Анкета для родителей, позволяющая определить личностные трудности выпускника в период подготовки и проведения ЕГЭ (ОГЭ).
консультация (9, 11 класс) на тему

Сирота Ольга Васильевна

В данном материале публикуется анкета для родителей выпускников 9,11 классов, позволяющая определить личностные трудности ребенка в период подготовки  и сдачи экзамена, а также психологическая характристика каждого типа, способы поддержки и основные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_dlya_roditeley_i_pedagogov.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

Утверждение

Да

Нет

1

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

2

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

3

Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая на других

4

Всегда и во всем исполнителен

5

Часто бывает несдержанным

6

Хорошо делает по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

7

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

8

В своих делах и действиях часто надеется на авось

9

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-либо другому

10

Часто перепроверяет, постоянно что-то исправляет в сделанном

11

Перед выполнением чего-либо требуется период раскачки

12

При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее сделать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее

13

Выполненную работу обычно не проверяет

14

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша, теребит волосы и т.д.

15

При выполнении какой-либо работы очень быстро устает

16

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

17

Часто бывает неаккуратным

18

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

19

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

20

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

21

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы

22

В работе часто бывает небрежен

23

Всегда стремится получать только отличные оценки

24

Всегда и во всем медлителен и малоподвижен

25

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

26

Старается все делать быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

27

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

28

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

29

Постоянно требует подтверждения паравильности выполнения чего-либо

30

Равнодушен к результатам работы

31

Заранее свои действия планирует с трудом

32

Часто жалуется на усталость

33

Все делает медленно, но основательно

Обработка результатов

Засчитываются только утвердительные ответы. Наличие 3-4 плюсов в шкале позволяет говорить о наличие трудности.

Трудности

Ответы «да» на вопросы

Трудности

Ответ «да» на вопросы

Инфантильные дети

1,8,13,30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12,19,21,31

Тревожные дети

2,10,14,29

Астеничные дети

15,25,29,32

Неуверенные дети

3,6,9,20

Гипертимные дети

5,7,17,22,26

«Отличники» и перфекционисты

4,16,23,27

Застревающие дети

11,18,24,33

1.Инфантильные дети

Краткая психологическая характеристика. Такие дети отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. Они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией. Для них характерен внешний локус контроля: они часто приписывают причины происходящего с ними окружающим, фактору случайности. Возникают трудности с принятием ответственности за результаты экзамена.  Описывая причины собственных неудач, такие дети часто говорят:  «Меня плохо учили», «У меня отбили интерес к учебе». Безответственность ребенка может подкрепляться тем, что родитель берет на себя ответственность за процесс подготовки к экзамену. Недооценка важности экзамена, возможные последствия низких оценок. Самооценка их часто неадекватно завышена.

Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена. Трудно заставить себя заставить готовиться к экзамену. Им свойственна апелляция к «высшим» силам вместо опоры на собственные возможности. Они испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. Отсутствует система мышления. В стрессовой ситуации экзамена не могут принять собственное решение. Могут сдать КИМ задолго до завершения времени экзамена, не проверив работу и не попытавшись ответить на те вопросы, ответы на которые требуют усилий.

Факторы, способствующие возникновению данной трудности. Такие дети – продукты семейного воспитания. Две системы воспитания: потворствующая и доминирующая гиперопека.

Стратегия поддержки. Очень важно возложить на ребенка ответственность за подготовку к экзамену. При этом необходимо понимать, что, если ребенок не имеет опыта ответственности, он не сможет начать сразу отвечать за все разнообразные виды деятельности. Активизировать позицию инфантильного ребенка надо постепенно.

Важно чтобы родитель не брал на себя  устранение последствий поступков ребенка. При работе с учебным материалом детям необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки – начать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения. Установление регламента времени.

В работе с инфантильными детьми очень важно не злоупотреблять словесными способами воздействия. Если родитель реализует стиль воспитания по типу потворствующего, следует рекомендовать ему сформулировать четкие требования к ребенку и следить за их выполнением. Если по типу доминирующей гиперопеки, то необходимо ограничить количество требований и замечаний, больше интересоваться мнением ребенка, учитывая его собственные интересы. Важно не отвлекать ребенка от задания, пока он не закончит. Помогать структурировать время и создавать внешние опоры.

2.Тревожные дети.

Краткая психологическая характеристика. Повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, выражается в волнении, в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценке. Ребенок чувствует собственную неадекватность, неполноценность. Учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжением. Особую  тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде. Оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий в школе.

Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена. Ребенку трудно контролировать свое эмоциональное состояние, отсюда возникают сложности с концентрацией. Состояние экзамена может приводить к дезорганизации деятельности, росту утомляемости, снижению работоспособности. Наиболее сложной стороной ЕГЭ для таких детей является отсутствие эмоционального контакта со взрослыми.

Факторы, способствующие возникновению данной трудности. Большое влияние на формирование тревожности у ребенка оказывает эмоциональная обстановка в семье. Если сам родитель склонен воспринимать экзамен как ситуацию потенциально опасную, он тем самым способствует повышению тревожности у ребенка.

Стратегия поддержки. Важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрения, поддержка.

Необходимо научить ребенка приемам самоорганизации. Релаксации, аутотренинга, обязательно познакомить с процедурой ЕГЭ. Большое значение имеет беседа с близким человеком, направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки.

В качестве подготовки тревожных детей можно рекомендовать проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей, рекомендовать детям придерживать определенного стиля поведения. Большое значение имеет благоприятный климат в семье.

3.Неуверенные дети.

Краткая психологическая характеристика. Дети не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Они не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают трудности при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Неуверенные дети часто не могут подолгу приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена. Такие дети испытывают затруднения во время любого экзамена. На ЕГЭ они не могут выбрать самостоятельную стратегию деятельности.

Факторы, способствующие возникновению данной трудности. Неуверенность возникает чаще всего при воспитании по типу доминирующей  гиперопеки. Критика и замечания приводят к тому, что ребенок, даже при достаточном уровне знаний, не верит в собственные способности.

Стратегия поддержки. Необходимо, чтобы ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми надо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение.  Взрослый должен создать ситуацию успеха. Ни в коем случае нельзя говорить фразы «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит его тревогу. Родителям таких детей необходимо уменьшить долю контроля за ребенком и выражать ему поддержку в случаях, когда он принимает самостоятельное решение.

4.Дети – отличники и перфекционисты

Краткая психологическая характеристика. Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех. Они очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают должно быть замечено и получена самая высокая оценка. Они должны быть лучшими из лучших.

Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена. Во время экзамена им нужно сделать все задания. Причем безошибочно. Для них сложно пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Они испытывают сильную тревогу, стремятся получить поддержку. Им также трудно контролировать свое эмоциональное состояние.

Факторы, способствующие возникновению данной трудности. Если родитель проявляет внимание преимущественно к учебной успешности ребенка и поощряет его только за хорошие оценки, это может привести к тому, что у ребенка формируется установка: «Я хороший, только если я хорошо учусь». Высокая успеваемость ребенка является для родителя важным критерием его собственной успешности.

Стратегия поддержки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Для получения отличной оценки не надо выполнять все задания. Необходимо проинформировать таких детей и необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты и скорректировать ожидания. Надо научить их планировать работу по времени. Необходимо избегать сравнения с другими и снизить субъективную значимость ЕГЭ. Необходимо, чтобы родитель выражал свою любовь независимо от его учебных успехов. Важно переключить ребенка с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрировать на проверке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....

Цикл занятий по психолого-педагогического сопровождения для выпускников в период подготовки к ГИА

Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.Занятия данно...

рекомендации родителям и выпускникам в период подготовки к государственной (итоговой) аттестации

Данные рекомендации направлены помощь в самый сложный период - государственная (итоговая) аттестация...

Рекомендации выпускникам в период подготовки и сдачи итоговых испытаний

Рекомендации выпускникам в период подготовки и сдачи итоговых испытаний...