Значение музыки в развитии ребенка
статья на тему

Антонова Наталья Александровна

В статье раскрыта тема о психологической, эмоционально-духовной роли классической музыки в развитии ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыки в развитии ребенка.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, так в древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия по математике в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Обострённое слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

Ещё одна особенность музыки воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредотачивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие эмоционального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры.

Свои первые шаги в приобщении к музыке ребёнок делает ещё до школы. Он слушает её, смотря детские мультфильмы и передачи, где она является одним из средств эмоционального воздействия. Музыка вызывает у него чувство радости; часто её слушание сопровождается движениями, подпеванием мелодии. Если дошкольник воспитывается в детском саду, то приобщение к музыке осуществляется непосредственно на музыкальных занятиях, У ребёнка развивают эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, он приобретает начальные навыки слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.

Дошкольники проявляют заметный интерес к музыке подвижной, весёлой, жизнерадостной по характеру. В мимике, жестах, движениях под музыку они открыто выражают свои переживания, чувство удовольствия. Эту искренность переживаний важно сохранять и в дальнейшем приобщении детей к музыкальному искусству.

Чем можно объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные чувства; поёт солдат в походе - песня придаёт особое бодрое настроение; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формирование эмоциональной сферы, совершенствуются мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения».

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познает эталон красоты, присваивает ценный; культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образцах, значимом для него содержании.

Музыка развивает ребёнка и умственно, помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально - образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу, так как эмоциональная отзывчивость на неё - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения и игры на музыкальных инструментах развивается умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой музыкальной способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка Чувство ритма формируется, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену её характера, как бы «пропустить её через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что так же важно и для общего развития ребёнка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на развитие ребенка

Данная беседа подготовлена для родителей общеобразовательных школ, в рамках агитационной работы по набору учащихся в ДШИи ДМШ...

Значение игры в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Когда дети в игре берут на себя роли взрослых, они стараются как бы «стать на время взрослыми» и все больше и больше от повторения последовательности действий переходят к воспроизведению смысла ...

Статья "Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"

Статья раскрывает вожное значение логоритмики в развитии дошкольников на музыкальных занятиях....

Значение музыки в воспитании ребенка-дошкольника

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...

"Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение использования логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста....

Эссе на тему «Значение игры для развития ребенка»

Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка....

Статья " Значение музыки в развитии ребенка"

В статье говорится о том, насколько важно для развития ребенка начинать знакомство со звуком  и музыкой с настоящего ,естественного, натурального звучания музыкальных инструменов, звуков природы...