Родительский лекторий
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка.
- Часто ли у вас возникают проблемы в воспитании собственного ребенка?
- Часто ли вы бываете недовольны его характером?
- Почему у ребенка возникают проблемы в школе или в общении?
- Как часто вы говорите себе: «Я не знаю, что с ним делать!»?
- Всегда ли ребенок виноват в сложившейся ситуации и как найти выход из кризиса воспитания?
Характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже к третьему году жизни ребенка.
Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Существует несколько стилей семейного воспитания:
- — попустительский (в результате его формируется конформный тип личности),
- —состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности),
- — рассудительный (сензитивный тип личности),
- — предупредительный (инфантильный тип),
- — контролирующий (тревожный тип),
- — сочувствующий (интровертный тип),
- — гармоничный (гармоничный тип).
В основе стилей воспитания лежат следующие причины:
1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,
2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.
Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом типе.
Характер ребенка можно откорректировать путем изменения собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье.
Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова, проведенной весной этого года):
• рассудительный стиль,
• контролирующий стиль,
• доминирующий стиль.
ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ
Сейчас мы с вами рассмотрим несколько сценок, в которых вы, быть может, узнаете себя или кого-то из своих знакомых.
Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!
Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!
Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?
• Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?
• Какие чувства и впечатления возникают?
В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.
Признаки сензитивности:
ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.
- Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему.
- Усложнять игровую деятельность ребенка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно.
- Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность.
- Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка. Неадекватные педагогические меры могут привести к заиканию, развитию косоглазия, ночному энурезу и т.д.
- Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов.
- Поддерживать добрые отношения родителей и ребенка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности.
- С появлением второго ребенка необходимо переключать внимание на младшего осторожно.
- Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.
- Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям.
- Не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.
- Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение.
- Не следует рано водить ребенка в театр.
- Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями.
Ребенок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?
Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась!
Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать!
Ребенок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша — моя лучшая подружка!
Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!
• Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?
• Какие чувства и впечатления возникают?
Этот стиль семейного воспитания в психологии называется «контролирующий». В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности.
Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:
вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, фрустрирование, робость, застенчивость.
:
1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.
2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору.
3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны детей разного возраста.
4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.
- Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых.
- Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт).
- Организовать прием водных процедур.
- При организации работы соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.
- Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества).
- Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка.
- Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.
- Полностью отказаться от физических наказаний.
- Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.
- Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребенка.
Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта.
Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!
Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант!
(Спустя неделю.)
Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.
Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!
Мать (расстроенно). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший!
• Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?
• Какие чувства и впечатления возникают?
Данный тип воспитания называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип личности.
это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал — сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.
- Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.
- Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.
- Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели, адекватные его возможностям.
- Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер.
- Направлять активность ребенка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный.
- При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д.
- Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.
- Исключить все формы состязания ребенка с окружающими, детально рассматривать конфликты.
- Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.
- Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.
- Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.
- Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.
С уважением педагог-психолог: Лезина Ю.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"
Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В разработке представлен материал о проблемах суицида в подростковом возрасте...
Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младших школьников".
Цель: научить родителей применять знания на практике....
Родительский лекторий "Роль отца и матери в воспитании ребенка".
Цель: формирование навыков семейного воспитания....
родительский лекторий "Родителям - о подростках"
Презентация является приложением к лекции для родителей детей 11-15 лет "Особенности подросткового возраста"...
Родительское собрание в рамках «Общешкольного родительского лектория» по теме: «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»
Полная готовая разработка родительского собрания...
Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»
Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...
Родительский лекторий "Что такое родительский комитет"
Цели: Показать родителям значение родительского комитета, его основные функции.Способствовать приобретению практических знаний по выбору родительского комитета, распределению обязанностей....