Советы психолога для родителей.
консультация на тему
Советы для родителей, которым иногда бывает трудно найти общий язык со своим ребёнком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы для родителей по воспитанию | 68.5 КБ |
презентация "Советы психолога" | 644.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы для родителей, которым иногда бывает трудно найти общий язык со своим ребёнком.
1. Перестаньте воспитывать детей! Главное для ребёнка – иметь перед собой пример, достойный подражания. Дети чувствуют счастливых людей. Родителям важно быть в согласии между собой и с самими собой. Познакомьтесь и подружитесь со своими детьми и много проблем разрешится.
2. Любите естественно. Любить – значить доверять. Согласно возрасту давайте ему самостоятельность. Прежде чем проявить требовательность к ребёнку, проявите требовательность к себе, к своему образу жизни.
3. Не наказывайте ребёнка никогда! На самом деле необходимо наказать себя и причём вдвойне, так как любой проступок ребёнка - это ваша вина. Ребёнок зачастую не знает, как поступить, и ваша задача показать или рассказать ему об этом. Важно разобраться не почему ребенок, так или иначе, поступил, а зачем.
4. Не опускайте руки, никогда! При наркомании и алкоголизме, компьютерных зависимостях и суицидных мыслях важно искать пути преодоления этих состояний. И начните, прежде всего, с себя. Никакого наркомана не вернуть к жизни, если вы не измените свою жизнь. Обратите внимание на перечень сигналов автора Р.Р. Гарифуллина “Скрытая профилактика наркомании”.
Личностные изменения у ребенка, употребляющего психоактивные вещества
Резкие перепады настроения в короткий промежуток времени.
Раздражительность, скрытность, враждебность, замкнутость, угрюмость, подавленность, беспокойство.
Потребность в немедленном удовлетворении своих желаний.
Отказ обсуждать с родителями свои проблемы.
Все возрастающая изоляция от семьи.
Нежелание знакомить своих новых друзей с родителями.
Все большее охлаждение к прежним друзьям.
Равнодушие к учебе, спорту, прежним увлечениям.
Появление у детей чувства ущербности, комплекса неполноценности.
Отрицание того, что наркотики могут приносить вред.
Изменения в привычках и образе жизни ребенка
Необъяснимые уходы из дома.
Неспособность даже приблизительно определить время своего отсутствия.
Игнорирование семейных праздников.
Неожиданный рост аппетита, как и его потеря.
Страстная потребность в сладком.
Изменения в режиме сна и бодрствования: человек спит днем и бодрствует ночью.
Кражи и распродажа домашнего имущества.
Вымогательство денег.
Обильное употребление в речи сленга и терминов, непонятных взрослым.
Частое проветривание своей комнаты.
Ухудшение успеваемости.
Сонливость на уроках.
Предлагаем воспользоваться советами ребенка своим родителям.
Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас самих в чем-то.
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как с взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.
Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно если вы будете учитывать, и мои интересы и уважать их.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я согласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношениях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом.
Не давайте обещаний, которые не в силах выполнить, это может поколебать мою веру в вас. Просто скажите свой вариант решения: если вы не выполните свое обещание, то компенсируете мне тем-то и тем-то. И вам будет легче, и мне спокойнее. Важно, чтобы компенсация была адекватной (или большей) и стимулировала вас выполнить обещание.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги. И вообще, порядок в своей комнате я наведу сам, я даже могу постирать и сварить обед, сходить в магазин без списка в кармане. Иногда меня раздражает ваше предложение: «Тебе хлеб маслом намазать?»
Не обращайте внимания на мои дурные привычки. Это меня портит. Особенно не говорите: «Ты еще маленький, тебе еще рано то-то и то-то…» Вы хотите, чтобы я чуть подрос и оторвался на полную катушку?
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо большее внимание на ваши замечания, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз. К тому же вы рискуете сами оказаться в глазах других в неловком положении, а меня замкнет, и я захочу поправить вас.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. И узнал об этом раньше, чем вы думаете. Вспомните себя.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. Вы же продолжаете делать ошибки до сих пор, но называете это опытом.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. Вы ведь тоже защищаетесь, не найдя времени поговорить со мной по душам.
Не требуйте от меня объяснений, а зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. Как впрочем, и вы. С кем не бывает!
