Конфликт. Пути решения в семье и в школе.
статья по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Чеканова Анна Валерьевна

Конфликт. Пути решения в семье и в школе. (выступление на родительском собрании 10 класса педагога-психолога А.В.Чекановой)

 

В нашем классе учатся ребята от 15 до 17 лет. Они находятся на стадии развития, которая называется юношеством.

Основные характеристики юношества.

Юношеский возраст его особенности и проблемы

Юношескому возрасту соответствует период от 15 – 16 до 21 – 25 лет.

Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира. Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция.

Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысла жизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. 

 

Так как ребята считают себя взрослыми + не так давно закончился подростковый кризис (а у кого-то ещё продолжается), нередки конфликты с родителями.

Что такое конфликт? Конфликт есть качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

В 10 классе предусмотрен курс «Этика и психология семейных отношений».  На этом курсе будут рассмотрены семейные конфликты, причины возникновения и методы решения. Школа со своей стороны будет обучать ребят решать конфликты.

 

Важно, чтобы и дома ребята видели как конструктивно решать конфликты. В этом мы вам поможем.

 

Чтобы снизить риск возникновения конфликтов с ребенком, нужно сделать следующее.

1. Разберитесь с правами и обязанностями. 
2. Ваш контроль преподносите как заботу. 
3. Не критикуйте ребенка в присутствии других. 
4. Не бойтесь признаваться в своих ошибках. 
5. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. 
6. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего. 

7. Принимайте вкусы Ваших детей.

8. Выражайте свою любовь к детям.
9. Сотрудничайте с учителями. 


 

Если конфликт состоялся, предлагаем конструктивный способ разрешения конфликтов. Он  заключается в том, что выигрывают обе стороны и родитель, и ребенок.

В конфликте обе стороны хотят доказать свои слова с помощью повышения тона. Таким образом, они перекрикивают друг друга, слыша только себя и свои претензии. В таком конфликте важно успокоиться и вернуть себе здравый рассудок. Нужно взять волю в кулак и по очереди выслушать друг друга. Не стоит перебивать и высказывать свое мнение, не дослушав другую сторону.

Для правильного разрешения конфликтной ситуации существует пошаговая схема, которая позволяет изменить ситуацию к удовлетворению обоих сторон противостояния.

 

1.              Первый шаг

Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживания

 

2.              Второй шаг

Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

 

3.              Третий шаг

Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

 

4.              Четвёртый шаг

Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

 

5.              Пятый шаг

Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

 

6.              Шестой шаг

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?».

 

Проблемы «отцов и детей» избежать возможно. Для этого необходим вдумчивый подход к взаимоотношениям с вашим ребенком. Цените его как личность, но не позволяйте принижать себя. Взвешенный и конструктивный подход к самым сложным конфликтам интересов детей и взрослых приносит только положительные результаты.

 

Ребенок перенимает образец поведения из детско-родительских отношений. Если в семье конфликты будут решаться конструктивно, то и в школе будет возникать минимальное количество конфликтов, а при возникновении ученики будут открыты к решению конфликта или смогут решить его самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.              Конфликты между родителями и детьми: причины и решения http://psychology-s.ru/konflikty-mezhdu-roditelyami-i-detmi-prichiny-i-resheniya/ – Дата обращения 15.11.2016

2.              Конфликты  между родителями и детьми: способы их разрешения http://www.b17.ru/article/2901/ – Дата обращения 15.11.2016

3.              Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт.-сост. М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 226 с.

4.              Советы психолога http://www.vhg.ru/parent_page/psychologist/parents/?ELEMENT_ID=1082 – Дата обращения 15.11.2016

5.              Юношеский возраст, его особенности и проблемы http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/10/29/yunosheskiy-vozrast-ego-osobennosti-i-problemy – Дата обращения 15.11.2016

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликт. Пути решения в семье и в школе.

(выступление на родительском собрании 10 класса

педагога-психолога А.В.Чекановой)

В нашем классе учатся ребята от 15 до 17 лет. Они находятся на стадии развития, которая называется юношеством.

Основные характеристики юношества. 

Юношеский возраст его особенности и проблемы

Юношескому возрасту соответствует период от 15 – 16 до 21 – 25 лет.

Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира. Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция.

Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысла жизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. 

Так как ребята считают себя взрослыми + не так давно закончился подростковый кризис (а у кого-то ещё продолжается), нередки конфликты с родителями.

Что такое конфликт? Конфликт есть качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

В 10 классе предусмотрен курс «Этика и психология семейных отношений».  На этом курсе будут рассмотрены семейные конфликты, причины возникновения и методы решения. Школа со своей стороны будет обучать ребят решать конфликты.

Важно, чтобы и дома ребята видели как конструктивно решать конфликты. В этом мы вам поможем.

Чтобы снизить риск возникновения конфликтов с ребенком, нужно сделать следующее.

1. Разберитесь с правами и обязанностями. 
2. Ваш контроль преподносите как заботу. 
3. Не критикуйте ребенка в присутствии других. 
4. Не бойтесь признаваться в своих ошибках. 
5. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. 
6. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего. 

7. Принимайте вкусы Ваших детей.

8. Выражайте свою любовь к детям.
9. Сотрудничайте с учителями. 


Если конфликт состоялся, предлагаем конструктивный способ разрешения конфликтов. Он  заключается в том, что выигрывают обе стороны и родитель, и ребенок.

В конфликте обе стороны хотят доказать свои слова с помощью повышения тона. Таким образом, они перекрикивают друг друга, слыша только себя и свои претензии. В таком конфликте важно успокоиться и вернуть себе здравый рассудок. Нужно взять волю в кулак и по очереди выслушать друг друга. Не стоит перебивать и высказывать свое мнение, не дослушав другую сторону.

Для правильного разрешения конфликтной ситуации существует пошаговая схема, которая позволяет изменить ситуацию к удовлетворению обоих сторон противостояния.

  1. Первый шаг

Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживания

  1. Второй шаг

Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

  1. Третий шаг

Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

  1. Четвёртый шаг

Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

  1. Пятый шаг

Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

  1. Шестой шаг

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?».

Проблемы «отцов и детей» избежать возможно. Для этого необходим вдумчивый подход к взаимоотношениям с вашим ребенком. Цените его как личность, но не позволяйте принижать себя. Взвешенный и конструктивный подход к самым сложным конфликтам интересов детей и взрослых приносит только положительные результаты.

Ребенок перенимает образец поведения из детско-родительских отношений. Если в семье конфликты будут решаться конструктивно, то и в школе будет возникать минимальное количество конфликтов, а при возникновении ученики будут открыты к решению конфликта или смогут решить его самостоятельно.

Литература

  1. Конфликты между родителями и детьми: причины и решения http://psychology-s.ru/konflikty-mezhdu-roditelyami-i-detmi-prichiny-i-resheniya/ – Дата обращения 15.11.2016
  2. Конфликты  между родителями и детьми: способы их разрешения http://www.b17.ru/article/2901/ – Дата обращения 15.11.2016
  3. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт.-сост. М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 226 с.
  4. Советы психолога http://www.vhg.ru/parent_page/psychologist/parents/?ELEMENT_ID=1082 – Дата обращения 15.11.2016
  5. Юношеский возраст, его особенности и проблемы http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/10/29/yunosheskiy-vozrast-ego-osobennosti-i-problemy – Дата обращения 15.11.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем преемственности в современной школе

Советы родителям, основные формы и методы организации образовательного пространства на уроках географии....

Пути решения конфликта

Разработка классного часа Пути решения конфликта. Весь материал есть в приложении....

Конфликты. Пути их решения.

Презентация для классных руководителей о видах конфликтов и путях их решения....

Конфликт в образовательной среде: пути решения проблемы

Практический семинар для педагогического коллектива: Конфликт в образовательной среде: пути решения проблемы. В ходе семинара рассматриваютсяь следующие вопросы:Понятие «конфликт», его структура и пос...

Урок английского языка в 9 классепо теме «Конфликты, пути их решения».

Урок английского языка в 9 классе по теме «Конфликты, пути их решения»....

Презентация: Выступление на РМО Результаты, анализ и пути решения низкого качества обученности выпускников школы по математике в 2020-2021 учебном году

В выступлении озвучены результаты краевой диагностической работы для учащихся выпускного класса школы. Показан процент неуспешности выполнения работы. Озвучены наиболее проблемные темы курса математик...