Подростковый возраст. Кризис 13 лет.
материал (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подростковый возраст.
Кризис 13 лет.
Каждый, кто работает с подростком, должен владеть психолого – педагогическими знаниями с целью предупреждения, выявления, оказания психолого- педагогической помощи детям и подросткам.
Особенно детям и подросткам « группы риска», проживающими совершенно иной путь развития, чем их сверстники, они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилие и т.д.
Все пережитое ими в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитии ребенка.
Это кризис социального развития, относится к числу острых, характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем развитии личности.
Симптомы кризиса:
1.Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области ,где ребенок одарен. На смену конкретному приходит логическое мышление это проявляется в излишнем критицизме, и требованиями доказательств, начинают интересовать философские вопросы- размышления о смысле, человеке и др. Появляется усиленный интерес к музыке к самому абстрактному виду искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростков обращается на других лиц. Разделяется мир внутреннего переживания и объективной действительности. Начинают вести дневники.
2 .Негативизм- ребенок как бы отталкивается от среды , враждебен, склонен к ссорам, нарушению дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
3.У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще ,чем у девочек, и начинается позже 14-15 лет
4.Поэтому в подростковом возрасте столь часты конфликты, ссоры .
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится 3-4 года, у мальчиков 4-5 лет
С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны теряется интерес к вещам , которые интересовали раньше( детское),при этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны , возникают новые интересы: новые книги, острый сексуальный интерес.
На этот период смены интересов , возникает мнение , что вообще отсутствует, какой –бы то ни было интерес.
4.Ведущая деятельность- интимно - личностное общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми.
Основные новообразования :
1 Формирование « мы» -концепции иногда в очень жесткой форме ,мы свои ,они чужие. Поделены территории, сферы жизненного влияния, Умение дружить формируется.
2.Формирование референтных групп, сначала одного пола, затем объединение подобных групп в компании и сборища ,где что- то делается сообща, со временем становятся смешанными, затем на пары, так что компания становятся из пар. Типичная черта подростковой компании - конформность, инакомыслие исключено ценности группы склонен признавать своими
3 .Чувство взрослости
Объективной взрослости у подростка пока нет, проявляется
—Эмансипация от родителей, ребенок требует независимости, уважения к своим тайнам.
- Новое отношение к учебе, стремление к самообразованию, причем равнодушен становится к отметкам, наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе Возможности высокие, а успехи низкие.
_Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками противоположного пола.
- Внешний облик и манера одеваться.
4 Эмоциональное развитие подростка , эмоции и чувства проходят бурно, неуравновешанно, часты перепады в настроении. становятся мнительн\ыми и застенчивыми в отношении своей вешности, имеют высокую тревожность, из- за этого отказываются от большинства форм групповой активности, появляются страхи открытых и закрытых пространств.
5 Воображение и творчество подростка , игра перерастает в фантазию, создание любовного идеала. В фантазии предвосхищают будущее.
6 Базальная потребность подростка - быть понятым, чтобы подросток был открыт для понимания должны быть удовлетворены предыдущие потребности
7 Аномалии личностного развития -- отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам, характерные черты этого возраста – чувствительность, частая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У некоторых это проходит само собой , другим нужна помощь психолога.
8 Поведенческие и эмоциональные расстройства преобладают у девочек , депрессия ,страхи, тревожные состояния. Причины социальные, нарушения в поведении в 4 раза бывают чаще у мальчиков.
9 Стиль взаимоотношений подростка с родителями ,существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и формирование стиля взаимоотношений подростка к другим людям , в частности к сверстникам. Авторитарный тип воспитания приводит к тому, что подросток там где как ему кажется ненаказуем, жестко общается со сверстниками, явно демонстрируя свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябонно дурашлив и неуважителен. Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей и степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
материал подготовлен по книгам
1 Т.Фалькович « Подростки 21 века»
2 И.Н.Истратова « Справочник психолога средней школы»
Памятка для родителей о том как поддержать самоценность ребенка ( психологи О .Полянская, Т. Беляшкина)
- К тревожным детям необходимо спокойное доброжелательное отношение Безусловно принимайте ребенка
- Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях
- Чаще бывайте с ребенком( играйте, читайте, гуляйте и т.п.)
- Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам
- Помогайте, когда он просит.
- Поддерживайте каждый успех.
- Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
- Конструктивно решайте конфликты.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
- Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.
Принципы отношений родителей с детьми .
- Я хочу ,чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у своих детей .
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединяю свои усилия с усилиями своего ребенка
- Я люблю, чтобы меня понимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать своему ребенку и ценить его.
- Я – единственный ,кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью своего ребенка.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и поддерживать чувство самостоятельности ребенка.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен Поэтому я буду с добротой, лаской, нежностью прикасаться к внутреннему миру ребенка.
- Я не могу оградить моего ребенка от страха, боли ,разочарования и стресса. Поэтому я буду стараться смягчать удары.