8 железных правил для родителей школьника
статья по теме

Подкопаева Татьяна Сергеевна

Наши удачи и успешность, так же как комплексы и неудачливость, во многом делать так, чтобы школа, учеба и общение стали ему в радость? Мы спросили совета у Веры Пузько, профессора кафедры педагогики и психологии развития МГУ им. Невельского.

 

 1. Родительство - это специальность, потому надо читать и просвещаться. И тратить на ребенка время! Мы получаем профессиональные знания, затрачивая на это немало сил. Быть родителем - не меньшая наука, и значит, нужны знания. Родители оправдываются: некогда заниматься с детьми, надо зарабатывать. Как психолог не принимаю таких оправданий: если мы оставим поле невозделанным на год, оно зарастет сорняками. Так же и с детьми: если не культивируем возможности ребенка, получим «сорняковое поле»… Когда ребенок поступает в школу, кто-то из семьи должен быть с малышом, быть может, поступившись карьерой. Сколько? Как позволят обстоятельства, но лучше подольше. Может, даже целый год.

 

  2. Записывая ребенка в первый класс, проконсультируйтесь со школьным психологом. И чем раньше, тем лучше: пусть он протестирует, готов ли малыш учиться, насколько созрел физически и психологически, сформировалась ли мотивация к учебе, сможет ли высидеть все уроки сосредоточившись, легко ли ему будет общаться со сверстниками. Психолог может дать дельные рекомендации специально для вашего малыша.

 

  3. Будьте включенными во все, что происходит с ребенком! И не забывайте позаботиться о его эмоциональном самочувствии. По нашим исследованиям, большинство детей испытывает острый эмоциональный голод в своих семьях, им недостаточно проявляемой родителями заинтересованности в их жизни. Уже в старших классах подросток будет стараться держать дистанцию и не пускать родителей в некоторые сферы своей жизни - имеет право! Но младшие школьники нуждаются в эмоциональных отношениях с родителями. У первоклассника стоит интересоваться, удалось ли ему с кем-то подружиться, есть ли контакт с учителем, как он себя чувствует в классе и на переменках. Понаблюдайте, не проявляется ли школьная тревожность у более старших ребят (бледность, тошнота, недомогание).

 

  4. Никогда не сравнивайте своего ребенка или подростка с другими детьми или с самим собой! Принимайте и уважайте его индивидуальность. Не настаивайте, чтобы учитель первые два года учебы в школе ставил оценки - это весьма травматично для детей и нарушает их мотивацию к учебе. У ребенка могут быть не ваши темперамент, наклонности, но он и должен быть самим собой. Такие фразы, как: «Я в твоем возрасте была такая быстрая, а ты…» или «Посмотри, вот Ваня как решает!» - необыкновенно ранят, формируя хроническую неуспешность. Лучше сказать так: «Ты еще читаешь по слогам, не все люди научаются читать быстро, мне давалось это с трудом, и у тебя получится!». Или так: «Посмотри, вчера у тебя было так много ошибок, а сегодня ты написал грамотно и чисто!». Лучше сравнивать достижения самого ребенка, поддерживая его рост.

 

  Кстати 
Школьная тревожность нередко имеет корни в семье: амбициозные родители хотят с помощью успехов ребенка реализовать свои амбиции. В таких случаях они спрашивают: «Твой ответ был лучшим в классе? Ты был лучше всех?». Непосильные требования могут обернуться для ребенка неуверенностью и неуспешностью.

 

  5. Если вы замечаете, что учебная деятельность у школьника упорно не складывается, подчеркните его достижения и таланты в других областях! Самое главное, мы должны понимать, что школьное обучение вовсе не охватывает все разнообразие жизни и способности людей. Может быть, ребенок талантлив в спорте? В музыке? В пении? Есть люди, талантливые в общении и дружбе - они могут быть замечательными друзьями. Другие обладают экономической предприимчивостью, кто-то проявляет христианские черты милосердия и доброты, и это тоже талант! Помню девочку, которая три раза сидела в первом классе, писала с ошибками, но ее тетрадки выглядели изумительно - у нее был настоящий гений аккуратности. Плюс к тому она была мила и деликатна - разве это не особые способности? Так что стоит ценить и развивать любые таланты ребенка, даже если они не вписываются в школьную программу.

 

  6. Верьте в своего ребенка! Ничто так не развивает личность, как вера родителей в возможности ребенка. Такая вера сквозит в выражении лица и жестах участия, в словах поддержки и взгляде, полном любви.

 

  7. Устраивайте для ребенка семейные праздники! Например, почему бы не отпраздновать первый месяц учебы в школе? Первую пятерку как важное событие, окончание четверти? В такой день можно устроить выезд в лес или пригласить его друзей. Личный праздник - великая поддержка для ребенка.

 

  8. Радуйтесь жизни вместе с ребенком! Собственно, каждый из нас нуждается в этом…   

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."

Эта беседа может быть проведена при первой  встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......

Основные права и обязанности родителей школьников

Основные права и обязанности родителей школьников. Что же должны знать родители о своих правах, обязанностях и ответственности. Обязанности ребенка....

Основные права и обязанности родителей школьников.

Данный материал поможет родителям учащихся разобраться в своих правах, обязанностях и ответственности в соответствии со статьями Коституции РФ и Семейного Кодекса РФ....

Какие права у родителей школьников

Какие права у родителей школьников...

Основные правила для родителей школьников

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успевающим учеником, счастливым и здоровым ребёнком. Безусловно, многое зависит от самого ребёнка, но и родителям приходится прикладывать недюженные усилия...

7 правил осознанных родителей школьника

Памятка для родителей во взаимоотношениях с детьми...