Юность и ее психологические проблемы.
статья (10 класс) на тему
Юность и ее психологические проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunost_i_ee_psihologicheskie_problemy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юность и ее психологические проблемы.
Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, входящий в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально создает огромное количество проблем.
Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.
Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и другое.
Психологические трудности юношеского возраста.
Психофизиологический уровень | Психологический уровень |
Незавершенность физического развития. Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность). Неустойчивость эмоциональной сферы. Высокий уровень личностной тревожности. Особенности высшей нервной деятельности. | Задержка развития теоретического мышления. Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти. Нереалистичность воображения. Несформированность волевой сферы. |
На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:
- проблема самосознания;
- проблема личностного роста;
- неадекватный уровень притязаний;
- несформированность жизненных планов;
- несформированность потребностей;
- несовпадение учебных и профессиональных интересов;
- низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее.
Проблемы 10 класса.
Для современного Х класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Сегодня редко кто продолжает обучение в 10 классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, лицей. Кто-то в параллельный класс в своей же школе. Кто-то остается в своем классе, но сюда приходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. А поскольку после 9 класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый четверочник» – неуспевающим. Родители не всегда задумываются о б этом, настаивая на учебе в каких-то престижных учебных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным.
Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.
Такое состояние ребенка требует индивидуальной помощи от психолога.
Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа. Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт насаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающие значение в этом возрасте.
И все же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или же школьник уже приходит в 10 класс с такой установкой (по данным социологов , сегодня немало родителей хотят, чтобы их дети перешли учится в 10 класс именно для того, чтобы был продлен мораторий детства), то это должно становиться заботой и учителей, и школьного психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юность и ее психологические проблемы
Родительское собрание на тему "Юность и её психологические проблемы"...
Презентация 10 класс родительское собрание Юность и её психологические проблемы
Презентация для родительского собрания в период адаптации в 10 классе...
Родительское собрание в 10 классе "Юность и ее психологические проблемы"
Родительское собрание в 10 классе "Юность и ее психологические проблемы"+презентация...
Презентация к родительскому собранию "Юность и ее психологические проблемы".11 класс
Презентация к родительскому собранию "Юность и ее психологические проблемы".11 класс...
Родительское собрание в 10 классе «Юность и ее психологические проблемы»
Расширить представления родителей об особенностях ранней юности; оказать помощь в преодолении трудностей в этом возрасте....
Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 10 класса по теме: "Юность и ее психологические проблемы"
ДЕСЯТИКЛАССНИКИ Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях ...