- Пиши.
КАК ПРОВЕРЯТЬ НАПИСАННОЕ
Проверка предложений
- Прочитай предложение целиком.
- Понятно ли оно тебе?
- Есть ли точка в конце предложения?
Проверка слов
- Читай слово по слогам так, как оно написано.
- Нет ли пропуска буквы?
- Подходят ли буквы к слову?
Предварительный просмотр:
Советы логопеда родителям младших школьников.
Советы логопеда родителям младших школьников.
Упражнения, способствующие формированию навыков чтения.
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.
ИГРЫ С БУКВАМИ
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв.
- Например, буквы можно выложить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
- Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
- Можно использовать прием «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознает ее с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
- Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
- На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
- Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это - «Перечеркнутые бук-вы», «Разный шрифт», «Перевернутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечеркнутых букв».
- Можно привлечь самого ребенка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ - Ц и т. д.)
- На развитие памяти и внимания - «Какой буквы не стало» - перед ребенком выкладывается ряд букв, начиная с 3 - 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты - поменять буквы местами - ребенок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет ее. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь еще тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определенной последовательности).
- «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.
- Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает ее (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции - «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ
Среди наиболее типичных ошибок в письме младших школьников - пропуск букв и слогов. Он свидетельствует о том,что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например:
“снки”- санки, “кичат”- кричат.
Пропуск двух и более букв - следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова:
здоровье – “дорве”, брат - “бт”, девочка - “девча”, колокольчики - “калкочи”.
Также типичными ошибками являются замены букв.Замены букв указывают на то, что ученик выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место:
- При нестойкости соотнесения фонемы с графемой;
- При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство;
- При нечётком различении букв, имеющих сходство в начертании.
Постоянная замена одной буквы другой встречается редко. Обычно наблюдается смешение букв, когда один и тот же звук обозначается в письме то верно то ошибочно. Рассмотрим некоторые смешения, обусловленные акустико-артикуляторным сходством звуков
- д-т (тавно, сыдый, медёт, втрук.);
- в-ф ( партвель, ворточка картовель);
- ё-ю (клёква, замюрз, салёт, перелютные);
- г-к-х (черёмука, гороговый, за голмом);
- ч-с (сквореч, чапля, процитал, цястый)
- ц-с (рельцы, куриса, наулетсах).
Очень важным является контроль за ходом двигательных актов.Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и двигательным ощущениям – кинестезиям. При несформированности двигательного акта у младших школьников происходит смешение букв. В широкой распространённости подобных смешений играет отрицательную роль неправомерное методическое требование безотрывного письма с первых недель обучения детей в первом классе.
Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство:
Оптическое | Кинетическое | |
с е | о а | ч ъ |
- Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове.Чулан “чунал”, плюшевого “плюшегово”
- Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласны“шекола”, “ноябарь”, “дружено”
- ПерсерверациНа деревьях- “на девевьях”, с родными- “с родмыми”.
Ошибки на уровне слова.
Трудности анализа и синтеза слышимой речи, неспособность уловить и выделить в речевом потоке устойчивые речевые единицы приводят детей к ошибкам на уровне слова.
- Раздельное написание частей слова:“и дут”, “на чалось”, “б рат”, “поп росил”;
- Слитно пишутся служебные слова:“усосны”, “надерево”.
- Контаминации– грубые нарушения звукового анализа: лепят бабу “лептбау”, была зима “блзм”.
Таким образом:
Дисграфия - одно из проявлений системного нарушения речи, которое охватывает все стороны речевого развития, затрудняет усвоение языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтаксиса.
Рекомендуемые практические упражнения:
- Кинезеологические упражнения(эффективны, если проводятся каждый день). Уточнение пространственно-временных представлений (право-лево, верх-низ, вчера, завтра).
- Списывание:
- С рукописного текста;
- С печатного текста;
- Проговаривать, учить детей запоминать слог, а не слово. Воспитывать навык самопроверки.
- Слуховой диктант с проверкой.После диктанта на несколько минут открывается текст диктанта для проверки.
- Графический диктант.
Диктуются слова | Ученики обозначают звуки |
При проверке навыка определяется количество звуков в слове. | |
| |
При проверке умения определять количество слогов | |
| |
При закреплении темы “мягкий знак” | |
Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. | |
При прохождении темы педагог. | |
У входа в дом стоял старик с фонарём. |
Прочитать и записать слова вставляя недостающий слог
- СА или ТЫ
- Колё-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала-, ли-, лис-;
- ЛО или КА
- Во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко, са-, музы-, весе-, соро-, го-сок, -лина, подуш-, мо-дой, избуш-, мо-ток.
Записать слова, составленные из данных слогов.
- Ко, пей, ли, мин, ви, та, ке, ра, та,
- Ри, ку, ца, то, ав, бус, ни, пят, ца.
- Чик, не, куз, ла, ку, а, бо, ра та.
- Боч, ба, ка, чок, ви, но, та, ну, ми.
Следует отметить, что представленные здесь теоретические положения и практические упражнения – это лишь небольшая часть, имеющихся в научной литературе.
Советы родителям
Почему возникает дисграфия?
1. Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функции их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках, особенности речевого развития крохи с периодом его внутриутробного развития. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга. Если центральная нервная система у ребёнка развивается особенным образом, если она сформирована недостаточно полноценно, то это неизбежно скажется на формировании его речи, памяти, мышления. Для определения причин возникновения проблем и выбора наиболее эффективного пути их решения, специалисты внимательно анализируют не только нынешнее состояние ребенка, но и периоды раннего развития малыша. Когда ребенок пошел, сказал первые слова, чем и как часто болел – все это важно помнить и при обнаруженных “неполадках” необходимо своевременно обращаться за помощью, а не ждать, когда все пройдет само.
- Специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников.
Прежде всего, возникает необходимость формировать, а затем и формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме. Это достаточно сложная задача для первоклашки. Желательно, чтобы, разговаривая с ребенком, мама перестала понимать его с полуслова. Иногда стать крайне “непонятливой” бывает очень полезно.
Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас, правильно сформировано звукопроизношение. Он должен научиться замечать свои ошибки и планировать свои действия. Когда ребенок начнет писать слова, ему важно их проговаривать. А если у малыша нарушено звукопроизношение, то и напишет он, скорее всего, так, как скажет – с ошибками. Таким образом, до школы у ребенка должна быть полностью сформирована устная речь
3. Трудности левши
Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызывать трудности в освоении письменной речи.
Предварительный просмотр:
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ
В первую очередь необходимо обратить внимание на произношение вашего ребенка: правильно ли ребенок выговаривает слова, звуки? Так, пропуски гласных и согласных, перестановка букв слове, перестановка и выпадение слогов, появление лишних букв или слогов в слове обусловлены несформированностью фонетического слуха и связанных с ним анализа и синтеза слова. Порой бывает и так, что перед школой с ребенком работали над исправлением произношения, но он все же путает схожие звуки и буквы, заменяет их (например, с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.), в результате чего на письме допускает много ошибок. Это обусловлено тем, что фонематическое восприятие еще недостаточно сформировано, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой, похожие звуки не дифференцированы. Значит, работу следует продолжить. Ее можно проводить и дома, ведь не всегда можно попасть к логопеду.
Возможно использовать следующие игры, которые не требуют специальной подготовки и организации.
По дороге из школы домой, можно сказать ребенку: «Давай поиграем! Я скажу, а ты попробуй повторить за мной, затем скажи сам, четко выговаривая каждые слово и звук». Цель таких упражнений – отработка четкости артикуляции.
Высказывания и фразы для воспроизведения:
Мама мылом мыла Милу, не любила мила мыло (л-м).
Ткет ткач ткани на платок Тане6 (сочетание согласных тк, пл).
Очень часто блюдца у Танечке бьются (ч-ц).
Лара у Вали играет на рояле (р-л).
Ученица-озорница получила единицу (ч-ц).
У ежа ежата, у ужа ужата (ж).
На воре трава, на траве дрова (стечение согласных тр, др).
Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка (с-з).
Саша любит сушки, а Соня ватрушки (с-ш).
Можно проводить и речевые игры.
Игра «У кого хороший слух?» развивает фонематический слух и звуковой анализ. Называется ряд слов, содержащих звук, который ребенок произносит (или произносил) неправильно и сейчас путает на письме. Услышав звук в слове. Он должен подать сигнал (например, хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.п.).
Затем предлагается поделить слово на части (слоги) и определить, в какой их них находиться звук. Если у ребенка не получается проделать это на слух, тогда надо использовать наглядные опоры. Например, ребенок путает или не произносит «ш». Берутся картинки, на которых изображен шар, шапка, машина, кошка, Наташа и т.д. Каждое слово (картинка) «записывается» полоской, каждый звук изображается кружком:000. ребенок должен услышать звук «ш», определить, стоит он в начале, середине или конце слова. В результате следует вывод: в слове «шар» — один слог, три звука. В слове «кошка» — два слога, звук «ш» — в первом слоге, по счету — третий. Этому помогает схема 000 00.