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же вами забывается. А нагоняй за проступок – никогда.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Заметьте, не так как к приятелю или коллеге, а как к настоящему другу. Тогда я тоже стану вашим другом.
Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания. Я очень горжусь вами, что вы прочитали все мои пожелания. Теперь у нас будет другая жизнь! Я верю вам.
Помните, что я вас люблю. Пожалуйста, ответьте мне любовью.
Учреждения дополнительного образования обладают уникальной возможностью для создания условий каждому ребенку проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные и практические. Через многочисленные пробы сил в различных сферах творческой деятельности у подростка появляется возможность познать себя.
Предлагаем адреса муниципальных учреждений дополнительного образования детей города Хабаровска, в которых ребенок сможет организовать свое свободное время.
Железнодорожный округ
Детский экологический центр «Косатка» г. Хабаровск, ул. Кочнева, 6; тел.:33-57-61
Детско-юношеский центр «Сказка» г. Хабаровск, ул. Сигнальная, 4; тел.:59-64-53
Детско-юношеский центр «Восхождение»
г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 71; тел.:38-96-22; 38-39-87
Детско-юношеский центр «Спектр»
г. Хабаровск, ул. Ломоносова, 2; тел.:22-80-01; 22-85-35
Северный округ
Дворец творчества детей и молодежи г. Хабаровск, ул. Руднева, 68; тел.:33-16-09; 33-16-64
Центр детского творчества «Радуга талантов» г. Хабаровска
г. Хабаровск, ул. Запарина, 127; тел.: 56-77-32; 56-06-62; 56-58-15
Южный округ
Детская школа театрального искусства «Бенефис»
г. Хабаровск, ул. Ворошилова, 3; тел.: 51-16-44
Центр внешкольной работы «Планета взросления»
г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, 22; тел.: 50- 51-48; 50-51-47
Центр развития творчества детей и юношества
г. Хабаровск, ул. Монтажная, 40; тел.: 53-89-49; 53-89-51
Детско-юношеский центр «Импульс» г. Хабаровск, пер. Антенный, 3; тел.: 33-38-48
Детско-юношеский центр «Поиск» г. Хабаровск, ул. Ворошилова, 42; тел.: 51-00-15
Филиал «Школа народной культуры» г. Хабаровск, ул. Малиновского, 21; тел.: 50-47-61
Городской детский эколого-биологический Центр
г. Хабаровск, пер. Ремесленный, 3; тел.: 58-34-71
Центр эстетического воспитания детей «Отрада»
г. Хабаровск, ул. Юности, 6 Б; тел.: 33-95-42; 33-12-63
Детская музыкальная школа № 5 г. Хабаровск, ул. Световая, 9; тел.: 29-26-09; 36-66-09
Детская музыкальная школа № 7 г.Хабаровск, ул. Союзная, 76; тел.: 54-51-35; 54-68-64
Детская школа театрального искусства «Бенефис»
г. Хабаровск, ул. Ворошилова, 3; тел.: 51-16-44
Центр внешкольной работы «Планета взросления»
г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, 22; тел.: 50- 51-48; 50-51-47
Центр развития творчества детей и юношества
г. Хабаровск, ул. Монтажная, 40; тел.: 53-89-49; 53-89-51
Детская музыкальная школа № 2 г. Хабаровск, ул. Советская, 9; тел.: 56-76-10
Детская музыкальная школа № 4 г. Хабаровск, ул. Руднева, 47; тел.: 48-95-89; 48-35-42
Центральный округ
Центр детского творчества «Гармония»
г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 46; тел.:32-88-89; 32-08-19
Дворец детского творчества «Маленький принц
г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского,17; тел.: 32-46-83; 32-49-61
Детско-юношеский центр «ДАНС» г. Хабаровска
г. Хабаровск, ул. Гамарника, 49; тел.: 60-50-66
Детская музыкальная школа № 1 г. Хабаровск, ул. Гоголя, 25; тел.: 30-44-48; 30-50-61
Детская художественная школа г. Хабаровск ул. Запарина, 26; тел.: 31-31-26
Детская хореографическая школа г. Хабаровск, ул. Калинина, 55; тел.: 21-64-04
Детская музыкально-хоровая школа «Тополек»
г. Хабаровск, ул. Ленина, 16; тел.: 22-39-43; 21-57-06
Муниципальные учреждения по физической культуре
Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (бокс, хоккей с мячом)
г. Хабаровск, Амурский б-р, 3; тел.: 56-26-56 (зал бокса); 56-85-91
Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 3
(легкая атлетика, конькобежный спорт) г. Хабаровск, ул. Путевая, 2 А; тел.: 36-27-46
Детско-юношеская спортивная школа «Мастер»
(кикбоксинг, греко-римская борьба) г. Хабаровск, ул. Союзная, 58; тел.: 54-57-33
Детско-юношеская спортивная школа «Дельфин»
(плавание, парус, гребля, каноэ) г. Хабаровск, ул. Королева, 4 в; тел.: 36-20-64
Детско-юношеская спортивная школа «Олимпия» (художественная гимнастика)
г. Хабаровск пер. Молдавский, 10; тел.: 75-19-41; 75-19-42
Детско-юношеская спортивная школа «Спартак»
г. Хабровск, ул. Дикопольцева, 19; тел.: 30-57-87; 30-64-13
Детско-юношеская спортивная школа «Самбо – 90»
г.Хабаровск, пер. Матросский, 3 А; ул. Тихоокеанская, 218; тел.: 37-64-69; 37-64-70; 42-91-52
Детско-юношеская спортивная школа № 4
(баскетбол, волейбол, настольный теннис)
г. Хабаровск, ул. Королева, 4 Б; тел.: 36-27-32; 36-27-80
Волейбольный любительский клуб «Ерофей Хабаров»
г. Хабаровск, ул. Волочаевская,1; тел.: 31-17-52
Негосударственное учреждение дополнительного образования “Горнолыжная школа “Дерсу”
г. Хабаровск, ул. Прогрессивная, 2 В; тел.: 54-55-45; 54-54-44
Стадион «Юность» (футбол, бейсбол, спортивно-оздоровительные группы)
г. Хабаровск, ул. Юности, 4 Г; тел.: 78-70-32
Бассейн «Заря» (футбол, бейсбол, спортивно-оздоровительные группы)
г. Хабаровск, пос. Горького, ул. Воровского, 17 В; тел.: 36-09-12
Психологическая помощь
Иногда нам трудно найти общий язык со своим ребенком, возникают конфликты, недопонимание. Разрешить сложные жизненные ситуации Вам помогут специалисты в учреждениях, адреса которых мы Вам предлагаем.
Консультация «Брак и семья» г. Хабаровск, ул. Серышева, 34; тел.: 30-69-91
Центр планирования семьи и репродукции краевого перинатального центра
г. Хабаровск, ул. Истомина, 85; тел.: 56-20-37
Муниципальное автономное учреждение «Центр развития образования»
г. Хабаровск, ул. Калинина, 68; тел.: 32-46-27
Молодёжный телефон Доверия, тел.: 30-50-60 (круглосуточно)
Краевой молодёжный социальный медико-педагогический центр
(психолог, психотерапевт, нарколог, специалист по социальной работе с молодёжью),
тел.: 57-74-47
Городской телефон Доверия, тел.: 30-71-71 (круглосуточно)
Психотерапевтический центр ГУЗ «Психиатрическая больница им. Галанта»
г. Хабаровск, ул. Кубяка, 2 Б; тел.: 36-36-45
Краевой центр психотерапии г. Хабаровск, ул. Калинина, 142; тел.: 56-21-03
ГУ «Краевой центр медико-психологического сопровождения»
г. Хабаровск, Трамвайный проезд, 5 А; тел.: 30-74-70
Центр диагностики и консультирования «Надежда»
г. Хабаровск, ул. Калинина, 96; тел.: 32-59-13
Юридическая помощь
Знание прав и обязанностей облегчает жизнь
Управление образования администрации города Хабаровска
г. Хабаровск, ул. Владивостокская, 57; тел.: 43-88-85; 43-76-75; 43-76-74
Краевой молодёжный медико-социальный (кризисный) центр «Контакт»: юридическая клиника (семейное право, брачный контракт, право на медицинскую помощь, защита от насилия). Бесплатно – среда, пятница с 16.00 до 18.00 час.
г. Хабаровск, ул. Первомайская, 25; тел.: 57-74-47
Центр юридической защиты молодёжи «Краевой Дом Молодёжи»
г. Хабаровск, ул. Гоголя, 21; тел.: 30-50-57
Комиссия по правам человека при Губернаторе Хабаровского края,
тел.: 31-87-97
Хабаровский городской отдел по защите прав потребителя,
тел.: 42-33-13; 42-32-43
Медицинская профилактическая помощь (ВИЧ/СПИД)
Дальневосточный окружной центр по профилактике и борьбе со СПИДом
г. Хабаровск, ул. Шевченко, 2; тел.: 32-70-05
Хабаровский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом
г. Хабаровск, ул. Пилотов, 2; тел.: 33-54-54
ГУЗ «Краевой кожно-венерологический диспансер»
г. Хабаровск, ул. Ангарская, 5; тел.: 54-31-48
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если родители часто ссорятся при ребенке Существует несколько правил "грамотного" разрешения семейных конфликтов. Лучше, конечно, если они происходят не в присутствии детей. Если это невозможно в силу особенностей вашего самоконтроля, помните, что ни одна ссора не должна затрагивать целостности семьи. 1. Категорически исключаются обороты, высказывания, касающиеся статуса отца или матери в доме, неспособности одного из них выполнять свои супружеские или родительские обязанности, указания на супружескую неверность и непорядочность в целом, обсуждение альтернативного выбора каждого из супругов ("Если бы я знал, на ком я женился...", "Кто бы мог предполагать, что ты окажешься такой неряхой...", "Еще один такой разговорчик, и ты будешь растить своих деток сам" (вариант - "никогда их не увидишь...")). 2. Не должно быть переноса упреков на других членов семьи, будь то старшие ("Весь в свою мамочку!", "Чего же еще ожидать, ведь я хорошо знаю свою тещу...") или дети ("Не удивлюсь, если из него вырастет черт знает что!"). 3. Конфликт спровоцирован конкретной причиной, вокруг нее он и должен развиваться. Не следует обобщать небольшую оплошность, возводя ее в ранг смертного греха. Разбил чашку - еще не значит, что растяпа или "руки не оттуда растут", забыл купить продукты - не обязательно "совсем забыл о семье". Упрек должен быть таким, чтобы при желании на него можно было ответить. А как доказать, что "не забыл о семье"? А вдруг в некоторый момент с упреком захочется согласиться ?
4. По возможности свои претензии следует формулировать не в форме "Ты -утверждений", а в форме "Я - утверждений": "Я разочарована, что ты забыл про мой день рождения...", "Я рассчитывал, что ты простишь мне эту задержку заработной платы..." и т. д. 5. Даже во время ссор не следует выходить за рамки половой роли. Крики, истерики, словесная распущенность - это безобразно всегда, но особенно - если это делает мужчина. Отношения между супругами не могут быть симметричными. Это не подруги и не однокашники. Возражения типа "А ты тоже мне говорила!" не имеют никакого психологического оправдания, потому что мужчины и женщины должны и в ссорах сохранять свое лицо. Конечно, лучше не ссориться или ссориться пореже. Но мы не все выбираем в нашей жизни. Семьи эмоционально закрытые, как правило, тоже имеют своих "скелетов в шкафу". И бурные "разборки" имеют свои хорошие стороны. Но помните, что супружеские ссоры - это один из уроков того, как нужно вести себя в семье для ваших детей.
Если ребенок не хочет идти в детский сад Если каждое утро, как только ваш ребенок слышит: "Вставай, пора в садик!", он тут же начинает ныть и говорить, что у него либо голова заболела, либо животик прихватил, либо еще что придумывает, то не спешите его ругать и обличать во лжи. В тоже время и идти на поводу, оставляя малыша дома, не надо. Маленькие дети - хорошие манипуляторы. Стоит один раз пойти на поводу у каприза ребенка, то есть разрешить ему то, что он просит, дальше, будьте уверены, малыш начнет прибегать к этому способу снова и снова. Дети в силу своих возрастных особенностей с трудом могут словами объяснить, что они чувствуют, что их беспокоит. Как правило, в таких ситуациях, когда им что-то не хочется делать, они "болеют". Важно в эти моменты спокойно поговорить с ребенком, выяснить, что случилось. Возможно, малыш в детском саду с кем-то поссорился и поэтому отказывается идти туда. А может, ребенок просто устал от детей, от воспитателей - все мы живые люди. Вполне вероятно, небольшой паузы будет достаточно, чтобы он сам захотел пойти в детский сад.
