Материал для родителей «Игровые технологии на занятиях»
статья на тему
Игровые технологии на занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для родителей
«Игровые технологии на занятиях»
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Игра – особый вид деятельности.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:
- игра – фактор развития ребенка;
- игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
- игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
- игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
- игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
- игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
- игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
- игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
- игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
- игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.
И так педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.
Технология это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.
В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит:
- целеполагание,
- планирование,
- реализация цели,
- анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР
По области деятельности.
Физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса.
1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По предметной области.
- математические, химические, биологические, физические, экологические;
- музыкальные, театральные, литературные;
- трудовые, технические, производственные;
- физкультурные, спортивные, туристические, народные;
- обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.
По игровой среде: различают игры
1. без предметов, с предметами;
2. настольные, в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках;
3. компьютерные, телевизионные, с применением ТСО,
4. технические, со средствами передвижения.
По характеру игровой методики.
Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
игры-драматизации.
Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.
Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны вести себя соответственно данному сюжету.
Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.
Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала , развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Имитационные игры. Имитируется деятельность какой либо организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут события,, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки | Разработка игры | - разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения
|
Ввод в игру | - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации |
Этап проведения | Групповая работа над заданием | - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником
|
Межгрупповая дискуссия | - выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов
|
Этап анализа и обобщения | - вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации
|
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки | Разработка игры | - план деловой игры - общее описание игры (правила игры) - содержание инструктажа (роли) - подготовка материального обеспечения
|
Ввод в игру | - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации |
Этап проведения | - ознакомление с правилами игры - процесс игры - подведение итогов игры |
Этап анализа и обобщения | - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/16/picture-100320.jpg)
«Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»
Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал по баскетболу.Задачи урока:1. Совершенствование тех...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-190307-1445207753.jpg)
Тестовый материал для родителей. "Какой Вы родитель?"
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Я предлагаю Вам несколько простых тестов, которые позволят Вам лучше понять своего ребёнка, обратить Ваше внимание...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390500-1390641490.jpg)
План-конспект урока по теме: "Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом"
Вашему вниманию предлагается план-конспект урока по физической культуре в 7 классе по теме "Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457689-1402927360.jpg)
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-359989-1386081577.jpg)
Родителям о детях (раздаточный материал для родителей)
Полезные советы родителям по соблюдению важных правил, влияющих на психологическое состояние ребенка, при взаимодействии с собственными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-306313-1385049767.jpg)
«Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»
закрепление изученного теоретического материала по баскетболу. Совершенствование техники владения мячом....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1104832-1547910964.jpg)
"Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом"
Повторение и закрепление ранее изученного материала по баскетболу.Задачи: Совершенствование техники владения, ведения мяча и броска в кольцо. Формирование правильной осанки, развитие различных гр...