Подростковый возраст. Кризис 13 лет.
материал (5, 6 класс) на тему

Галиева Зөлфия Шамил кызы

Подростковый  возраст.

Кризис  13 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_13_let.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый  возраст.

Кризис  13 лет.

Каждый, кто  работает  с подростком, должен  владеть психолого – педагогическими  знаниями с целью предупреждения,  выявления, оказания психолого- педагогической  помощи  детям  и  подросткам.

 Особенно детям  и подросткам «  группы  риска», проживающими  совершенно  иной  путь развития, чем их сверстники,  они  переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов,  насилие и т.д.

Все пережитое ими в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитии  ребенка.

  Это  кризис  социального  развития, относится к числу  острых, характеризуется падением  успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью  во  внутреннем  развитии личности.

 Симптомы  кризиса:

1.Снижение  продуктивности и способности к  учебной  деятельности даже  в  той  области ,где ребенок  одарен. На смену  конкретному приходит  логическое  мышление это  проявляется  в  излишнем  критицизме, и  требованиями  доказательств, начинают  интересовать  философские вопросы- размышления о смысле, человеке и др.  Появляется  усиленный  интерес  к  музыке  к  самому  абстрактному  виду  искусств. Происходит  открытие мира психического, внимание  подростков обращается на других лиц. Разделяется  мир  внутреннего  переживания  и  объективной  действительности. Начинают  вести дневники.

2 .Негативизм- ребенок  как бы  отталкивается от среды , враждебен, склонен к ссорам, нарушению  дисциплины. Одновременно  испытывает внутреннее  беспокойство, недовольство, стремление к  одиночеству, к  самоизоляции.

3.У мальчиков негативизм  проявляется  ярче и чаще ,чем  у девочек, и начинается  позже  14-15 лет

4.Поэтому  в подростковом  возрасте столь часты  конфликты, ссоры .

Наступление  подросткового  возраста  со  всей  очевидностью проявляется   в резком  возмужании  организма, внезапном увеличении роста и  развитии  вторичных  сексуальных  признаков. У девочек  этот  процесс начинается  приблизительно на 2 года раньше и длится 3-4  года, у  мальчиков  4-5 лет

С  фазами  биологического  созревания  у  подростков  совпадают фазы   развития   интересов. С одной  стороны  теряется  интерес к  вещам , которые  интересовали  раньше( детское),при  этом  не  утрачиваются  ни навыки, ни  сложившиеся механизмы  поведения. С другой  стороны , возникают новые  интересы: новые книги, острый  сексуальный  интерес.

На  этот  период  смены  интересов , возникает  мнение , что вообще  отсутствует, какой –бы то ни было интерес.

4.Ведущая  деятельность- интимно  - личностное  общение  со  сверстниками. Отношения  со  сверстниками  более значимы, чем  со  взрослыми.

 

   Основные  новообразования :

 

1 Формирование  «  мы» -концепции    иногда  в  очень  жесткой  форме ,мы  свои  ,они  чужие. Поделены  территории, сферы  жизненного  влияния, Умение  дружить   формируется.

 

2.Формирование референтных  групп, сначала  одного пола, затем  объединение подобных  групп  в  компании  и  сборища ,где  что- то делается  сообща, со  временем  становятся  смешанными, затем  на  пары, так  что  компания  становятся  из  пар. Типичная  черта  подростковой  компании  - конформность, инакомыслие исключено    ценности  группы   склонен  признавать  своими

 

3 .Чувство  взрослости

Объективной  взрослости  у подростка  пока  нет, проявляется

—Эмансипация от  родителей, ребенок  требует  независимости, уважения  к  своим  тайнам.

- Новое  отношение  к  учебе, стремление  к  самообразованию, причем  равнодушен  становится  к  отметкам, наблюдается  расхождение  между  интеллектуальными возможностями  и  успехами  в  школе  Возможности  высокие, а успехи  низкие.

_Взрослость  проявляется  в романтических  отношениях  со  сверстниками  противоположного  пола.

- Внешний  облик  и манера  одеваться.

 

4 Эмоциональное  развитие  подростка , эмоции и  чувства  проходят  бурно, неуравновешанно, часты  перепады  в  настроении. становятся  мнительн\ыми и  застенчивыми  в  отношении  своей  вешности, имеют  высокую  тревожность,  из- за  этого  отказываются  от большинства  форм  групповой  активности, появляются  страхи  открытых  и  закрытых  пространств.