Аналогично поводятся игры на любой звук, на дифференциацию сходных по звучанию звуков. Главное, чтобы ребенок научился слышать и узнавать заданный звук, определять его место в слове, записывать соответствующей буквой. При овладении этим навыком дисграфические (неспецифические) ошибки исчезнут. Если возникнут затруднения, сложности, следует обратиться к логопеду.
Можно давать для тренировки маленькие стишки, речитативы, скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах шеки.
Мороза моржи не страшатся,
Моржи на морозе резвятся.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.
Скажи потише: «Шесть мышат», —
И сразу мыши зашуршат.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю груз.
Разгружать меня не надо, все такой машине рады.
Не хвалюсь я, не хвалюсь,
Вовсе я не самосвал.
Самосвалом я зовусь,
Самосвал я, самосвал!
(М. Лепилина)
Свиду бабушка Улитка
и сурова, и сердита.
Вы зайдите в гости к ней
И отведайте сластей.
В звезде найдешь ты букву «з»
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
(С. Маршак)
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова мы считать.
Зайка, зонтик, змей, корзинка,
Ваза, воздух и резинка,
Зубы, козлик и тазы,
Зоопарк, завод, возы.
Посчитай-ка, не ленись,
Да смотри не ошибись.
(Л.П.Успенская , М.В.Успенский ).
Очень важным является наглядное восприятие того, что предлагается ребенку. У детей с особенностями психическое развития зрительное восприятие оказывается нарушенным. Это может быть недостаточность фиксации взора, сужение поля зрения, птоз, снижение остроты зрения, малый объем восприятия и т.д. Все это не позволяет сосредоточиться на задании. Ребенку трудно запомнить графический образ букв, он путает сходные по написанию буквы. Упражнения на наглядном материале помогают развивать, скорригировать зрительное восприятие.
На процесс овладения грамотой может отрицательно влиять нарушение моторики, т.к. ребенку трудно держать карандаш, доставать буквы из кассы, работать с мелкими предметами… Почерк у него бывает неровный, «скачущий» по страничке, выходящий за рабочую строку, тетрадки неаккуратные, мятые. В таких случаях от родителей требуется большое терпение и такт, понимание того, что ребенку надо помочь, а не ругать его. Полезно играть с мелкой мозаикой; штриховать различные изображения; обводить по трафаретам, а затем штриховать полученные изображения; разбирать и собирать предметы из деталей мелкого конструктора и т.д.
При расстройстве речевой деятельности процессы памяти страдают по-разному: может быть сужен объем запоминания, снижена точность воспроизведения, отмечается слабая прочность удерживания информации… Родителям следует учитывать это и стараться помочь развить все виды памяти. Нужно ненавязчиво, в игровой форме, предлагать ребенку для запоминания ряд слов с постепенным увеличением их количества. Дети могут запоминать загадки и стишки, сказки. Развитию памяти способствует запоминание и воспроизведение того, что ребенок видел на улице. Мышление развивает установление сходства и различия предметов.
Можно предложить игру «Угадай, что изменилось» в ряду 5-6 картинок или предметов. Ребенку предлагается закрыть глаза. В это время взрослый переставляет или убирает предметы (картинки), дополняет ряд. Ребенок должен заметить, что изменилось. Это развивает зрительное восприятие, увеличивает объем памяти, что в свою очередь способствует развитию мышления и речи.
Произвольное внимание у детей может быть неустойчивым, наблюдаются трудности в его переключении с одного вида деятельности на другой. Одной из причин является повышенная возбудимость, неспособность к длительному напряжению, повышенная утомляемость. Таким детям требуется больше времени для отдыха. Необходимо также использовать яркие пособия, игры, книги, следует разнообразить работу, но не перегружать ребенка.
Трудности при обучении грамоте могут возникнуть и в связи с личностными особенностями ребенка.
Предварительный просмотр:
- ЧТЕНИЕ БЕЗ ОШИБОК
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательные и слуховые органы. Чтение – это один из видов письменной речи, оно формируется на базе хорошо развитой устной речи.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Потом каждая буква соотносится со звуком, формируется звуковой (произносительный) образ слова. И наконец звуковой образ связывается со значением этого слова. Так происходит понимание читаемого.
Для того чтобы каждая буква была успешно усвоена ребенком необходимы такие условия:
- Ребенок должен различать все звуки речи, не смешивать их между собой. В противном случае одна и та же буква может соотносится с разными звуками. Усвоение буквы происходит медленно, за ней не устанавливается определенного звука.
- Ребенок должен хорошо усвоить оптический (зрительный) образ буквы. Различие многих букв заключается в разном положении одних и тех же элементов (ь, р) или в разном количестве их (ц, щ). Поэтому очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты пространственные представления (право - лево, верх - низ).
- У ребенка должна быть хорошая зрительная память, чтобы запомнить начертание буквы.
Осознание смысла слова происходит лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух.
Нарушение процесса чтения называется – «дислексия». Дислексия чаще встречается у мальчиков. Причина появления дислексии различны:
- Внутриутробное кислородное голодание ребенка.
- Инфекционные заболевания беременной.
- Неблагоприятные факторы во время родов: затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, родовая травма.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
- Замены и смещение звуков при чтении.
- Побуквенное чтение – нарушение слияния букв в слоги и слова.
- Искажение структуры слова – пропуски, перестановки, добавление букв.
- Нарушение понимания прочитанного.
У детей с дислексиями часто наблюдается недоразвитие моторики, что сказывается на формировании пространственных представлений. Дети-дислексики испытывают трудности в определении правого и левого, верха и низа. Неточно определяют форму и величину предмета.
Чаще встречаются дислексии у детей с доминирующей левой («левши»). У детей-дислексиков часто встречаются нарушение устной речи, задержка речевого развития.
Слуховое восприятие при дислексии неустойчиво, это затрудняет овладение звуковым образом слова. Двуязычие в семье и школе также может стать фактором, вызывающим дислексию.
Различные виды дислексий можно объединить в такие группы:
- фонематическая дислексия возникает при недоразвитии слухового восприятия речевых звуков (фонем)
- оптическая дислексия отмечается при неустойчивости зрительно-пространственных представлений
- моторная дислексия возникает при затруднениях в движении глаз во время чтения. Отмечаются прерывность, скачкообразность движений глаз, изменение направленности.
Пути преодоления дислексии
- Для устранения фонематической дислексии необходимо развивать звукобуквенный анализ слова, то есть определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала ребенка учат определять, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас.
Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д.
Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: рак – р а к, каша – к а ш а, ручка – р у ч к а.
- При оптической дислексии наблюдаются трудности в усвоении зрительного образа буквы (путаются похожие по начертанию буквы). В связи с этим работа проводится в таких направлениях:
- развитие зрительного восприятия
- развитие зрительной памяти.
- - формирование пространственных представлений (верх - вниз, право – лево, под - над).
Ребенку можно предложить задание: положить ручку справа от тетради, карандаш положить слева от книги и т. д. Написать заданные буквы справа или слева от вертикальной линии.
Для развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:
- запомнить 4-5 картинок, потом назвать их по памяти
- запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, затем выбрать их среди других (8-10)
- разложить 3-4 картинки в нужном порядке после того, как их перемешал взрослый
- разложить по памяти буквы, цифры или фигуры так, как они лежали до перемешивания
- Игра «Чего не стало?» На столе 5-6 игрушек, ребенок запоминает их. Потом взрослый прячет 1 игрушку.
- Дифференциации зрительных образов букв.
Необходимо сформировать четкий зрительный образ каждой буквы
- Найти заданную букву среди графически сходных букв
- Определить буквы, находящиеся в неправильном положении среди обычных букв
- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром
- Дописать недостающие элементы буквы
- Назвать буквы, наложенные друг на друга
- Показать правильную букву в паре, где одна буква написана верно, а вторая зеркально к ней
- Сконструировать буквы из спичек
- Вылепить буквы из пластилина
- Соотнести букву с каким-нибудь предметом: О – обруч, Ж – жук, П – перекладина, Н – лестница
- Выучить стишки о буквах:
«А» - как лесенка стоит,
перед входом в алфавит.
Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Эти несложные упражнения помогут ребенку избежать трудностей при чтении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "
Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....
консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...
Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...
Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)
В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...
Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»
Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....
Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.
Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар http://my.we...
Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.
Консультация для родителей по пожарной безопасности....
- Мне нравится (1)