Страхи детей. Как с ними бороться? Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т. д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития. Весьма действенно и совместное рисование. Например, взрослый рисует схематично, по-детски, домик, крыльцо, на нем появляется мальчик, идущий в детский сад. На своем пути он должен перейти овраг, речку, ему попадутся различные люди, животные, небо затянет тучами, пойдет дождь, а то и разразится гроза, в общем, случатся всякие напасти, страсти - мордасти, и все это нужно преодолеть. Так что рисуйте с детьми, проигрывайте их страхи, и им будет легче жить и ничего не боятся!!!
Семь шагов по пути преодоления страхов Первый шаг — навстречу ребенку в борьбе с его страхами — терпение. Терпение важно потому, что многие страхи кажутся глупыми. Терпение и спокойствие. Реакция матери всегда передается ребенку; если мать начинает ругаться, то страх не пропадает, а к нему добавится страх быть наказанным. Ребенок перестает жаловаться, замыкается в себе. Задача родителей — не позволить страху закрепиться, и перерасти в психическое расстройство. Шаг второй — показать свое спокойствие, но в то же время заинтересованность проблемой малыша. Подробно расспросить, чего именно боится ребенок. Шаг третий — объясните, что это происходит не только с ним (с ней), а и с другими ребятами тоже. Расскажите или придумайте историю про себя. «А вот когда я была маленькой, я тоже иногда боялась, но потом я выросла и теперь ничего не боюсь. И у тебя тоже все будет хорошо!» Шаг четвертый — никогда не наказывайте ребенка, если он продолжает бояться, не пытайтесь его убедить, что он плохой, потому что боится.
Шаг пятый — напрягите фантазию, если не помогает убеждение, ищите другие способы победить страхи. Например, юмор. Разыграйте правдивую сценку, где ребенок будет наблюдателем, а не участником событий. Притворитесь, что чего-то боитесь, а потом, оберните все в шутку. «Это оказывается вон что, а я то думала... Ой, ну до чего же я всех насмешила...». Обязательно долго и заразительно смейтесь. Попросите ребенка рассказать эту историю вечером папе, посмотрите, как он это сделает — также с юмором или с тревогой. Почитайте ему детские книги со схожими сюжетами. Шаг шестой — настойчивость. Борьба со страхами порой бывает очень долгой и утомительной. Но вы не должны отступать. Главное, не запугивать и не вызвать новых страхов. Если ребенок категорически против, отступите, но вернитесь к этому вопросу через некоторое время и не наказывайте за непослушание. Шаг седьмой — поощрение, может быть словом, игрушкой, походом в цирк и т. д. В случае, если ребенок переборол какой-то пусть даже самый маленький, незначительный страх, обязательно похвалите его, вспоминайте этот маленький подвиг еще несколько дней, рассказывайте посторонним или другим людям в присутствии ребенка, как смело он поступил. Хвалите его и хвалитесь им перед другими, чтобы он слышал.
Агрессия Можно выделить три основных источника деструктивного поведения: 1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка; 2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей; 3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить??? Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом. Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".
И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание. Во вторых. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). В третьих. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. В четвертых. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.
Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. В пятых . Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. В шестых. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
В седьмых. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди". В восьмых. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. В девятых. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.
Гиперактивные дети Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"? Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки:"Какой же ты хороший, когда спишь!» Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью .
Откуда ноги растут? Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Спокойствие, только спокойствие! Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психологов для родителей и выпускников при подготовке к ЕГЭ
В экзаменационный период родители сами часто испытывают стресс – едва ли не больший, чем ребенок. Поэтому самая важная задача взрослого – удержать в себе свою собственную тревогу....
"Советы психолога для родителей"
Советы психологов,которых должны придерживаться родители,чьим детям придется сдавать экзамены...
Советы психолога для родителей при подготовке к ЕГЭ
Советы психолога для родителей,чобы помочь подготовиться выпускнику к ЕГЭ...
Советы психолога для родителей выпускников 11 класса
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взро...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ (Советы психолога для родителей выпускников)
Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности (вне ...
Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса.
Советы психолога...
Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса
Рекомендации подготовлены С.В. Воликовой, доцентом факультета клинической и консультативной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета....