Профилактика суицидального поведения подростков.
консультация по теме

Трубникова Светлана Евгеньевна

Лекторий для родителей на тему «Профилактика суицидального поведения подростков».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               

Родительский лекторий

на тему:

«Профилактика суицидального поведения подростков»

                                                                                       

   

     

         

                                                                               

2017 г

Уважаемые родители я предлагаю Вам просмотреть  видео- ролик «Я не вернусь сюда никогда». В ролике показано неблагополучная семья с алкогольной зависимостью родителей, жестоким обращением родителей с детьми. Ребенок повторяет все действия, которые происходят в семье. От унижения, жестокого обращения, от  безысходности ребенок решается на самое страшное – суицид. Следующим вопросом нашего р/с будет тема: «Профилактика суицидального поведения подростков»

(1-2 слайд) Суицидальная тема достаточно сложна. Наличие знаний о проблеме самоубийства помогает избежать беспочвенных опасений и придаёт уверенность нам, взрослым, в том, что мы сможем помочь детям в трудных ситуациях.

"Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды".

Один из пиков суицидальной активности - пик молодости: молодые составляют одну треть самоубийц. Суицид редко встречается у детей младше 13 лет. Это объясняется тем, что дети этого возраста еще очень зависимы от близких взрослых, поэтому мысль, что можно совершить враждебные агрессивные действия по отношению к себе самому, не приходит им в голову.  А с возраста 14-15 лет суицидальная активность возрастает, достигая максимума среди подростков 16-19 лет. Сравнение числа попыток с числом самоубийств показывает, что из 15 попыток суицидом заканчиваются одна-две. Более трети молодых людей повторяют эти попытки - с каждой следующей риск смертельного исхода увеличивается. Отмечено, что лишь в 10 % случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90 % суицидальное поведение подростков - это крик о помощи.

(3 слайд) Прежде чем оказать помощь ребенку, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах.

Самоубийство (суицид) — это осознанное лишение себя жизни.    

 "Суицидальное поведение — понятие более широкое, которое, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. Покушения это  все суицидальные акты, не завершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидника, к проявлениям относят соответствующие мысли, высказывания, намеки.

(4 слайд) Феномен суицида чаще всего связывают с представлением о психологическом кризисе - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, то есть таким препятствием, которое не может быть устранено обычными способами решения проблем, известными человеку.  Непереносимость душевной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем, и суицид может казаться человеку, находящемуся в кризисном состоянии, единственным способом избавления и разрешения всех проблем.

Более половины суицидов - это обращения к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание умереть а желание повлиять на другого – его действия, поступки, мысли и пр.

(5 слайд) Предлагаю выделять три формы суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение — это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обидчику.

Аффективное суицидальное поведение — тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.

Истинный суицид — намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастности к совершенному действию.

( 6 слайд) Среди психологических оснований для истинного принятия решения об уходе из жизни можно выделить следующие пять:

1) Протест (месть)  - когда своими суицидальными действиями молодой человек протестует против сложившихся обстоятельств, против принятого решения и т.п. Иногда подросток своим самоубийством  как бы  наказывает других, возможно, родителей: "Вы пожалеете, когда я умру";

2) Призыв  - для того, чтобы изменить невыносимую личностную ситуацию, подросток как бы призывает помощь извне: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";

3) Избежание   кары - имеется в виду попытка избежать наказания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если подросток предполагает ухудшение ситуации: "Дальше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";

4) Самонаказание   - суицидальным  действием   подросток наказывает себя за совершенный ранее поступок или проступок: "Никогда не прощу себе...". В данном типе суицида имеет место своеобразное расщепление личности на "судью" и "подсудимого" - в таком случае от "судьи" исходит наказание и уничтожение в себе врага, а от "подсудимого" - "искупление вины".

5) Отказ   от   себя   - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.

(7 слайд) В подростковом возрасте наиболее типичны такие мотивы, как протест и призыв к помощи.

(8 слайд) Факторы способствующие суициду:

1. Неблагополучие в семье. Частые длительные конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия, отношение родителей к  детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье, ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей, отсутствие поддержки со стороны семьи. Уход одного из родителей, как правило, отца, или его отсутствие. Подвержены риску неблагополучные семьи, где царит напряженная атмосфера, отношения родителей и детей обострены, один либо оба родителя характеризуются антисоциальным поведением.

В то же время одним из сильных антисуицидальных факторов, удерживающих молодых в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, в них проявляется уважение, в таких случаях формируются внутренние защитные механизмы, удерживающие ребенка от суицидального поведения.

2. Школьные проблемы суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями и администрацией школы. Нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей). Особенно  в последнее время возросли случаи суицида подростков после сдачи ЕГЭ, по причине не сдачи экзамена либо если не набрал нужных балов.

3. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

4. Сексуальные проблемы. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может привести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства. Беременность девушки-подростка— все это может толкнуть подростка к суицидальному поведению.

5. Депрессия. Она может проявляться в печали, подавленности, потери интереса к жизни, отсутствии желания решать актуальные жизненные проблемы. Могут появляться психосоматические расстройства: потеря аппетита, нарушения сна, усталость, снижение сексуального интереса.

6. Стресс. Причиной самоубийства может стать стресс. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем. Это обостряет чувство собственной неполноценности, незащищенности, безвыходности ситуации.

