Трудности адаптации пятиклассников к школе
консультация (5 класс) на тему

Миронова Елена Владимировна

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

 Консультация по теме

«Трудности адаптации пятиклассников к школе»

 

Разработала: Миронова Е.В.,

 учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №14

 

 

                                                                                                                                                   

г. Березники, 2012

 

Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий проблемный класс после первого.  10-11 лет — начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.

Каждому ребенку в этот период хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть в пятикласснике, ведь он не хуже других.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но также есть дети подверженные дезадаптации, такие дети становятся невнимательными, тревожными, менее ответственными, хуже учатся по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, ребенок с высоким уровнем тревожности неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.

Сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • много разных учителей (и их надо запомнить);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно где и как расположены;
  • новый классный руководитель;
  • новые дети в классе (или сам ребенок новый в классе).

Ситуация адаптации вызывает у большинства пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это – возрастная проблема. Ребенок младшего подросткового возраста задумывается: «А что про меня подумают другие: и одноклассники, и учителя?» Поэтому иногда и способные дети не проявляют свои возможности в должной мере.

Признаки успешной адаптации:

•       Удовлетворённость процессом обучения

•       Самостоятельность при выполнении учебных заданий

•        Удовлетворённость межличностными отношениями

•        Успешность обучения

Проблемы адаптационного периода:

•       Повышение утомляемости

•       Снижение работоспособности

•       Нарушение поведения  (эмоциональная неустойчивость, низкая саморегуляция)

•         Проблема общения со сверстниками

•         Снижение успеваемости

Рекомендации для родителей

Мамы и папы, постарайтесь не потерять связь с ребенком. Конечно, за ручку водить его недопустимо. Но идти плечо к плечу по пути взросления - лучший способ сохранить семью как сплоченную команду и помочь ребенку чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. Давайте начнем в пятом классе! Совместный семейный досуг, разумный баланс между свободой личности и родительским «нельзя», а также контроль, контроль, контроль.

Примитивный и самый доступный вид контроля - посещение школы. Как только родители начинают халатно относиться к собраниям, не находят времени подойти то к одному, то к другому предметнику и поинтересоваться успехами или неудачами ребенка, он также халатно начинает относиться к школьным обязанностям. Увы, есть прямая зависимость: что не интересно семье, то незначимо для ребенка. К тому же, мама с папой - это адвокаты: кто еще может отстоять права мальчика или девочки, защитить от несправедливости. В конце концов, помочь выбрать правильное решение.
          Познакомьтесь со всеми учителями-предметниками, поддерживайте с ними контакт, ВСЕГДА ходите на собрания. Родительское собрание - это для мам и пап, неравнодушных к судьбе своих Пети или Маши. Чем сильнее родители любят ребенка, а не свои амбиции, тем интересней им информация педагога, тем легче принимают они советы, осознают их разумность
          Еще один совет: не ждите чудес от школы. Помогите учителю, и ваш ребенок получит от средней школы максимум знаний и минимум отрицательных эмоций. И чем старше будет становиться Ваш ребенок, тем внимательнее следует относиться к его школьным делам. Начало всему - в пятом классе.

Классному руководителю необходимо сообщать о любых, особенно неприятных, изменениях в семье. Это поможет предотвратить нервные срывы, конфликты с педагогами и товарищами. То же касается состояния здоровья вашего ребенка, чтобы предотвратить возможные неприятности или недоразумения.
                         «Ребенок переходит на самоконтроль»
            Конечно, в идеале он уже с пятого класса должен самостоятельно выполнять домашние задания. Если родители сидят рядом с 11-13-летними детьми, то во взрослой жизни те вряд ли сумеют постоять за себя. Но есть и другой перегиб. К сожалению, некоторые родители совсем перестают конт-ролировать детей. Очень часто интерес к школьным проблемам заканчивает-ся на диалоге:
             - Как дела в школе?
             - Все хорошо.
        К концу четверти подобное «хорошо» оборачивается двойками по предметам.
                        Так как же быть с домашними заданиями?
            Регулярно (в зависимости от того, насколько ответственен ребенок) просматривайте дневник и рабочие тетради. Кому-то в пятом классе достаточно уже раза в неделю, кому-то и в девятом классе придется уделять внимание ежедневно. Своими глазами все увидите, оцените. Естественно, как взрослые вы понимаете, что ситуации «нам не задавали» каждый день не бывает, что так ваш ребенок старается освободить себя от лишних - таких бесполезных хлопот.
            Напоследок еще одна азбучная истина: помочь ребенку адаптироваться в средней школе и пережить все кризисы подросткового роста может любовь. Ребенок, которого любят, никогда не уйдет из дома, не совершит суицид, не попадет в психологический тупик. Любите своего ребенка открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение стабильности в семье, постоянно разговаривайте с детьми, не доверяйтесь разовым вливаниям. А если у вас появятся вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте психологов. С большой работой или проблемой легче справиться всем миром, тем более что ставка уж очень высока - жизнь и счастье ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к  новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собо...

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Рекомендации родителям пятиклассников...