тесты для родителей
тест по теме


Предварительный просмотр:

ВАШ РЕБЁНОК

        Конечно, каждая мама считает, что её ребёнок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей просто нет. Но вот понять, в какой именно области ребёнок может наиболее полно раскрыть свои способности, не всегда удаётся вовремя, и возможны ошибки, разочарования. Предлагаем тест. Составленный психологами для детей 7 – 13 лет: он поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чём именно талантлив ваш ребёнок от рождения, к какой области деятельности его тянет.

        Ответьте «да» или «нет», каждое «да» - 1 очко.

  1. Случается ли ребёнку находить необычное применение какому-либо предмету?
  2. Меняет ли он свои наклонности?
  3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  10. Боится ли темноты?
  11. Изобрёл ли когда-нибудь новое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал ли когда-либо вещь не по её назначению?
  16. Мог ли ваш ребёнок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение различных предметов?
  17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
  18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
  19. Ищет ли объяснения тому, чего ещё не понимает?
  20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
  23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

        От 20 до 30 очков. Ребёнок очень сообразителен, иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом.

        От 15 до 19 очков. Ребёнок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.

        От 19 до 14 очков. Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

        От 4 до 8 очков. Ваш ребёнок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

        Менее 4 очков. Ребёнку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.



Предварительный просмотр:

Воспитание школьников. – № 1. – 2002. – С. 48 – 50.

Н. Дереклеева, педагог, Москва

 ВЕРНО ЛИ ВЫБРАН МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.

Можете ли вы:

1.  В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.  Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3.  Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.  Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.  Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.  Поставить себя на место ребенка?

7.  Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.  Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.  Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.  Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11.  Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13.  Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

А — могу и всегда так поступаю — 3 балла.

Б — могу, но не всегда так поступаю — 2 балла.

В — не могу — 1 балл.

От 30 до 39 баллов — вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания — кнут и пряник.

Менее 16 баллов — у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.



Предварительный просмотр:

Дональд Тенесси «Книга для родителей»

ВЫ И ВАШ СЫН

1. Ваш маленький сын пришел домой со следами явной потасовки. Одежда на нем порвана, коленки разбиты. Как вы себя поведете?

а) Осматриваете синяки и ушибы, умываете малыша, немного ласково пожурите.

б) Вы нервничаете, суетитесь. Решаете больше не отпускать его на улицу одного.

в) Вы близки к истерике; наказываете малыша.

2. Вы подарили своему девятилетнему сыну часы — вещь, о которой он мечтал. Через несколько дней застаете мальчика в слезах, оказывается, часы потеряны. Какова ваша реакция?

а) Вы успокаиваете сына, как можете, стараетесь отвлечь его от переживаний. Вам совсем не жаль потерянных часов, но при виде безутешно плачущего ребенка ваше сердце разрывается.

б) Сначала готовы бежать на поиски, затем понимаете их бесполезность. Заключаете, что «таким неблагодарным и избалованным детям незачем делать дорогие подарки».

в) Наказываете сына, в ваших обвинительных речах фигурирует цена часов.

3. Ваш девятилетний сын передает, что учитель хочет вас видеть. Как вы к этому отнесетесь?

а) Вы совершенно далеки от паники, спокойны, но при первой же возможности навестите учителя.

б) Вы пытаетесь выяснить, что же натворил сын. Обещаете ему самое суровое наказание, если учитель пожалуется на него.

в) Вы близки к истерике, готовы сейчас же бежать к учителю, вам не обойтись без успокаивающих капель.

4. Ваш девятилетний сын получил в четверти две двойки. Для вас это удар, так как вообще мальчик успевал по всем предметам. Как вы реагируете?

а) Вы огорчены, но считаете, что это все-таки не трагедия. Решаете заниматься с сыном во время каникул по этим предметам.

б) Не знаете, кого обвинить в случившемся: то ли сына — «мальчишка совсем от рук отбился», то ли мужа (жену) — «это ведь его наследственная тупость», то ли учителя — «он нас просто ненавидит», в) В семье скандал, вас успокаивает только то, что и у товарища вашего сына тоже две двойки.

5. Вы видите, как ваш девятилетний сын издевается над бездомной кошкой. Как вы себя поведете?

а) Вы возмущены, требуете немедленно прекратить это безобразие.

б) С ужасом оттаскиваете сына от кошки: «А если она бешеная?!»

в) Равнодушно проходите мимо, полагая, что такое занятие вполне естественно для мальчика,

6. Вы обнаружили у своего двенадцатилетнего сына сигареты. Как вы реагируете?

а) Не подаете вида, что мальчик разоблачен, однако все чаще говорите о вреде курения.

б) Не придаете этому особого значения, но при первом же семейном скандале припоминаете ему и курение.

в) Ждете удобного случая, чтобы поймать его с поличным.

7. Вы поссорились с мужем, очень раздражены и с трудом сдерживаете слезы, когда из школы возвращается ваш десятилетний сын; мальчик в приподнятом настроении, он получил хорошие отметки и предвкушает поход в кино с вами. Как вы себя поведете?

а) Ничем не выдаете своего состояния, идете с сыном в кино.

б) Сдержанно сообщаете, что плохо себя чувствуете, предлагаете отложить намеченный поход в кино.

в) Приход сына только усугубляет ваше раздражение, о кино не может быть и речи.

8. У вашего сына скоро день рождения — десять лет, он пригласил гостей и с нетерпением ждет праздника. За день до торжества вы узнаете, что всего на один день приезжают ваши друзья, с которыми вы долго не виделись. Как вы поступите?

а) Приехавшие к вам гости — не помеха празднику сына, вы прекрасно можете провести время вместе.

б) Вы объясняете сыну ситуацию, просите о переносе торжества,

в) Просто сообщаете, что празднование дня рождения отменяется.

9. Вы замечаете, что у вас из кошелька начинают пропадать мелкие деньги. К своему ужасу, обнаруживаете, что это дело рук вашего сына-подростка. Как вы реагируете?

а) Вы озадачены, но пока не сломлены. Решаете, что должны сначала выяснить, зачем сыну нужны были деньги, а затем уже принимать меры.

б) Наказываете сына, ничего не выяснив.

в) Вам все ясно — ваш сын вор!        

10. У вашего 15-летнего сына неприятности. Он начал хуже учиться, грубит учителям. Вы знаете, что причина всему – его первая неразделённая влюблённость. Как вы себя поведёте:

а) Стараетесь понять сына. Помните себя в его возрасте; во всём проявляете деликатность.

б) Уверены, что «эта дурь со временем пройдёт».

в) «О какой любви может идти речь в пятнадцать лет?! Пока не исправит двойки и не научится себя вести, не выйдет из дому!»

11. Ваш примерный пятнадцатилетний сын связался с дурной компанией. Он запустил учебу, без стеснения курит при вас, несколько раз приходил домой, явно выпив спиртного. Что вы предпримете?

а) Вслух сожалеете о том, что не можете уважать собственного сына, при каждом удобном случае объясняете ему, что такое поведение недостойно мужчины. Искренне верите, что этой сомнительной дружбе скоро придет конец.

б) Приписываете все переходному возрасту, но скандалы в семье учащаются.

в) Начинаете привыкать к мысли, что ваш сын — хулиган.

12. Во время неприятного разговора с сыном вы не сдержались и дали ему пощечину. Через некоторое время ясно осознали, что мальчик ее не заслужил, вы погорячились. Как вы поступите?

а) Просите сына простить вас, даете себе слово впредь быть сдержаннее.

б) Стараетесь загладить свою вину, но извиняться не станете, считаете, что это может пошатнуть ваш авторитет.

в) «Сам меня довел! На то и родители!»

13. Зайдя в квартиру, вы слышите разговор вашего сына со своим другом. Он делится своим небольшим опытом в общении с девушками. Говорит, что не относится к ним серьезно. Какова ваша реакция?

а) Сразу же заявляете о своем присутствии, такая позиция вашего сына огорчает вас.

б) На миг как бы замираете у двери, затем входите в квартиру. Такое отношение вашего сына к девушкам вам по душе. « Рано ему думать о них серьезно. Главное — не даст себя по глупости рано женить!»

в) Немного слушаете дальше. Никак не реагируете на слова сына, но при случае скажете ему, что на уме у него одни девицы.

14. Ваш семнадцатилетний сын заявил, что вы ничего не понимаете в современной жизни. Как вы отнесетесь к его словам?

а) Вы ни на чем не настаиваете, но о «современной жизни» готовы поспорить с ним на равных.

б) Вы возмущены и считаете, что как раз вы-то в современной жизни разбираетесь правильно.

в) «Пока этот грубиян не извинится, не желаю его видеть!»

15. Ваш восемнадцатилетний сын заявил, что месяца через два женится. Причем будущая невестка вам неизвестна. Что вы ему ответите?

а) Не пытаетесь отговаривать сына, считаете, что со временем все станет на свои места.

б) Воспринимаете новость со смешанной гаммой недоумения и иронии.

в) Вы словно лишаетесь дара речи, но когда снова обретаете его, вашему красноречию нет предела: «Только через мой труп!» и т. д.

16. Чем вас может больше всего порадовать ваш ребенок?

а) Вдруг обнаружившимися незаурядными способностями (в математике, рисовании, спорте и т. п.).

б) Отличными отметками в школе.

в) Беспрекословным послушанием в семье.

17. Чем огорчить?

а) Во всем проявляющейся посредственностью.

б) Двойкой в четверти.

в) Непослушанием.

18. В чем, по-вашему, заключается главный залог благополучия?

а) В незаурядной силе воли.

б) В крепком здоровье.

в) В ярких умственных способностях.

19. В чем причина всех неудач?

а) В опрометчивости в поступках.

б) В самоуверенности.

в) В глупости.

20. Кем вы хотите видеть своего выросшего ребенка?

а) Добрым человеком, хорошим другом.

б) Блестящим специалистом.

в) Знаменитостью.

21. Что вас больше всего страшит в жизни вашего взрослого сына?

а) Тяжелая болезнь.

б) Соучастие в преступлении.

в) Несложившаяся личная жизнь.

22. В чем, на ваш взгляд, заключается умение постоять за себя?

а) В незаурядном самообладании.

б) В чувстве юмора.

в) В физической силе.

23. Что труднее всего воспитать?

а) Отзывчивость.

б) Трудолюбие.

в) Порядочность.

24. Какое качество — самое главное для родителей?

а) Самообладание.

б) Умение во всем увидеть смешное.

в) Умение вникнуть в дела детей.

25. Считаете ли вы, что материальное благополучие — самое главное в жизни?

а) Нет.

б) Боюсь, что в современной жизни — да.

в) Бесспорно, да.

26. Что, по-вашему, из перечисленных предметов самое необходимое для юноши?

а) Ружье (рыболовные принадлежности, мотоцикл).

б) Стереомагнитофон.

в) Сверхмодный свитер.

27. Какой подарок от сына-школьника вам дороже всего?

а) Сделанная своими руками табуретка.

б) Букет великолепных роз.

в) Дорогой подарок, купленный на сэкономленные деньги.

28. Считаете ли вы, что ваш сын «пошел не в вас»?

а) Людей без недостатков не бывает; у меня — свои, у него — свои.

б) Иногда мне это кажется.

в) Да, я таким не был.

29. Часто ли вы навязываете своему ребенку свою точку зрения?

а) Стараюсь этого не делать вообще.

б) Иногда, если это необходимо.

в) Конечно, только называю это не «навязывать свою точку зрениях, а «наставлять на истинный путь».

30. Считаете ли вы себя идеальными родителями?

а) Идеальных родителей не бывает, как и не бывает идеальных людей.

б) Не считаю.

в) Конечно, я ведь не жалею для моего ребенка ни денег, ни времени, ни сил.

Шкала оценки результатов: а = 1 балл, б = 2 балла, в = 3 балла.

Подведем итоги.

От 30 до 35 баллов. Вы сами можете давать советы в воспитании детей. Нам же посоветовать вам нечего. Ваше призвание — быть педагогом.

35 – 40. В основном вы поступаете правильно, однако не забывайте, что разгулявшиеся нервы — плохой помощник в воспитании.

40 – 55. Вам следует пересмотреть свои взгляды на себя и вашего ребенка. Хотя бы иногда вспоминайте себя в юном возрасте!

55 – 65. Вы часто бываете несправедливы. Удивительное дело: вы умудрились увидеть разницу между словами «человек» и «ребенок»!

65 – 80. Вряд ли вас ждет счастливая старость в окружении любящих детей. К счастью, вы не типичны.

80 – 90. Вам следовало бы серьезно задуматься, прежде чем заводить ребенка, ибо от этого вашего шага никто счастливее не стал!



Предварительный просмотр:

ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЮТ РОДИТЕЛИ. А РОДИТЕЛЕЙ?

        Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Вот почему так важно знать, насколько успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности.

        Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

Ответы

Можете ли вы:

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

3

2

1

2

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3

2

1

3

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

3

2

1

4

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

3

2

1

5

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

3

2

1

6

Поставить себя на место ребенка?

3

2

1

7

Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

3

2

1

8

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгод

ном свете?

3

2

1

9

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

3

2

1

10

Пообещать ребенку исполнить его

желание за хорошее поведение?

3

2

1

11

Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

3

2

1

12

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

3

2

1

13

Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

3

2

1

ИТОГ:

От 30 до 39 очков: ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

От 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков: говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

ДОСТАТОЧНО ЛИ ВЫ КОНТАКТНЫ С ДЕТЬМИ?

Для того чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребёнка, уметь пользоваться различными педагогическими приёмами; но ещё важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  7. Проверяете ли вы, как они делают уроки?
  8. Есть ли у вас общие с ними увлечения и занятия?
  9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
  10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время их празднеств?
  11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
  12. Бываете ли вы вместе в театре, на выставках, на концертах?
  13. Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
  14. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, в туристических походах?
  15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

«да» - 2

«отчасти», «иногда» - 1

«никогда» - 0

20 баллов: ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.

От 10 до 20 баллов: удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, в чём они должны быть углублены и дополнены.

Менее 10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны; необходимо решить, как их улучшить.



Предварительный просмотр:

КАКИЕ ВЫ РОДИТЕЛИ?

Какие вы родители: слишком терпимые или, наоборот, непомерно регламентирующие жизнь своего ребенка? Ответив искренне на вопросы приведенного ниже теста, вы сможете узнать, насколько правильный тон вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Подходящий вам ответ подчеркните.

  1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был чистюлей? Да. Нет.
  2. Поощряете ли вы своего ребенка, когда он приносит домой хорошую оценку? Да. Нет.
  3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины? Да. Нет.
  1. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион со ответствовал   требованиям   медиков?   Да. Нет.
  2. Целуете ли и гладите ли вы своего ребенка и после того, как ему исполнилось семь лет? Да. Нет.
  3. Настаиваете ли вы на том, чтобы дети сами поддерживали порядок в своей комнате? Да. Нет.
  4. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку? Да. Нет.
  5. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, дневники)? Да. Нет.
  6. Есть ли у вас привычка часто повторять «А вот в мое время...» или: «Ребенок должен держать язык за зубами»? Да. Нет.
  1. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями? Да. Нет.
  2. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор? Да. Нет.
  3. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время? Да. Нет.
  4. Если бы кто-нибудь придумал робот-воспитатель, который бы вместо  родителей идеально воспитывал детей, купили бы вы такую машину? Да. Нет.
  5. Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних? Да. Нет.


        Теперь  посмотрите   на приведенную ниже таблицу. Каждый ваш ответ, который сов
пал с ответами, данными в таблице, оценивается 1 баллом. Сложив все баллы и заглянув   в   ключ  этого  теста, узнаете  мнение  психологов о вашем методе воспитания.

1 – нет; 2 –нет; 3 – да; 4 – да; 5 – да; 6 – нет; 7 – да;  8 – да; 9 – нет; 10 – да; 11 – нет; 12 – нет; 13 – нет; 14 – нет.

Ключ к тесту

1-2 балла. Роль родителей освоена вами не вполне: вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

3-5 баллов. Ваш результат не из лучших. Не будьте так жестки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно.

6-8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции. Порою вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете.

9-11 баллов. Думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и незнакомы со всеми премудростями педагогики.

12-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора своих детей – от вас они легко научатся правильному отношению к жизни и ее проблемам. 14 баллов. Поздравляем! Вы можете считать себя великолепными родителями. Если вы работаете педагогом, значит, вы на своем месте в жизни, а если вы не педагог, значит, вашим детям просто очень повезло.



Предварительный просмотр:

Воспитание школьников. – № 8. – 2001. – с. 50 – 51.

КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

1.  Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2.  Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3.  Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4.  Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5.  Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6.  Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7.  Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8.  Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9.  Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10.  Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу?»

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» — 1 и за отрицательный — 0.

Менее бочков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?



Предварительный просмотр:

Воспитание школьников. – № 1. – 2002. – С. 48 – 50.

Н. Дереклеева, педагог, Москва

НА КАКОЙ ОСНОВЕ СТРОИТСЯ ОТНОШЕНИЕ ОТЦА И МАТЕРИ К РЕБЁНКУ?

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет — 0 баллов.

Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.

Современные школьные программы чересчур сложны.

Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.

Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.

Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.

В детстве всем необходимы занятия спортом. За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его ограждать от них.

Итоги:

15-20 баллов

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8 – 11 баллов

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛЬНЫ ЛИ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАЛЬЧИКАХ И ДЕВОЧКАХ?

Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взрослых в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель или педагог с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.

Предлагаем 20 утверждений психолога, на которые нужно ответить «да» (если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения).

1.        Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

4.        Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5.        Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.

9.        Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10.        Мальчики агрессивнее.

11.        Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13.        Девочки более ласковы.

14.        Девочки легче подпадают под чужое влияние.

15.        Мальчики более предприимчивы.

16.        Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18.        Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Мнение психолога:

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых, животных, растениях. Разве что в возрасте 6—9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5.        Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определенный период тоже требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики скорее склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

18. В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки.

19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.

С помощью этого теста вы определите, насколько ваши представления о мальчиках и девочках совпадают с мнением психолога. Вероятно, каждый убежден, что прав именно он. Но учтите лишь то, что у психолога за многие годы работы было куда больше возможности изучить детей.                



Предварительный просмотр:

ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

        Ответьте на вопросы «да» или «нет»  

                                                           

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно липнет все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитанными и разумными, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень, упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44.  Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
  54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов:

Принятие – отвержение ребенка:

3,5,6,8, 10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53, 55,56,60

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34,35,36

Симбиоз:1,4, 7,28,32,41,58

Контроль: 2,19,30,48,50,57,59

Отношение к неудачам ребенка: 9,11,13,17,22,54,61

За каждый ответ «да» родитель получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» от 24 до 33 – говорят о том, что у родителя имеется положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и принимает его индивидуальность.

Низкие баллы по этой шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности. Такой взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» – 6-7 баллов являются признаком того, что взрослые проявляют интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по данной шкале 1-2 – балла говорят о том, что взрослый ведет себя по отношению к ребенку противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает во всем ребенку свою волю.

Низкие баллы по этой же шкале 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это отрицательно сказывается на обучении и воспитании детей.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» 6-7- баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.

Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.



Предварительный просмотр:

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?

Достаточно ли вы терпеливы и упорны в воспитании ребенка? Воспитываете ли вы его с любовью? Умеете ли понять его психологию? На эти вопросы, надеемся, вам поможет ответить этот тест.

  1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?

Да — 5 очков, нет — 1.

  1. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?

Да — 5 очков, нет — 1.

  1. Терпеливы ли вы, когда капризничает, плохо ест?

Всегда — 5 очков, иногда — 3, никогда — 1.

  1. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?

Да — 5 очков, иногда — 3, никогда — 1.

  1. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями?

Да, часто — 1 очко, иногда — 3, принципиально нет — 5.

  1. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился?

 Да — 1 очко, иногда — 3, нет, не хочу — 5.

  1. Ваш ребенок послушен?

Всегда — 5 очков, иногда — 3, нет — 1.

  1. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета?

Да, всегда — 5 очков, иногда — 3, нет — 1.

  1. Требуете ли вы от своего ребенка всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?

Всегда — 5 очков, иногда — 3, нет — 1.

  1. Следите ли вы за специальной педагогической литературой?

Да — 5 очков, иногда — 3, нет — 1.

А теперь подсчитайте набранные очки.

От 10 до 23 очков.

Боимся, что вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок будет постоянно огорчать вас или замкнется.

От 24 до 27 очков. 

Ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять большую заботу о ребенке. В противном случае у вас, в конце концов, возникнут проблемы в отношениях с вашими детьми.

От 38 до 50 очков.

Вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!



Предварительный просмотр:

Воспитание школьников. – № 8. – 2001. – с. 50 – 51.

ХОРОШИЕ ЛИ ВЫ РОДИТЕЛИ?

На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:

1.  На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как  реагировать на поведение вашего ребенка.

3.  Ваши интуиция и опыт — лучшие советники в воспитании ребенка.

4.  Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5.  Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6.  Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7.  Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8.  Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

10.  Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

11.  Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка — физическое наказание (ремень).

12.  Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13.  Ваш ребенок достает вам больше хлопот, чем радости.

14.  Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15.  У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчеты результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3, 5, 7,9,11,13,15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

100 – 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения — ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. Рискнете?

50 – 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0 – 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю — доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.



Предварительный просмотр:

ХОРОШИЙ ЛИ ТЫ ОТЕЦ?

Вопрос

Да

Иногда

Нет

1

Отделываешься ли ты от ответа на вопрос ребенка словами вроде: «Я тебе это объясню, когда ты подрастешь».

0

2

5

2

Считаешь ли ты. что ребенку на «карманные расходы» следует давать не определенную разумную сумму, а в зависимости от его «потребностей»?

0

2

5

3

Стараешься ли ты объяснить ребенку, почему ты ему запрещаешь что- либо?

4

2

0

4

Позволяешь ли ты маленькому ребенку помогать по дому, даже если эта помощь дает немного или ничего не дает?

4

3

0

5

Считаешь ли ты, что невинная ложь ребенка допустима?

0

2

4

6

Используешь ли ты каждую возможность, чтобы развивать в ребенке наблюдательность?

5

1

0

7

Разрешаешь ли ты себе саркастические замечания в отношении собственного ребенка?

0

0

5

8

Придерживаешься ли ты взглядов, что хорошая трепка никогда еще не вредила ребенку?

0

2

5

9

Считаешь ли ты, что раннее посвящение ребенка во «взрослую жизнь» вредно?

0

3

4

10

Читаешь ли ты книги о воспитании?

4

2

0

11

Считаешь ли ты, что у детей могут быть собственные секреты?

3

2

0

12

Бранишь ли ты ребенка, если он оставляет еду на тарелке?

0

1

4

13

Даешь ли ты ребенку возможность развивать веру в собственные силы и самостоятельность?

5

1

0

14

Радуешься ли ты успехам своего ребенка, даже если ты хорошо видишь его недостатки?

3

2

0

15

Охотно ли ты проводишь время со своим ребенком, доставляет ли тебе удовольствие его общество или ты только испытываешь удовлетворение от чувства исполненного долга?

5

1

0

16

Осуждаешь ли ты суровость и строгость в воспитании детей, приводящие к скованности и неестественному поведению ребенка?

5

0

0

17

В состоянии ли ты сохранить абсолютное спокойствие, когда твой ребенок злится?

5

1

0

18

Можешь ли ты приказать так решительно. чтобы это приказание было выполнено почти немедленно?

5

0

0

19

Легко ли ты устанавливаешь дружеские отношения с друзьями (подругами) твоего ребенка?

4

2

0

20

Считаешь ли ты достаточной причиной для осуждения чего-либо у твоего сына (дочери) то обстоятельство, что когда ты был в его возрасте, ты этого не делал или этим не интересовался?

0

2

5

21

Решаешь ли ты за своего уже повзрослевшего ребенка жизненно важные вопросы (выбор работы, профессии), обрывая спор словами «я знаю лучше, что ему в жизни нужно»?

0

2

5

22

Считаешь ли ты, что твой сын или дочь не могут иметь тайн от тебя и не вправе чувствовать себя обиженными, если ты. например, вскроешь письмо, которое они получили?

0

2

5

23

Могут ли сын или дочь в споре переубедить тебя? Случается ли. что ты смягчаешь свое первоначальное решение. поняв, что оно слишком сурово или неправильно?

5

3

0

24

Извиняешься ли ты перед ребенком, если ты его несправедливо наказал, подозревал или лишил удовольствия?

5

3

0

25

Забываешь ли ты о своих обещаниях ребенку, особенно таких, которые для него награда за что-нибудь трудное или очень трудное?

0

2

5

26

Можешь ли оторваться от срочной работы или интересной телепередачи, если твой ребенок просит у тебя совета или помощи в чем-то для него действительно важном?

5

2

0

        РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

Если, сложив все цифры, полученные за ответы на вопросы, сумма будет:

130 — ты идеальный отец (настолько идеальный. что мы сомневаемся — на все ли вопросы ты ответил искренне):

100 — 129 — ты очень хороший отец, сознающий важность своих обязанностей:

80 — 99 — в общем, ты хороший отец, хотя часто допускаешь ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей:

60 —79 — к сожалению, во многих вопросах ты оказываешься неважным отцом. По-видимому, твои дети не чувствуют себя с тобой достаточно хорошо:

Менее 59 — увы... Ты непоследователен в своих делах и поступках, слишком часто делаешь «иногда»— то, что должен делать постоянно. Или делаешь постоянно то. чего не должен делать вообще. Дети не знают, когда и в чем они могут на тебя рассчитывать. Менее 30 — мы сочувствуем твоим детям.

Миколай Козакевич

Тест приведен из приложения к польскому журналу «Пшиячулка»



Предварительный просмотр:

Умеете ли вы общаться с ребёнком?

Умение вести беседу важно не только на светском рауте, но и в общении с близкими. Короткий разговор с собственным ребенком может сблизить или вызвать отчуждение, поднять его уверенность в себе или породить в нем чувство беспомощности и никчемности. Проанализируйте, умеете ли вы говорить со своим ребенком и слушать его. Из трех вариантов ответов — А, Б, В — выберите тот, который вам больше подходит.

1.  Уверены ли вы, что правильно воспитываете своего ребенка?

А. Скорее — нет

Б. Не уверен

В. Безусловно

2. Если ваш ребенок забыл вымыть руки перед едой, как вы станете реагировать?

А. Сколько раз тебе повторять...

Б. Мягко напомните

В. Не обратите внимания

3. Случается ли вам унижать ребенка словами, высмеивать и обзывать?

А. Нет

Б. Редко

В. Конечно

4. Не забываете ли вы отмечать положительные моменты в поведении ребенка и хвалить его?

А. Хвалю редко

Б. Стараюсь поощрять

В. Не всегда замечаю

5. Замечали ли вы, что ребенок как бы перестает слышать ваши "лекции" о поведении?

А. Затрудняюсь сказать

Б. Такого не было

В. Довольно часто

6. Характерно ли для вас использование в разговоре с ребенком угроз и предупреждений?

А. Стараюсь этого избегать

Б. Конечно характерно

В. Иногда

7. Как вы обычно располагаетесь по отношению к ребенку, беседуя с ним?

А. Не замечаю

Б. Иногда стою (сижу) спиной к нему

В. Лицом к лицу

8. Часто ли говорите ребенку выражения типа "Я так и думал", "Ты как всегда!"?

А. Пожалуй, нет

Б. Бывает частенько

В. Случается

9. Как вы обычно ведете себя, когда ребенок говорит с вами о своих проблемах?

А. Советуете не обращать внимания

Б. Отшучиваетесь

В. Обсуждаете и вникаете

10.  Задав ребенку вопрос, даете ли вы ему ответить или высказать свое мнение?

А. По-разному

Б. Всегда жду ответа

В. Часто отвечаю за него

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

1

0

3

0

1

3

1

3

0

1

Б

3

3

1

3

3

0

0

0

0

3

В

0

1

0

1

0

1

3

1

3

0

0 – 10 баллов. Ваш ребенок страдает от неполноценного контакта с вами. Вы допускаете много ошибок, которых можно избежать, понаблюдав за собой, поставив себя на место ребенка, почитав нужную литературу. Ребенок имеет право быть услышанным и получить ваше сочувствие, даже если его поступки не всегда правильны. Лишенный этого, он замыкается в себе, а вы теряете близкого, понимающего вас человека, как он потерял такого человека в вашем лице.

11 – 20 баллов. Вы неопределенны в своих поступках и ответах. И, скорее всего, непоследовательны. Очень жаль, потому что общение и взаимоотношения с ребенком, пожалуй, самое важное в нашей жизни. Следует уделять этой проблеме больше внимания.

21 – 30 баллов. Конечно, у вас случаются конфликты и ссоры в семье. Но стремление навстречу друг другу помогает найти правильный выход. Ваш ребенок не боится рассказывать о себе, советоваться с вами. Он и сам умеет слушать и сопереживать. Ваша поддержка дает ему уверенность в себе и помогает самому находить решение своих проблем. Ваш стиль общения
с ребенком вполне можно назвать благо приятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какой вы родитель?"

Тест для родителей "Какой вы родитель?"...

Тест для родителей "Хорошие ли вы родители?"

Тест для родителей "Хорошие ли вы родители?"...

Тест для родителей "Какие мы родители?"

Быть родителями - самая трудная  профессия из всех существующих на Земле! К сожалению, этой профессии не учат. А жаль! О том, как воспитывать своих люби...

Тест для родителей: " Какой Вы родитель?"

Тест " Какой вы родитель?"...