(9 - 10 слайд) Симптомы суицидального поведения:

1.Потеря аппетита или импульсивное обжорство;

2.Бессоница или повышенная сонливость;

3.Тревожное поведение, сопровождающееся суетой, спешкой;

4.Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

5.Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, неуверенность в себе;

6.Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнение работы, которая раньше приносила удовольствие;

7.Погруженность в размышления о смерти;

8.Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе;

9.Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

10.Отсутствие перспективы в будущем;

11.Завуалированные попытки попрощаться..

(11 слайд 6 щелчков) Правила обхождения с детьми, проявившими суицидальные наклонности:

1.  Будьте внимательны к состоянию ребёнка;

2. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы друг с другом;

3. Дайте возможность ребёнку высказаться;

4. Поддерживайте позитивные черты характера ребёнка;

5. Подчёркивайте временный характер проблемы.

(12 слайд) Рекомендации родителям  ребенка проявившего суицидальные наклонности:

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

2.  Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3.  Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.

4.  Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо. На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

(13 слайд) Запомните  эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.Обсудите  с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации сопряженной с риском для жизни;

2.Расскажите о номерах телефонов, которыми он может воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни;

3.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

4.Не иронизируйте над ребёнком, если в какой – то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его

(14 - 15 слайд) Школой проводится большая профилактическая работа по предупреждению правонарушений, жестокого обращения с детьми, суицидального поведения.

1.С целью предупреждения безнадзорности и безпрезорности разработан план ежемесячных рейдов по неблагополучным семьям, где родители выполняют не в полном объеме обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей.

2. Ежемесячно проходят заседания «Совета профилактики по предупреждению безнадзорности и безпризорности»

3. В школе работает консультативный пункт по оказанию помощи семьям в обучении и воспитании детей. Если у вас что –то происходит с ребенком и не знаете как ему помочь, вы всегда  можете обратится к нам.

4. Периодически осуществляется выезд специалистов по профилактике  предупреждения правонарушении среди обучающихся.

(16 слайд) Уважаемые папы и мамы!

 В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

(17 слайд) Жизнь хрупкий расточек

Он тянется к солнцу, хочет добра, тепла и бережного к себе отношения. Будем внимательнее и добрее к тем, кто рядом!

(18 слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно»

Слайд 3

Самоубийство (суицид) – осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – помимо суицида включает в себя суицидальные покушения (акты не завершившиеся смертью), попытки и проявления (мысли, высказывания, намеки).

Слайд 4

Психологический кризис – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей.

Слайд 5

Формы суицидального поведения: Демонстративный суицид – изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью. Аффективный суицид – совершается на высоте аффекта. Истинный суицид – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое.

Слайд 6

1. Протест – мотив, характерный для людей, находящихся в конфликтных, эмоционально насыщенных ситуациях (например, месть); 2. Призыв – человек, которому кажется, что он одинок и никому не нужен, пытается обратить на себя внимание, вызвать жалость; 3. Избежание кары – стремление уйти от какой-либо неизбежной неприятности, уголовного наказания, позора, избавления от тяжести психического или соматического состояния; 4. Самонаказание – приговор человека, считающего, что он совершил непоправимый поступок, грех, несовместимый с дальнейшей нормальной жизнью; 5. Отказ от себя – человек отказывается от существования, жизнь потеряла интерес и смысл.

Слайд 7

Слайд 8

Факторы, способствующие суициду: 1.Неблагополучие в семье, напряженные отношения; 2. Школьные проблемы; 3. Конфликт со сверстниками; 4. Сексуальные проблемы; 5. Депрессия; 6. Стресс.

Слайд 9

1.Потеря аппетита или импульсивное обжорство; 2.Бессоница или повышенная сонливость; 3.Тревожное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; 4.Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; 5.Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, неуверенность в себе;

Слайд 10

6.Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнение работы, которая раньше приносила удовольствие; 7.Погруженность в размышления о смерти; 8.Чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе; 9.Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей; 10.Отсутствие перспективы в будущем; 11.Завуалированные попытки попрощаться..

Слайд 11

Правила обхождения с детьми, проявившими суицидальные наклонности: 1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы друг с другом; 2. Будьте внимательны к состоянию ребёнка; 3. Дайте возможность ребёнку высказаться; 4. Поддерживайте позитивные черты характера ребёнка; 5. Подчёркивайте временный характер проблемы.

Слайд 12

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным. 2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы. 3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность. 4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. 5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо. 6. На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

Слайд 13

1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации сопряженной с риском для жизни; 2.Расскажите о номерах телефонов, которыми он может воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни; 3.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах; 4.Не иронизируйте над ребёнком, если в какой – то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его.

Слайд 14

Школой проводится большая профилактическая работа по предупреждению правонарушений, жестокого обращения с детьми и суицидального поведения.

Слайд 15

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Слайд 16

Он тянется к солнцу, хочет добра, тепла и бережного к себе отношения. Будем внимательнее и добрее к тем, кто рядом !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Методические рекомендации кураторам по профилактике суицидального поведения подростков

Данная работа является буклетом и  содержит информацию о стадиях суицидального поведения, признаках и причинах....

Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...

Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"

Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия:  содействие  социальной адаптации подростков через осознание отве...