Родительский лекторий
консультация на тему

Лезина Юлия Юрьевна

Тема "Стили семейного воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.docx117.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка.

  • Часто ли у вас возникают проблемы в воспитании собственного ребенка?
  • Часто ли вы бываете недовольны его характером?
  • Почему у ребенка возникают проблемы в школе или в общении?
  • Как часто вы говорите себе: «Я не знаю, что с ним делать!»?
  • Всегда ли ребенок виноват в сложившейся ситуации и как найти выход из кризиса воспитания?

Характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже к третьему году жизни ребенка.

Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Существует несколько стилей семейного воспитания:

  • попустительский (в результате его формируется конформный тип личности),
  • —состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности),
  • — рассудительный (сензитивный тип личности),
  • — предупредительный (инфантильный тип),
  • — контролирующий (тревожный тип),
  • — сочувствующий (интровертный тип),
  • — гармоничный (гармоничный тип).

В основе стилей воспитания лежат следующие причины:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом типе.

Характер ребенка можно откорректировать путем изменения собственного, родительского поведения и взаимоотношений в семье.

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова, проведенной весной этого года):

• рассудительный стиль,

• контролирующий стиль,

• доминирующий стиль.

ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ

Сейчас мы с вами рассмотрим несколько сценок, в которых вы, быть может, узнаете себя или кого-то из своих знакомых.

Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!

Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!

Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

Признаки сензитивности:

ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.

  • Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему.
  • Усложнять игровую деятельность ребенка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно.
  • Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность.
  • Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка. Неадекватные педагогические меры могут привести к заиканию, развитию косоглазия, ночному энурезу и т.д.E:\16\43-1.jpg
  • Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов.
  • Поддерживать добрые отношения родителей и ребенка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности.
  • С появлением второго ребенка необходимо переключать внимание на младшего осторожно.
  • Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.
  • Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям.
  • Не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.
  • Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение.
  • Не следует рано водить ребенка в театр.
  • Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями.

Ребенок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?

Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась!

Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать!

Ребенок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша — моя лучшая подружка!

Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

Этот стиль семейного воспитания в психологии называется «контролирующий». В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности.

Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:

вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, фрустрирование, робость, застенчивость.

:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.

2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору.

3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны детей разного возраста.

4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.

  • Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых.
  • Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт).E:\16\44-1.jpg
  • Организовать прием водных процедур.
  • При организации работы соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.
  • Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества).
  • Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка.
  • Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.
  • Полностью отказаться от физических наказаний.
  • Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.
  • Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребенка.

Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта.

Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!

Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант!

(Спустя неделю.)

Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.

Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!

Мать (расстроенно). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший!

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

Данный тип воспитания называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип личности.

это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал — сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.

  • Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.
  • Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.
  • Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели, адекватные его возможностям.
  • Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер.
  • Направлять активность ребенка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный.
  • При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д.
  • Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.
  • Исключить все формы состязания ребенка с окружающими, детально рассматривать конфликты.
  • Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.
  • Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.
  • Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.
  • Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

С уважением педагог-психолог: Лезина Ю.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Родительский лекторий "Роль отца и матери в воспитании ребенка".

Цель: формирование навыков семейного воспитания....

родительский лекторий "Родителям - о подростках"

Презентация является приложением к лекции для родителей детей 11-15 лет "Особенности подросткового возраста"...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...

Родительский лекторий "Что такое родительский комитет"

Цели: Показать родителям значение родительского комитета, его основные функции.Способствовать приобретению практических знаний по выбору родительского комитета, распределению обязанностей....