 

  5  Воображение  и  творчество  подростка , игра  перерастает  в  фантазию, создание  любовного  идеала. В  фантазии  предвосхищают  будущее.

 

 6  Базальная  потребность  подростка -  быть  понятым, чтобы  подросток  был открыт  для  понимания  должны  быть  удовлетворены  предыдущие  потребности

 

7 Аномалии  личностного  развития  -- отклонения  в поведении свойственны  почти  всем  подросткам, характерные  черты  этого  возраста – чувствительность, частая  смена  настроения, боязнь  насмешек, снижение самооценки. У  некоторых  это  проходит  само  собой , другим  нужна  помощь  психолога.

 

8  Поведенческие  и  эмоциональные  расстройства  преобладают  у  девочек , депрессия ,страхи, тревожные  состояния. Причины  социальные, нарушения  в  поведении  в 4 раза  бывают  чаще  у  мальчиков.

9  Стиль  взаимоотношений  подростка  с  родителями ,существующий  в  семье, оказывает большое  влияние на  развитие личности  и  формирование стиля  взаимоотношений подростка  к  другим  людям , в  частности  к  сверстникам.  Авторитарный  тип  воспитания  приводит  к  тому, что подросток там где как ему  кажется  ненаказуем, жестко общается  со  сверстниками, явно  демонстрируя  свою  свободу, нарушая  нормы  поведения  в общественных  местах. С посторонними  людьми такой  подросток или  беспомощно  застенчив, или  расхлябонно  дурашлив  и  неуважителен. Подросток  из  семьи  с  попустительским стилем  воспитания  в  своем  поведении со  сверстниками  зависим  от  других, от внешних  влияний. Если  ребенок  попадет  в  асоциальную   группу, возможны   наркомания  и  другие   формы  социально  неприемлемого  поведения. Демократический тип  воспитания наилучшим  образом  влияет  на  формирование  отношений  со  сверстниками. Этот  стиль  в  наибольшей и степени  способствует  воспитанию  самостоятельности,  активности, инициативы  и  социальной   ответственности.

материал  подготовлен  по  книгам

1 Т.Фалькович « Подростки 21  века»

2 И.Н.Истратова « Справочник психолога  средней  школы»

 

Памятка  для  родителей  о  том  как  поддержать  самоценность  ребенка (   психологи О .Полянская, Т. Беляшкина)

  • К тревожным  детям  необходимо  спокойное  доброжелательное  отношение  Безусловно  принимайте ребенка
  • Активно  и заинтересованно  выслушивайте рассказы о  его переживаниях
  • Чаще бывайте с ребенком( играйте, читайте, гуляйте и т.п.)
  • Не вмешивайтесь в  те его занятия, с  которыми он справляется  сам
  • Помогайте, когда он  просит.
  • Поддерживайте  каждый  успех.
  • Делитесь  своими чувствами, проявляя  доверие к  ребенку.
  • Конструктивно решайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
  • Обнимайте ребенка не менее четырех раз в  день.

Принципы отношений  родителей  с детьми .

 

  1. Я хочу  ,чтобы  меня  любили. Поэтому я  буду  открыт моим  детям.
  2. Я  так  мало  знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я  буду  с  удовольствием учиться  у  своих  детей .
  3. Я  лучше  всего  усваиваю  знания, полученные  в  результате собственных  усилий. Поэтому я  объединяю свои  усилия с  усилиями  своего  ребенка
  4. Я люблю, чтобы меня  понимали таким, каков  я  есть. Поэтому я  буду  стремиться сопереживать  своему  ребенку  и ценить  его.
  5. Я – единственный ,кто может  прожить  мою  жизнь, поэтому   я не буду стремиться к  тому, чтобы управлять  жизнью  своего  ребенка.
  6. Я  черпаю надежду  и  волю к  жизни внутри  себя. Поэтому я  буду  признавать  и поддерживать  чувство  самостоятельности  ребенка.
  7. Я чувствую  страх, когда  я  беззащитен Поэтому я  буду  с  добротой, лаской, нежностью  прикасаться  к  внутреннему  миру  ребенка.
  8. Я  не  могу  оградить  моего  ребенка  от  страха, боли ,разочарования  и  стресса. Поэтому  я  буду  стараться  смягчать  удары.