Классно-обобщающий контроль 5 классов при переходе из начального звена в среднее (адаптация)
статья (5 класс) по теме
Что такое классно-обобщающий контроль.Как помочь пятикласснику в адоптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassno.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Классно-обобщающий контроль в 5 классов при переходе из начального звена в среднее (адаптация)
Что же такое классно-обобщающий контроль для учителей и пятиклассников? Для начала, стоит определиться, что из положения КОК относится к пятым классам.
Классно-обобщающий контроль (КОК) – одна из форм внутришкольного контроля. Включает в себя: наблюдение, изучение, проверку мониторинг, сбор и обработку информации, ее анализ с целью дальнейшего совершенствования деятельности отдельного класса или параллели (в данном случае пятиклассников).
КОК проводится с целью повышения качества УВП в школе.
Существуют основные принципы КОК
− актуальность, подчинение контроля целям, задачам, стоящим перед школой в конкретный период ее деятельности
− обеспечение гласности: своевременное информирование коллектива о целях и задах, формах, сроках КОК, результатах, выводах и предложениях
− уважение прав и обязанностей участников контроля
Классно-обобщающий контроль осуществляется в пятом классе, с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса и направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса . 2.2. Основание для классно-обобщающего контроля в 5-х классах:
− согласование педагогических норм учителями класса;
− выяснение причин снижения качества знаний учащихся;
− выяснение причин увеличения количества детей группы риска;
− определение степени подготовленности к переходу на следующую ступень;
− адаптация учащихся 5 класса при переходе на следующую ступень обучения;
− выполнение классными руководителями своих обязанностей;
− ослабление здоровья учащихся класса,
− возникновение конфликтных ситуаций в классе,
− улучшение показателей успеваемости,
− улучшение результатов внеклассной работы,
− улучшение микроклимата в классе,
− переформирование класса.
Зачастую с инициативой проведения классно-обобщающего контроля выступает администрация школы, хотя право на это имеет любой член педагогического коллектива и родители.
В ходе контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
∙ деятельность всех учителей;
∙ включение учащихся в познавательную деятельность;
∙ привитие интереса к знаниям;
∙ уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
∙ стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
∙ сотрудничество учителя и учащихся;
∙ выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
∙ владение учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;
∙ дифференциация и индивидуализация обучения;
∙ работа с родителями учащихся;
∙ социально-психологический климат в классном коллективе
Давайте разберемся, что может стать причиной плохой учебы, изменением в поведении и даже ухудшении здоровья.
В 5-м классе (10-11 лет) дети сталкиваются с многими проблемами. Детей с этого года ожидают:
- Новые предметы и учителя.
- Увеличение продолжительности учебного дня.
- Учеба в разных кабинетах, которые находятся на разных этажах школы
- Повышенный объем домашних заданий.
Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. Переходя в него, школьники сталкиваются с многообразием проблем и сложностей, которые ребятам приходится разрешать самостоятельно. Адаптация к учебе в пятом классе — это настоящее испытание, которое ложится на плечи не только детей, но и их родителей, классных руководителей и учителей-предметников. Возникающие трудности затрагивают учебный процесс, школьную жизнь и психологический климат семьи.
Если в этот период родители не смогут стать своему ребенку настоящим другом, советчиком и соратником , не помогут пережить ребёнку данный период, то ребёнок «замкнется в себе», прячась в занавес отчуждения. Такие дети стали более агрессивными, пассивными и отличались негативным настроем на учебу и досуг. Кроме этого, такие дети часто осуждают других, не желают противостоять трудностям и отказываются от помощи.
Школьники, не получившие вовремя необходимой помощи со стороны семьи, ищут ее на улице, у сверстников.
Возрастной особенностью пятиклассников является формирование ориентации на своих сверстников. Причиной этого выступает характер изменений существующей самооценки ребенком самим себя.
До пятого класса самооценка школьника зависела от взглядов родителей и учительских оценок. С пятого класса самооценка школьников начинает зависеть от взглядов детей друг на друга. Дети ориентируются не на школьные отметки, а индивидуальные качества личности, манеру общения, внешний вид. Под влиянием этого самооценка многих детей начинает резко падать.
Кризисные изменения детей пятого класса затрагивают и их мотивацию к познаниям. Именно на этот период выпадает существенное снижение у детей тяги к знаниям. В результате ребенок начинает отрицательно относиться к школе, урокам, учителям и одноклассникам. На фоне всего этого у детей начинает возникать конфликтность в общении со старшими, включая учителей и родителей, а также заметное снижение успеваемости.
Анализируя все вышеуказанные факторы, можно прийти к выводу, что переходный период пятого класса сопровождают кризисы в различных сторонах развития детей, а именно в:
- эмоциональном состоянии;
- системе отношений к окружающим;
- поведении;
- мотивации к учебе;
- интеллектуальном развитии.
Особое внимание следует уделить эмоциональному состоянию детей в период адаптации их к учебе в пятом классе. Чтобы помочь школьнику преодолеть все выпавшие на него трудности и сделать его «счастливым», родителям и учителям следует заручиться друг у друга поддержкой и взаимопониманием. Работая одной командой, они смогут способствовать более легкому переходу школьников из младшего в среднее звено.
Для родителей этот период тоже нелегок.
Как помочь школьникам преодолеть сложности адаптации 5 класса?
- Ежедневно контролировать успеваемость и поведения.
- Держать связь с классным руководителем и работающими в классе учителями.
Поддерживая постоянную связь с людьми, которые непосредственно занимаются обучением и воспитание детей, можно найти причины, способствующие ухудшению поведения и успеваемости детей.
- Поддерживать позицию школы.
Только тогда можно будет добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей, когда семья и школа объединятся друг с другом и будут действовать заодно. Для более тесного сплочения семьи и школы следует совместно проводить свободное время и активный досуг. Помогать в работе классному руководителю.
Функции классного руководителя распространяются не только на организацию учебной жизни школьников, но и проведение внеклассной работы. Совместные дела родителей и детей в школе помогут не только значительно улучшить их взаимоотношения, но и расширить детский кругозор, а также легко пройти адаптацию в пятом классе.
В первом полугодии пятого класса всегда проводится классно-обобщающий контроль уровня преодоления сложностей учащимися при переходе в среднее звено. Именно эта диагностика позволяет выявить негативные моменты адаптации школьников и основные трудности, с которыми не справились дети.
Последующие собрания родителей пятиклассников по проблемам адаптации в школе основываются на поиске путей преодоления выявленных сложностей и оказания нуждающимся детям и родителям необходимой помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая готовность учащихся 5 класса к переходу из начальной школы в среднее звено»
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов ш...
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено
основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс....
отчет по самообразованию педагога «Особенности адаптации пятиклассников при переходе из младшего звена в среднее звено коррекционной школы-интерната VIII вида»
«Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей.» Д.И. Писарев...
Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднее звено).
Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период. Задача классного руководителя - разобраться в том, что происходит на данном этапе с детьми, с какими проблемами они сталкивают...
Доклад на тему « Проблема тревожности обучающихся в современной школе. Адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее»
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени,который является частым симпт...
Проблемы адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
Небольшой доклад для семинара по преемственности в школе...
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьног...