Организация режима дня школьника
материал на тему
Предварительный просмотр:
Организация режима дня школьника
(советы родителям)
Если спросить у Вашего ребенка: «Какой у тебя режим дня?», многие ответят: «У меня его нет». Некоторые ответят, что каждый час дня у него распланирован и листок с режимом дня висит над его рабочим столом или над его кроватью. А между тем режим дня имеет каждый ребенок, только у одних он правильный, у других – нет.
Правильно организованный режим дня — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии.
Совсем не обязательно, чтобы режим дня Вашего ребенка минута в минуту укладывался в рамки режима, рекомендованного в какой-то статье или книжке.
Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.
Конечно, самый значимый вопрос «Когда ребенку садится за уроки?». Вопрос этот не простой. Ведь как часто получается, многие школьники после школы долго «раскачиваются»: обед длится часами, плавно перетекая в ужин, при этом ребенок играет в компьютерные игры, смотрит телевизор, разговаривает по телефону. Так же неограниченно бывает и прогулка, которая заканчивается лишь по Вашему требованию. Мозг ребенка к этому моменту утомлен, запоминается все с трудом.
Вы понимаете, что нельзя идти в школу с невыученными уроками, и заставляете ребенка выполнять домашнее задание. Но в этом случае все против Вашего ребенка: он утомлен, его все отвлекает, а кроме того, мысль, что надо спешить, уже поздно, а он не успевает, огорчает и его и от этого работоспособность ребенка еще более ухудшается. Ребенок делает усилия, заставляет себя читать один тот же текст по нескольку раз, а результат ничтожен.
А если такой распорядок у вашего ребенка ежедневно, то изо дня в день увеличивается усталость, ухудшается настроение, а успехов в школе все меньше и меньше.
В этой таблице приведены гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах).
Класс | Домашнее задание | Прогулка | Внеклассные и внешкольные занятия | Просмотртелепередач | Ночной сон |
I | До 1 часа (со II полугодия) | 4 часа | 0,5-1 час | 0,5 часа | 11,0-10,5 часов |
II | До 1,5 часов | 3,5 часа | 1-2 часа | 1 час | 11,0-10,5 часов |
III | до 2 часов | 3,5 часа | 1-2 часа | 1,5 часа | 11,0-10,5 часов |
IV | до 2 часов | 3,5 часа | 1-2 часа | 1,5 часа | 10,5 часов |
V | до 2,5 часов | 3 часа | 1-2 часа | 1,5 часа | 10,5 часов |
VI | до 2,5 часов | 2,5 часа | 1-2 часа | 1,5 часа | 10,0 часов |
VII | до 3 часов | 2,5 часа | 1-3 часа | 2,5 часа | 9,5 часов |
VIII | до 3 часов | 2,5 часа | 1-3 часа | 2,5 часа | 9,5 часов |
IX | до 4 часов | 2,5 часа | 1-3 часа | 2,5 часа | 9,0 часов |
X-XI | до 4 часов | 2,5 часа | 1-3 часа | 2,5 часа | 9,0-8,5 часов |
Выделите время и вместе с Вашим ребенком критически оцените организацию режима его дня. Вместе с ребенком составьте правильный режим дня, который будет для него удобен. Для этого необходимо помнить, что все основные элементы режима выполнялись строго в одно и то же время.
Для правильной организации режима дня можно воспользоваться примерным распорядком дня школьника, обучающегося в первую и во вторую смену. Составлены эти распорядки с учетом изменения состояния организма в течении дня. Эти распорядки дня можно использовать как ориентир, в какое время лучше садится за уроки, идти гулять, отдыхать.
Примерный распорядок дня для школьников,
которые учатся в первую смену
Пробуждение | 7.00 |
Зарядка, туалет | 7.00 – 7.30 |
Завтрак | 7.30 – 7.50 |
Дорога в школу | 7.50 – 8.20 |
Занятия в школе | 8.30 – 14.30 |
Дорога из школы домой | 14.30 – 15.00 |
Обед | 15.00 – 15.30 |
Прогулка на воздухе | 15.30 – 17.00 |
Приготовление домашнего задания | 17.00 – 20.00 |
Ужин, свободные занятия | 20.00 – 21.30 |
Приготовление ко сну | 21.30 – 22.00 |
Сон | 22.00 – 7.00 |
Примерный распорядок дня для школьников,
которые учатся во вторую смену
Пробуждение | 7.30 |
Зарядка, туалет | 7.00 – 8.00 |
Завтрак | 8.00 – 8.30 |
Приготовление уроков | 8.30 – 11.30 |
Прогулка на воздухе | 11.30 – 12.30 |
Обед | 12.30 – 13.00 |
Дорога в школу | 13.00 – 13.20 |
Занятия в школе | 13.30 – 18.30 |
Дорога из школы домой | 18.30 – 19.00 |
Ужин, прогулка, свободные занятия | 19.00 – 22.00 |
Приготовление ко сну | 22.00 – 22.30 |
Сон | 22.30 – 7.30 |
Пожалуй, большие затруднения в составлении и выполнении режима дня испытывают учащиеся второй смены. Обычно это связано с тем, что они поздно засиживаются вечером, так как утром не нужно идти в школу, и, чтобы выспаться, встают, естественно, тоже поздно. Родители в это время на работе, а для ребенка начинается ленивый, неорганизованный день. А время летит быстро и, едва выучив уроки, приходится бежать в школу, чтобы не опаздывать на занятия. Сходить погулять, сделать что-то по дому не остается времени.
Некоторые школьники, чтобы освободить себе полдня для отдыха, стараются учить уроки вечером. Они поступают совершенно неправильно. Их учебная нагрузка распределена неверно: занятия в школе во вторую смену и подготовка уроков вечером – слишком большое напряжение для организма. А кроме того этот период самый низкой умственной работоспособности. Поэтому садиться за выполнение домашнего задания школьникам второй смены, конечно, надо с утра.
Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой, она требует наличия волевых усилий самого человека, а в раннем периоде его развития — волевых усилий родителей и других близких людей.
Довольно скоро новые полезные привычки Вашего ребенка заменят старые, и он почувствует, что ему стало легче учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация режима дня как одна из составляющих социализации личности
Актуальность проблемы Режим человека - одно из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья, работоспособности и продолжительности жизни, мощное лечебно- профилактическое средс...
Проект по физической культуре и спорту на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника»
Проект по физической культуре на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника» Учитель физической культ...
Влияние режима дня школьника на его здоровье.
Статья "Влияние режима дня школьника на его здоровье" написана на основе исследования режима дня школьников в условиях северных городов. При подготовке использовались анкеты родителей и школьников 3-4...
Исследовательский проект «Изучение режима питания школьников и освещенности школьных кабинетов МКОУ СОШ №1 с.п. Нартан Чегемского района КБР»
Исследовательский проект...
Организация режима труда, питания, сна и отдыха.
Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчер...
Организация режима труда, питания, сна и отдыха
Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчер...
Рекомендации по организации режима дня для школьников
Рекомендации по организации режима дня для школьников...